Государственная пошлина: особенности исчисления и уплаты организациями РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы - "Государственная пошлина: особенности исчисления и уплаты организациями РФ". Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системе Российской Федерации, продиктованные курсом на создание правового государства, привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе. Необходимо заметить, что и ранее регулированию взимания государственной пошлины придавалось немаловажное значение.

Содержание

1. Понятие и значение государственной пошлины
2. Место государственной пошлины в налоговой системе РФ
3. Виды государственной пошлины
4. Плательщики государственной пошлины, объекты обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты
5. Льготы по государственной пошлине
6. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение.docx

— 40.96 Кб (Скачать файл)

Диаграмма 1. Место государственной  пошлины в п. 1.6. доходной части  бюджета

 

Государственная пошлина относится  к налогам со стоимости исковых  заявлений и сделок имущественного характера.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный  бюджет - самый крупный денежный фонд, за счет которого содержится оборонная  система страны, силы правопорядка, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство  оказывает воздействие на экономические  процессы. Для того чтобы лучше  представить место государственной  пошлины в формировании государственного бюджета местного уровня необходимо составить таблицу.

Таблица 1. Доходная часть бюджета

 

Доходы

Поступления в местный  бюджет млн. руб.

 

1. Налог на прибыль

34974451

 

2. Налог на имущество

6345593

 

3. Налог от реализации  товаров, услуг на территории  РФ

3618393

 

4. Неналоговые доходы

82014

 

5. Доходы целевых бюджетных  фондов

8277486

 

7. Штрафы санкции, возмещение  ущерба

45145

 

8. Государственная пошлина,  сборы

79193

 
     

Удельный вес государственной  пошлины в доходной части федерального бюджета вообще выглядит как 0%, что  не дает возможности представить  ее более наглядно.

Таким образом, сумма налогового дохода, получаемого государством от государственных  пошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении  эффективности системы государственных  пошлин. По мнению автора курсовой работы, существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных  пошлин:

1) Пересмотр размеров ставок  государственных пошлин - наиболее  сложный и трудоемкий путь, требующий  материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование  новых ставок;

2) Сокращение числа льгот по  уплате государственных пошлин - наиболее оптимальное решение,  по этому пути уже пошел  законодатель, отменив большую часть  льгот по уплате государственных пошлин за совершение нотариальных действий, что и было закреплено во второй части Налогового Кодекса.

В том случае, если оставить все  без изменений систему государственных  пошлин можно вообще отменить, так  как в скором времени сумма  от их поступлений не будет покрывать  ни одну из расходных статей бюджета.

3. Виды государственной  пошлины

В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают  государственную пошлину, взимаемую  при обращении:

1) в суды общей юрисдикции, к  мировым судьям, в арбитражные  суды, в Конституционный Суд Российской  Федерации и конституционные  (уставные) суды субъектов Российской  Федерации;

2) в нотариальные органы;

3) в органы записи актов гражданского  состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные  органы;

4) в органы внутренних дел  и другие уполномоченные органы  при совершении действий, связанных  с приобретением гражданства  Российской Федерации, выходом  из гражданства Российской Федерации,  с въездом в Российскую Федерацию  и выездом из Российской Федерации;

5) в федеральные органы исполнительной  власти по вопросам официальной  регистрации программы для электронных  вычислительных машин, базы данных  и топологий интегральных микросхем;

6) в государственные учреждения  по осуществлению федерального  пробирного надзора;

7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и  (или) к соответствующим должностным  лицам.

