Государственный налоговый менеджмент в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 08:42, лекция

Краткое описание

1. Теоретические аспекты налогового менеджмента
2. Теоретическое обоснование формирования и развития государственного налогового менеджмента
3. Организация государственного налогового менеджмента в Республике Казахстан
4. Основные направления развития налогового менеджмента в Казахстане на стратегическую перспективу

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1. Государственный налоговый менеджмент в Республике Казахстан.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

Лекция 1. Тема: «Государственный налоговый менеджмент в Республике Казахстан »

План

  1. Теоретические аспекты налогового менеджмента
  2. Теоретическое обоснование формирования и развития государственного налогового менеджмента
  3. Организация государственного налогового менеджмента в Республике Казахстан
  4. Основные направления развития налогового менеджмента в Казахстане на стратегическую перспективу

 

1. Теоретические аспекты налогового менеджмента

Налоговый менеджмент является одним из подвидов финансового  менеджмента, выполняя соответствующую функцию в системе управления. Принимая во внимание все многообразие подходов к выявлению содержания понятия менеджмент, налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Специфическим объектом налогового менеджмента выступают  экономические отношения предприятий  и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований.

Налоговые платежи  фирмы, снижая чистый доход, влияют на уровень достаточности ее капитала. При этом бремя налогов распределяется на доходы неравномерно, поскольку в налоговом законодательстве есть ряд положений и исключений, которые благоприятны для одних видов доходов и неблагоприятны для других.

Предвидеть  изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их — задачи налогового менеджера. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов.

Как и менеджмент вообще, налоговый менеджмент — это не только управляющая, но и управляемая система, поскольку она находится под влиянием государственного воздействия через налоговое, валютное, таможенное, денежно-кредитное регулирование.

Налоги как  финансовая категория обусловливают тесную связь налогового менеджмента с финансовым. Налоговый менеджмент является составляющей финансового менеджмента. В конечном счете, у них одна цель — максимизация ценности фирмы. Таким образом, управление налогами — одно из стратегических направлений финансового менеджмента.

 

 

Управление налогами, или налоговый менеджмент, представляет собой составную часть общей  системы управления финансами.

Налоговый менеджмент — это процесс управления налогами путем использования налогового механизма для воздействия на налоговую систему.

Целью налогового менеджмента является реализация налоговой политики государства и хозяйствующего субъекта.

Объектами налогового менеджмента являются:

  • налоговое администрирование;
  • налоговое планирование;
  • налоговый учет.

Налоговое администрирование предполагает:

•постановку налогоплательщика  на налоговый учет и выполнение им других обязательных организационных  действий, необходимых для ведения  хозяйственной деятельности;

•установление законодательных  и нормативных актов по исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов;

•регулирование порядка  изменения срока уплаты налогов;

•контроль и обеспечение  исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов.

Налоговое планирование — это неотъемлемая часть планирования на уровне государства и хозяйствующего субъекта управления.

Государственное налоговое планирование — совокупность действий исполнительных органов управления по выработке общей структуры доходных статей бюджета, оценка налоговых поступлений бюджета в расчете на перспективу и на текущий год. Корпоративное налоговое планирование — целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

Налоговый учет — выбранная в соответствии с Налоговым кодексом РК совокупность способов определения доходов или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Все налогоплательщики  подлежат постановке на учет в налоговом  Комитете по месту нахождения организации, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Фирмы, имеющие обособленные подразделения, расположенные на территории Казахстана, обязаны также встать на учет в других налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Постановка на учет налогоплательщика  в качестве организации и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических или индивидуальных предпринимателей одновременно с государственной регистрацией фирмы. В свидетельстве о постановке на налоговый учет указываются присвоенные фирме регистрационный номер налогоплательщика (РНН) и код причины постановки на учет (КПП).

Обособленное подразделение  — место, расположенное отдельно от головного отделения фирмы, в котором оборудованы стационарные рабочие места и ведется деятельность. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца и работа сотрудников на стационарных рабочих местах (обособленным подразделением фирмы может считаться даже просто арендованная комната, в которой стоят стол и стул и работает сотрудник фирмы).

В течение месяца после  создания обособленного подразделения  необходимо подать в налоговый комитет заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения. Вместе с заявлением нужно подать в налоговые органы заверенную у нотариуса копию свидетельства о постановке фирмы на налоговый учет, а также документы, подтверждающие создание обособленного подразделения. Это могут быть приказ о создании подразделения, положение о нем, доверенность, выданная руководителю обособленного подразделения, и др.

Не позднее пяти дней со дня подачи заявления и остальных  документов налоговые органы должны выдать уведомление о постановке обособленного подразделения фирмы на учет. В уведомлении указывается присвоенный фирме код причины постановки на учет (КПП). Новый РНН не присваивается.

Фирма должна также встать на учет в налоговой инспекции  по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества — земельных участков, зданий, сооружений, помещений. Становиться на учет нужно только тогда, когда недвижимость принадлежит фирме на праве собственности. Право собственности должно быть зарегистрировано в БТИ. При этом, если недвижимое имущество находится на территории, контролируемой налоговой органом, в котором фирма уже состоит на учете, повторно становиться на учет не нужно.

