Гармонизация национальных налоговых систем в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:50, доклад

Краткое описание

Не вызывает сомнений, что процессы гармонизации, происходящие в рамках межгосударственной экономической интеграции, должны осуществляться согласованно, последовательно и синхронно. Это диктует в свою очередь необходимость системного подхода к работе по гармонизации национальных налоговых систем.
Можно выделить пять основных этапов процесса гармонизации.
Первый этап - определение требующих гармонизации отраслей законодательства, сфер в рамках отдельной отрасли и проблемных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Гармонизация национальных налоговых систем в.docx

— 19.90 Кб (Скачать файл)

Гармонизация национальных налоговых систем в

мировой экономике

Гармонизация - согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений.

Не вызывает сомнений, что процессы гармонизации, происходящие в рамках межгосударственной экономической интеграции, должны осуществляться согласованно, последовательно и синхронно. Это диктует в свою очередь необходимость системного подхода к работе по гармонизации национальных налоговых систем.

Можно выделить пять основных этапов процесса гармонизации.

Первый этап - определение требующих гармонизации отраслей законодательства, сфер в рамках отдельной отрасли и проблемных вопросов.

Второй этап - проведение сравнительно-правового анализа, результатом которого станет третий этап - определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативно-правовых актов, подлежащих гармонизации.

Четвертый этап - синхронное принятие гармонизированных актов.

Пятый этап - контроль над реализацией решений по вопросам гармонизации.

Основаниями гармонизации служат заключенные международные договоры и собственная инициатива государств.

Гармонизация предполагает сближение позиций, согласование общих подходов и концепций, совместную разработку правовых принципов и отдельных решений, обеспечение их взаимного соответствия, а так же унификацию – введение общеобязательных единообразных юридических норм и правил.

В целом, гармонизация налогов способствует преодолению ряда отрицательных налоговых явлений:

  • двойного налогообложения,
  • ухода от налогов.

Одним из важнейших факторов, позволяющих говорить о становлении единой Европы, является гармонизация налоговых систем стран – членов Европейского союза (ЕС). Этому процессу уделяется особенное внимание, поскольку только при его успешной реализации можно говорить о создании единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

При проведении совместной политики в области налогообложения  в рамках ЕС, с одной стороны, понимается важное значение максимально возможной степени унификации в этой области, с другой – требование учета интересов стран - членов Союза, зачастую прямо противоположных.             Это приводит к тому, что, как правило, вначале на уровне декларации принимается принципиальное решение, как должен быть в будущем решен тот или иной вопрос, затем проводится длительная и постепенная работа по гармонизации национального налогового законодательства.

Поэтому одновременно с основными  нормами существует большое число  переходных положений, а также правил, имеющих локальное действие для  одного государства или группы государств.

Впервые положение об унификации национальных налоговых систем ряда европейских стран зафиксировано  Римским договором от 25 мая 1957 г., что послужило началом создания Европейского содружества. На первой стадии унификация налоговых систем осуществлялась только в границах Таможенного союза.

В дальнейшем, проводя единую финансовую политику, европейские государства  стали создавать условия сближения  налоговых систем. В 60-х гг. начали решаться проблемы международного двойного налогообложения, исключения возможностей уклонения от уплаты налогов и  налоговой дискриминации нерезидентов в инвестиционной и торговой политике. В ходе этих преобразований сложилось мнение о необходимости создания территорий с единым налоговым режимом.

Для реализации этого процесса разработаны 3 принципа, обязательные для стран-членов ЕС. В частности, национальная налоговая политика не должна:

1. препятствовать свободе  продвижения товаров;

2. мешать свободе передвижения  лиц;

3. вступать в противоречие  с направлениями политики в  ЕС.

Исполнение этих принципов  гарантируется правоприменительной  деятельностью Европейского Суда. Гармонизация налога проявляется также в процессе согласования законодательства стран - участниц ЕС.

В начале 90-х гг. в рамках процесса гармонизации налоговых систем стран – участниц ЕС проводилась обязательная и последовательная унификация взимания косвенных налогов.

В частности, введено новое  налоговое peгулирование по НДС путем:

1. унификации принципов  его исчисления

2. введения единых правил  взимания при проведении импортных  операций

3. сближения уровней налоговых  ставок.

Были отменены акцизы на некоторые товары (чай, соль, сахар), а на остальные товары установлены  единые ставки.

Гармонизация прямого  налогообложения началась с 1987 г. - с  принятия Советом Министров ЕС Директивы  о взаимопомощи в области прямого  налогообложения. В 1988г. принята Директива  о гармонизации правил определения  налогооблагаемой прибыли. В 80-90-х гг. проводилась политика по установлению единых правил системы амортизационного списания, по установлению единых ставок при налогообложении дочерних компаний, возможности перехода родительских компаний на систему консолидированной отчетности о прибылях в налоговых целях и др.

Для создания реальных условий  гармонизации национальных налоговых  систем государств - участников ЕврАзЭС на первом этапе было проведено глубокое изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны с точки зрения развитости налоговой системы, достоинств и недостатков. Очередным этапом предусматривалось сравнение, выявление сходств и различий, использование позитивных аспектов налоговых законодательств отдельных стран с целью их гармонизации.

Для работы по координации  деятельности налоговых служб Советом  глав Правительств было принято решение  о создании Совета руководителей  налоговых служб (СРНС) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Рабочая группа определила следующие основные направления  работы:

- гармонизация налоговых  законодательств;

- совершенствование принципов  налогового администрирования;

- укрепление информационного  обмена между налоговыми службами  сторон;

- подготовка кадров.

Итогом проводимой работы по гармонизации налогового законодательства стала разработка конкретных предложений  и рекомендаций по корректировке  национальных налоговых законодательств, а также подготовка и принятие в перспективе Налогового кодекса  стран – участниц интеграционного  взаимодействия.

По степени влияния  на экономику соседних государств виды налогов можно разделить на две  группы:

- прямые и целевые налоги (налог на прибыль, подоходный  налог с физических и юридических  лиц, налог на имущество, транспортные  средства и т.п.);

- косвенные налоги (акциз,  НДС).

Системы взимания косвенных  налогов подлежат гармонизации в  большей степени, так как они  оказывают наибольшее влияние на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых  поступлений всех государств - участников Таможенного союза.

Основными направлениями  гармонизации являются исключение двойного налогообложения при переходе на взимание по принципу «страны назначения», выравнивание ставок акцизного налога на импортируемую и производимую продукцию, унификация методики исчисления и перечня подакцизных товаров.

Работа по гармонизации прямых налогов ведется по следующим  направлениям:

- построение рациональных  систем налогообложения, направленных  на стимулирование эффективного  развития экономик, снижение налоговой  нагрузки для товаропроизводителей, поощрение инвестиций в производственный  сектор;

- формирование согласованной  системы налогового администрирования;

- отмена нерыночных налогов  (отчисления в различного рода фонды и т.д.);

- снижение количества  налоговых льгот;

- упрощение налогообложения  малого предпринимательства и  др.

Одним из завершающих этапов гармонизации является подготовка предложений  по основным (модельным) принципам налогового администрирования.

Можно сделать вывод о  том, что гармонизация национальных налоговых систем в мировой экономике  играет немаловажную роль и позволяет  добиться цели единообразного порядка  регулирования межгосударственных налоговых отношений. Это является одним из приоритетных направлений развития современной экономики.

Список использованной литературы:

  1. Попова Л. В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2011.

Информация о работе Гармонизация национальных налоговых систем в мировой экономике