На юридически значимые действия государство  назначает выплату, которая и  называется госпошлиной. Так же госпошлина выплачивается при выдаче документов государственными органами или лицами, имеющими на то от государства должностные  полномочия. Госпошлина в Российской Федерации относится к обязательному и действующему на всей территории страны платежу. Собственно в статье 13 Налогового Кодекса разъясняется, что госпошлина относится к федеральным налогам и сборам. И каждый уплачивающий госпошлину, кроме как обычным плательщиком, в этом случае становится также и налогоплательщиком. И это его обязывает в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса лично платить госпошлину. Уплата госпошлины вместо кого-то другого в Налоговом кодексе не предусмотрена. По виду и названию юридически значимых действий различают многие виды пошлин. В большинстве своем госпошлины это регистрационные и гербовые сборы, а также различающиеся по виду и названию юридических действий пошлины. Как то, таможенные, судебные, биржевые, наследственные, почтовые, патентные и прочие виды пошлин. Расшифруем на примерах таможенных видов пошлин. Итак, таможенная пошлина - государственный налог в соответствии с таможенным тарифом с провозимых через границу страны товаров. По тому, что за вид объекта подлежит обложению, подразделяют на ввозимые или импортные, вывозимые или экспортные и таможенные транзитного вида пошлины. По тому, какой метод применяется для исчисления пошлин, есть классификация, подразделяющая таможенные пошлины на адвалорные, специфического и комбинированного вида таможенные пошлины. Оплачиваемая по адвалорному виду таможенная пошлина начисляется в процентах на таможенную стоимость товаров подлежащих обложению. Оплачиваемая по специфическому виду таможенная пошлина берется с учетом физических характеристик товара: его веса или объема и т.п. Оплачиваемая по комбинированному виду таможенная пошлина соединяет в себе два предыдущих вида таможенного обложения. Различают еще много подвидов пошлины относящихся к таможенному виду. Тут и антидемпинговый подвид импортной таможенной пошлины, и возвратный подвид импортной таможенной пошлины, и дифференциальный вид таможенной пошлины и защитная пошлина. Каждый из этих видов сборов или налогов носит для государства смысловую нагрузку, регулирующую ту или иную экономическую ситуацию. Так антидемпинговый подвид импортной таможенной пошлины облагает товары, цена на которые ниже средних цен мирового рынка. Защитная пошлина необходима для защиты производителей товара внутри страны от конкурирующего давления иностранных производителей. А специальный вид таможенной пошлины государство применяет сверх ставки обычной таможенной пошлины при необходимости в специальных мерах защиты государственных интересов в сфере таможни. Не только в таможенном направлении присутствует госпошлина. Во многих видах юридических отношений мы сталкиваемся с вопросом уплаты госпошлины. Так, например, в ст. 90 и 91 арбитражно-процессуального кодекса описаны случаи, в которых, физические и юридические лица, обратившиеся в арбитражный суд, уплачивают разного вида госпошлину. С уплатой госпошлины также связаны юридические ситуации, которые относятся к сфере регистрации прав на недвижимость. Так при обращении гражданина по вопросу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и каких-либо сделок с ним, и, кроме того, даже за информацией о наличии зарегистрированных прав, за какими то иными документами вместе с заявлением о государственной регистрации своих прав заявитель обязан предъявить документ с отметкой банка об уплате госпошлины. Такие ситуации наблюдаются во многих сферах, где явно или неявно присутствует государство. Оно, таким образом, пополняет казну и регулирует некоторые проблемные вопросы в той или иной сфере экономической деятельности.

4. Плательщики государственной  пошлины, объекты обложения, система  ставок, порядок и сроки уплаты

Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной  пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).

Под объектом взимания государственной  пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у  заинтересованного лица обязанности  уплаты пошлины. С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается  уплата государственной пошлины, был  значительно расширен. В данный перечень включены такие действия, за совершение которых ранее взимались сборы  или иные платежи, например: за право  использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических  лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершение действий связанных с лицензированием; пробирная  плата взималась за клеймение  изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом  и связанные с этим действия, ныне все перечисленные действия должны оплачиваться государственной пошлиной.

В Налоговом кодексе  РФ представлены следующие группы юридически значимых действий:

- действия, связанные с  рассмотрением дел в судах  общей юрисдикции, мировыми судьями;

- действия, связанные с  рассмотрением дел в арбитражных  судах;

- действия, связанные с  рассмотрением дел Конституционным  Судом РФ, конституционными (уставными)  судами субъектов РФ;

- нотариальные действия;

- действия, связанные с  государственной регистрацией актов  гражданского состояния и другие  юридически значимые действия, совершаемые  органами записи актов гражданского  состояния и иными уполномоченными  органами;

- действия, связанные с  приобретением гражданства РФ  или выходом из гражданства  РФ, а также с въездом в РФ  или выездом из РФ;

- действия по официальной  регистрации программы для электронных  вычислительных машин, базы данных  и топологии интегральной микросхемы;

- действия, связанные с  осуществлением федерального пробирного  надзора;

- государственная регистрация,  а также прочие юридически  значимые действия.

