Выемка документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:13, контрольная работа

Краткое описание

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ 4
2 НЕКОТРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫЕМКИ ДОКУМЕНТОВ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. Выемка документов.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоговые органы в своей  деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает  понятие налогового правонарушения. Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность.

Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 28.06.2013) 
«О налоговых органах Российской Федерации» статьей 7. П. 7 налоговым органам предоставляется право: производить в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

Задачами данной контрольной работы является изучение вопросов выемки документов и предметов налогоплательщика, методика проведения и оформления результатов.

 

 

ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ

 

Одним из самых эффективных  методов сбора доказательств  нарушений является выемка документов и предметов. Но налоговые органы не так охотно его используют. Ведь при всей его эффективности он требует больших трудозатрат. А при малейшей оплошности проверяющих весь труд может пойти насмарку.

Вместе с тем отметим, что данный способ сбора доказательств  налоговых правонарушений до недавнего  времени не пользовался большой популярностью. Это объясняется тем, что процедура выемки достаточно трудоемкая, требующая от инспектора не только правильного проведения и оформления, но и значительных моральных сил.

В процессе выемки налоговые  инспекторы могут изъять не только документы организации, но и предметы, которые имеют отношение к данной проверке. К интересующим контролеров предметам прежде всего относятся системные блоки, дисковые накопители или флеш-карты и кассовые аппараты. На них может содержаться информация о данных бухгалтерского учета организации, а также «черная» бухгалтерия.

Также для инспектора будет огромной удачей обнаружить печати фирм-контрагентов проверяемой организации. Объяснять почему, необходимости конечно же нет.

Выемку налоговый орган может проводить при наличии одного из следующих оснований:

Если проверяемое лицо не исполняет требования налогового органа о представлении документов в добровольном порядке. В этом случае изъятию подлежат копии только тех  документов, которые были истребованы.

Если инспектору для  проведения налогового контроля будет  не хватать только копий документов и есть достаточные основания  полагать, что подлинники будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Стоит отметить, что указанные  основания для проведения выемки никак не связаны между собой. Поэтому наступление одного из них может стать причиной неожиданного визита. А неожиданным он будет потому, что налоговые органы не обязаны предупреждать о своих намерениях, также как и не обязаны перед выемкой обязательно направлять в организацию требование о представлении копий документов. Хотя довольно часто фирмы ошибочно полагают, что налоговики должны попытаться вначале запросить документы и дать время на добровольное исполнение, а уже потом прибегать к крайним мерам. Такое мнение выгладит по меньшей мере не логичным. Ведь суть выемки как раз и заключается в том, чтобы организация не имела возможности подделать или уничтожить документы. А если ей направить требование, то со стопроцентной уверенностью можно говорить, что на фирме отреагируют «правильно», поскольку знают за что могут зацепиться контролеры.

Что касается второго  основания для изъятия документов, то стоит обратить внимание на тот  факт, что контролеры часто формально  подходят к указанию причин проведения выемки, ограничиваясь ссылкой на свои подозрения. А ведь они должны аргументировать свою позицию и предоставить суду, если потребуется, факты, которые указывают на намерения фирмы испортить подлинники документов. В противном случае постановление о проведении выемки может быть признанно незаконным.

Как и любое контрольное  мероприятие выемка должна быть инициирована должностным лицом налогового органа. Для этого он выносит соответствующее  постановление. При этом постановление  должно быть вынесено инспектором, который включен в состав проверяющей группы. Данное постановление утверждает руководитель (его заместитель) инспекции.

Как уже говорилось выше, о проведении выемки фирму предупреждать  налоговикам не обязательно, скорее наоборот, желательно, чтобы это  оставалось в тайне до тех пор, пока инспектор не попадет в офис фирмы. Для этого иногда проверяющие прибегают к всяким уловкам, к примеру, в офисных зданиях с пропускным режимом контролеры могут представиться курьером чтобы попасть в офис и раньше времени не поднимать шумиху.

Выемка не может осуществляться в ночное время - с 22-00 до 6-00.

При осуществлении выемки обязательно должен присутствовать определенный круг лиц. Прежде всего, это представитель компании. Им может быть не только руководитель или полномочный представитель, а любой сотрудник, будь то хоть менеджер, хоть продавец. Ведь выемка может проходить как в самом офисе, так и по месту нахождения, например, склада или магазина, причем одновременно.

Во-вторых при проведении выемки обязательно должны присутствовать понятые. Их должно быть не менее двух человек. При этом понятыми могут быть любые не заинтересованные физические лица, не являющиеся сотрудниками налоговой инспекции.

Также в необходимых  случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист, обладающий специальными знаниями и навыками и не заинтересованный в исходе дела. Его обычно привлекают при выемке системного блока компьютера с целью обеспечения сохранности информационной базы и избежание ее повреждений.1

Выемка начинается с  предъявления инспектором мотивированного постановления. Его форма утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@ (Приложение 1).

Далее он должен разъяснить присутствующим их права и обязанности. Перед непосредственным изъятием документов, инспектор должен предложить вам предоставить документы добровольно. Многие отказываются помогать проверяющим, а некоторые даже пытаются воспрепятствовать. Нужно понимать, что в случае отказа изымать будут все документы подряд, хотя и забирать документы не относящиеся к предмету проверки запрещено. Другими словами, не зависимо от вашей воли проверяющие свое дело сделают. А в случае добровольного представления у вас есть шанс, что часть документов может и остаться. Ведь на требование инспектора выдать документы добровольно возникает вполне логичный вопрос: какие именно документы вам нужны? И ответ «все бухгалтерские за период...» будет неприемлемым. Просите, чтобы проверяющие конкретизировали какие именно документы они хотят получить. В большинстве случаев у инспектора нет четкого представления какие именно документы ему нужны и какие он может тут обнаружить. Так что весьма высока вероятность, что он что-то забудет. А кроме этого добровольная выдача документов избавит вас от необходимости наводить порядок после незванных гостей.