Наконец, в течение 30 дней со дня регистрации транспортного  средства фирма должна встать на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств: автомобилей, мотоциклов, самолетов, вертолетов, речных и морских судов. Согласно Налоговому кодексу РК, местом нахождения самолетов, вертолетов и судов, принадлежащих фирме, является юридический адрес этой фирмы. Местом нахождения автомобилей и мотоциклов является место регистрации в ГАИ. Если регистрация производится по месту нахождения фирмы (или ее филиалов и представительств), поставленной на учет, повторно становиться на учет в одной налоговой инспекции не нужно.

Не позднее пяти дней со дня подачи заявления и остальных  документов налоговые работники  должны выдать уведомление о постановке недвижимости фирмы на учет. В уведомлении  указывается присвоенный фирме  код причины постановки на учет (КПП).

Налогоплательщик в  соответствии с законами Республики Казахстан несет ответственность  за нарушение срока прохождения  государственной регистрации налогоплательщиков; достоверность представляемых сведений при присвоении регистрационного номера налогоплательщика и постановке на регистрационный учет, а также за правильность проставления регистрационного номера налогоплательщика в налоговой отчетности и в иных случаях, установленных законами Республики Казахстан.

Расчетный счет в банке может быть открыт организации или индивидуальному предпринимателю только при предъявлении ими свидетельства, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе. При этом налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган об открытии (закрытии) счета в течение семи дней, а банк - в течение трех дней для соответствующего налогоплательщика.

Под понятием «счет» следует понимать расчетные (текущие), валютные и иные счета в банках, открытые на основании  договора банковского счета, на которые  зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие денежные средства на открытый клиенту счет, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В отличие от договора банковского счета, договор банковского  вклада (депозита) не допускает осуществления  расчетных операций за товары (работы, услуги). Ссудный счет открывается  банком организациям-заемщикам на основании кредитного договора. Поэтому сведения об открытии таких счетов в налоговые органы подавать не требуется.

Фирма подлежит снятию с учета в  налоговой инспекции в случае:

  • реорганизации (слияния, присоединения, разделения или преобразования);
  • ликвидации;
  • закрытия обособленного подразделения, по месту нахождения которого фирма состоит на учете;
  • •прекращения права собственности на недвижимое имущество, по месту нахождения которого фирма состоит на учете;
  • •прекращения права собственности на транспортное средство, по месту нахождения которого фирма состоит на учете.

Чтобы снять фирму  с учета, нужно подать в налоговую  инспекцию заявление. Налоговый  орган должна снять фирму с  учета в течение 10 дней со дня  получения заявления.

2.Теоретическое обоснование формирования и развития государственного налогового менеджмента

В системе  государственного управления социально-экономическими процессами налогообложение выступает как важный рычаг перераспределения финансовых ресурсов с целью формирования основной части доходов бюджетов различных уровней и назначения. Трудности теоретического обоснования управления системой налогообложения в условиях рыночной организации воспроизводственного процесса связаны, прежде всего, со спецификой налоговых отношений, которые существенно отличаются от совокупности всех других производственно-экономических отношений, характерных для товарно-денежных взаимоотношений между независимыми товаропроизводителями в ходе рыночного взаимодействия. В отличие от командно-административной системы, рыночная экономика базируется на свободе выбора вида деятельности каждым товаропроизводителем, на самостоятельном определении основных параметров производственной и коммерческой деятельности, на добровольности вступления в экономические взаимосвязи с поставщиками, потребителями и другими деловыми партнерами. В основе взаимодействия товаропроизводителей лежит принцип эквивалентности, который обеспечивается действием законов и закономерностей рыночной экономики. Налоговые отношения коренным образом отличаются от собственно рыночных отношений, по крайней мере, на поверхности социально-экономической действительности.

Среди специфических  характеристик налоговых отношений можно выделить явно контрастирующие свободному рыночному взаимодействию. Во-первых, налогоплательщики лишены права выбора, потому что вся система налогообложения жестко регламентирована, в ней однозначно определены виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, субъекты и объектов налогообложения, сроки уплаты, методы и процедуры исчисления налоговых платежей и т.д. Во-вторых, налоговые отношения носят односторонний, безэквивалентный характер, причитающиеся налоговые платежи изымаются у индивидуальных и корпоративных собственников в доход государства на безвозмездной основе. В-третьих, взаимоотношения налоговых служб с налогоплательщиками осуществляются в основном с использованием административно-правовых методов, в большинстве стран с рыночной экоомикой в систему налоговых органов входит налоговая полиция. Специфика налоговых отношений настолько существенна, что значительное число исследователей используют для обозначения государственного управления сферой налогообложения термин "налоговое администрирование"

Проведенный сравнительный анализ теоретических  воззрений различных специалистов в сфере налоговых отношений позволяет сделать следующую группировку концептуальных подходов к совершенствованию системы налогообложения:

Информация о работе Государственный налоговый менеджмент в Республике Казахстан