Сроки уплаты государственной  пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная  пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) или до подачи заявлений  и иных документов на совершение юридически значимых действий.

В главе 25.3 содержится ряд  исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

- лицами, выступающими ответчиками  в судах, если решение суда  принято не в их пользу и  истец освобожден от уплаты  государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ)

- при затруднительности  определения цены иска в момент  его предъявления в суд общей  юрисдикции, мировому судье размер  государственной пошлины предварительно  устанавливается судьей с последующей  доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ)

- при доплате государственной  пошлины в случае увеличении  истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)

- при доплате государственной  пошлины, в случае если суд  выйдет за пределы исковых  требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)

Сроки уплаты государственной  пошлины, установленные Налоговым  кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного  лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленным ст. 333.41 Налогового кодекса  РФ.

Государственная пошлина  должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи  на территории Российской Федерации  осуществляются путем наличных и  безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса  РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной  пошлины.

Доказательством уплаты государственной  пошлины наличными денежными  средствами является:

- квитанция, выдаваемой  плательщику банком;

- квитанция, выдаваемой  плательщику должностным лицом  или кассой органа, в который  произведена оплата.

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины  в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить  юридически значимое действие в отношении  плательщика.

До введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса РФ иностранным  организациям, не имеющим в Российской Федерации ни рублевых счетов, ни филиалов, ни представительств, физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, предоставлялось право уплачивать государственную пошлину через уполномоченных представителей-резидентов Российской Федерации, имеющих валютные и рублевые счета.

Обязанность по уплате государственной  пошлины возникает:

- в случае обращения  за совершением юридически значимых  действий, предусмотренных Налоговым  кодексом РФ;

- если указанные лица  выступают ответчиками в судах  общей юрисдикции, арбитражных судах  или по делам, рассматриваемым  мировыми судьями, и если при  этом решение суда принято  не в их пользу и истец  освобожден от уплаты государственной  пошлины в соответствии с Налоговым  кодексом РФ.

5. Льготы по государственной  пошлине

Глава 25.3 НК РФ предусматривает широкий  круг услуг и плательщиков, освобождаемых  от уплаты государственной пошлины. Льготы можно разделить на два  вида: освобождение от уплаты государственной  пошлины, а также отсрочка (рассрочка) платежа (см. Приложение 1).

Различают две разновидности освобождения от уплаты государственной пошлины: в зависимости от категорий плательщиков, а также в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые  взимается государственная пошлина.

В зависимости от категорий плательщиков различают три группы льгот:

1) льготы для федеральных органов  государственной и исполнительной  власти и органов местного  самоуправления, государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации,  бюджетных учреждений и организаций,  полностью финансируемых из федерального  бюджета, налоговых органов, государственных  и муниципальных музеев, архивов,  библиотек в случаях, особо  оговоренных в налоговом законодательстве, для Центрального банка РФ (при  государственной регистрации выпусков  ценных бумаг, эмиссия которых  осуществляется им в целях  реализации кредитно-денежной политики  в соответствии с законодательством  Российской Федерации) и т.д.;

2) льготы для социально защищенных  граждан: Героев Советского Союза,  Героев Российской Федерации  и полных кавалеров ордены  Славы, участников и инвалидов  Великой Отечественной войны,  инвалидов I и II групп;

3) льготы для других категорий  граждан (например, физическое лицо, являющееся единственным автором  программы для ЭВМ, базы данных  и топологии интегральных схем  и правообладателем на нее,  является инвалидом, учащимся (воспитанником)  образовательных учреждений).

Согласно пункту 5 статьи 333.38 главы 25.3 НК РФ, от уплаты государственной  пошлины освобождаются физические лица - за выдачу свидетельств о праве  на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты, если эти лица проживали  совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти. Однако на движимое имущество данная льгота не распространяется.

Информация о работе Государственная пошлина: особенности исчисления и уплаты организациями РФ