В случае отказа от добровольной выдачи документов инспектор может  приступить к принудительной выемке. В ходе ее процесса контролеры имеют  право самостоятельно вскрывать  запертые помещения, где могут находиться документы и предметы. Но при этом инспектор не должен наносить вред имуществу организации. В случае нанесения такого ущерба, фирма может обратиться за компенсацией вреда имуществу.

Все изъятые документы  проверяющие предъявляют понятым  и остальным лицам, участвующим  в процедуре выемки. Эти документы инспектор прошнуровывает, пронумеровывает и скрепляет печатью или подписью проверяемого лица. Также при необходимости документы и предметы могут быть упакованы на месте изъятия. После этого начинается рутинная работа - необходимо описать все изъятое и перечислить все в протоколе и в прилагаемых к нему описях. При этом точно указываются все наименования документов и предметов, их точное количество, индивидуальные признаки, а также стоимость, если это возможно.

Все эти действия должны найти отражение в протоколе. Обязанность понятых заключается в том, чтобы все, свидетелями чего они являются было отражено в протоколе правильно. При этом они вправе делать в протоколе замечания по поводу произведенных действий.

Копию протокола о  выемке налоговики должны вручить руководителю или представителю компании под расписку. Если это сделать невозможно, например, лицо отказывается от получения, то копию протокола высылают почтой.

При изъятии подлинников документов налоговая инспекция должна сделать с них копии и заверить их подписью должностного лица. После этого заверенные копии документов должны быть переданы проверяемому лицу в течение пяти дней после изъятия. А если есть возможность изготовить копии прямо на месте выемки, то копии передаются сразу. Если инспекция не вернет вам копии изъятых подлинников документов или вернет их позже через пять дней, то можно готовить претензии о нарушении ваших прав и законных интересов во время выемки. Вот только надо будет доказать какие именно действия вы не могли осуществить без изъятых документов.

А вот возвращать изъятые  документы после окончания выездной проверки инспекция вовсе не обязана. В кодексе нет таких норм, которые  бы устанавливали порядок и сроки  возврата подлинников документов, если ему уже выданы заверенные копии.

Как известно выездная проверка может быть приостановлена. В этот период времени приостанавливаются действия налоговиков по истребованию документов у компании, которой в  этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки. Исключение составляют документы, полученные в ходе проведения выемки. Также приостанавливаются действия налоговиков на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Поскольку выемка документов в большинстве случаев производится на территории компании, то действия инспекторов по изъятию документов в период приостановления выездной проверки признаются незаконными. К примеру, если постановление о выемке вынесено в один день с решением о приостановлении проверки и выемка произведена в период приостановки, то выемка считается незаконной. А вот если постановление о выемке датировано в периоде приостановления проверки, а сама процедура осуществлена после ее возобновления, нарушения со стороны налогового органа нет. Ведь действие по вынесению постановления производится не на территории налогоплательщика, а в стенах инспекции.

Выездная проверка заканчивается  в день составления справки о  проведенной проверке. Вместе с тем, выемка должна проводиться в рамках проверки, однако какого-либо срока для выемки нет. Поэтому, проведение выемки в последний день проверки вполне допустимо. А вот после составления справки об окончании проверки выемка незаконна. Единственное исключение в такой ситуации - назначение дополнительных мероприятий налогового контроля. Хотя и в кодексе нет упоминания о том, что во время дополнительных мероприятий мероприятий можно проводить выемку документов, инспекторы часто прибегают к этой мере.

В ходе выемки составляется протокол (форма утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@), который должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым статьей 99 Налогового кодекса к протоколам, составляемым при производстве действий по осуществлению налогового контроля.

Протокол прочитывается  всеми лицами, участвовавшими в производстве выемки. При этом указанным лицам должны иметь возможность внести в протокол имеющиеся у них замечания по поводу производства выемки.

Протокол подписывается  составившим его должностным  лицом налогового органа, а также  всеми лицами, участвовавшими в производстве выемки. Отсутствие подписей любого из перечисленных лиц может повлиять на законность выемки.2

НЕКОТРЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ВЫЕМКИ ДОКУМЕНТОВ

 

В ходе проведения выездных налоговых проверок налоговые органы используют различные средства для выявления действительной налоговой обязанности налогоплательщиков. Помимо традиционных средств, связанных с истребованием у налогоплательщика и иных лиц соответствующих документов, в последнее время все чаще используются и более радикальные средства, в том числе принудительная выемка документов. О том, как налогоплательщикам защитить свои права, если в отношении них вынесено постановление о производстве выемки, пойдет речь в настоящей статье.

Выездная налоговая  проверка в каждом без исключения случае оборачивается для налогоплательщика большими обременениями. В это время налоговые органы обладают различными предусмотренными законом возможностями по всестороннему изучению финансовой деятельности налогоплательщика, начиная с истребования у налогоплательщика соответствующих документов и заканчивая проведением различных экспертиз, осмотров, инвентаризаций и т.п.

Особое место в этом ряду занимает право налоговых органов  на производство выемки документов. Если несколько лет назад данное мероприятие  не было распространено в практике проведения налоговых проверок, то в настоящее время оно достаточно часто применяется налоговыми органами. При этом в объем и состав документов, подлежащих выемке, включаются первичные, финансовые и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и касающиеся предмета налоговой проверки.

Информация о работе Выемка документов