Возврат НДС хозяйствующим субъектам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:10, контрольная работа

Краткое описание

Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

Содержание

Введение 3
1. Налог на добавленную стоимость 5
2. Возмещение НДС 9
2.1. Порядок возмещения НДС 9
2.2. Вычет НДС при внешнеэкономической деятельности 12
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

NDS back.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)


Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

возмещение ндс хозяйствующим  объектам

 

 

Содержание

 

Введение

Налогообложение добавленной стоимости  – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных  налогов в налоговые системы  государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета.

Современные национальные налоговые  системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства  отдают предпочтение прямым налогам, а  другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость, в  настоящее время являются чрезвычайно  актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного союза.

Вместе с тем, налог на добавленную  стоимость получил широкое распространение  в современном мире. Несмотря на то, что НДС является относительно новым налогом, он используется в качестве основной формы косвенного налогообложения в большинстве государств в разных частях света и находящихся на различных этапах экономического развития. В частности, налог на добавленную стоимость является ключевым налогом в пятнадцати странах Европейского союза. Из стран с наиболее развитыми экономическими системами только США и Австралия не взимают НДС на федеральном уровне (что отчасти обусловлено трудностями, связанными с введением любой новой формы налогообложения в государствах с федеративным устройством), однако обе страны подробно рассматривали возможность перехода к взиманию этого налога.

НДС обычно относят к категории  универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).

Взимание НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение  фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране.

 

1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (далее  НДС) относится к косвенным налогам, и расчеты по данному налогу производятся в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ.

Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с  оборота, когда каждый торговец добавляет  в выписываемые им счета-фактуры  этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Плательщиками НДС признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ.

С 2006 года организации и индивидуальные предприниматели имеют право  на освобождение от исчисления и уплаты НДС, если три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки  от реализации товаров этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Данная норма не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные  товары и подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению.

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.

НДС взимается последующим налоговым  ставкам:

0 % при реализации:

1. товаров, вывезенных в таможенном  режиме экспорта при условии  представления в налоговые органы  документов, подтверждающих реальный экспорт товаров,

2. работ, непосредственно связанных  с производством и реализацией  экспортных товаров;

10 % при реализации продовольственных товаров, товаров для детей и медицинских товаров отечественного и зарубежного производства согласно перечню, установленному НК РФ, а также периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;

18 % при реализации остальных товаров, включая подакцизные товары (эта ставка НДС введена с 1 января 2004 года, до этого применялась ставка 20 %).

Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные  услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

Сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между  суммой налога, исчисленной по установленной  ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями  законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Налоговая база по НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов.

НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  • реализация товаров на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается их реализацией;
  • передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт).

В главе 21 НК РФ установлен ряд операций и товаров, не признаваемых объектами  налогообложения (освобожденных от налогообложения) налогом на добавленную  стоимость.

При реализации товаров организация дополнительно к цене реализуемых товаров обязана предъявить к оплате соответствующую сумму НДС покупателю этих товаров.

Законодательство установило, что  продажная цена любого товара должна, как правило, соответствовать их рыночной цене, включающей в себя сумму налога на добавленную стоимость.

Рыночной ценой товара признаются цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке  идентичных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 НК РФ, с учетом акцизов  и без включения в них НДС.

Проблема возмещения/возврата НДС  актуальна для большинства налогоплательщиков, но особенно остро она стоит перед  лизинговыми компаниями, экспортерами и фирмами, осуществляющими импорт товаров. Трудности могут возникнуть на любом этапе возврата НДС, включая подачу налоговой декларации. Если в ней заявлено возмещение НДС, то при ее рассмотрении налоговики начинают исходить из того, что можно было бы назвать «презумпцией виновности». Возмещение НДС – один из наиболее проблематичных вопросов. Решение этой проблемы во многом осложняется тем, что налоговые инспекции всячески оттягивают возврат НДС, даже если существует четкое обоснование необходимости возврата суммы на расчетный счет компании.

 

2. Возмещение НДС

2.1. Порядок возмещения НДС

Порядок возмещения НДС установлен ст. 176 НК РФ. При представлении налогоплательщиком декларации на возмещение НДС налоговый орган проводит камеральную проверку данной декларации. При этом стоит отметить, что при проверке возмещения НДС налоговики имеют право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Данное положение налоговики часто  трактуют как право на истребование всего, что им захочется. В этом их поддерживает и Минфин, который в своем письме от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1 указал, что налоговики могут истребовать любые документы при проведении проверки декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС. Данный вывод Минфин обосновал тем, что перечень документов установленный ст. 172 НК РФ не является закрытым.

Однако судебная практика нам говорит  об обратном. Так в Постановлении  Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07 указано, что запрашиваемые документы  должны иметь отношение к предмету проверки. При этом вычеты по НДС производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров на территорию РФ. Следовательно, требования налогового органа о представлении иных документов неправомерно.

 В случае если налоговикам  в ходе камеральной проверки  не удастся найти нарушений,  то в течение 7 дней они должны  принять решение о возмещение  НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Если же налоговиками в ходе проведения камеральной проверки декларации, в  которой заявлено право на возмещение НДС, будут установлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то составляется Акт камеральной налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ. На составление Акта камеральной проверки Кодексом налоговому органу отводиться 10 дней со дня окончания проверки.

Налогоплательщик имеет право  подать возражения на Акт камеральной  проверки, данные возражения вместе с  Актом проверки и другими материалами  дела подлежат рассмотрению начальником (заместителем начальника) налоговой  инспекции. По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем выноситься решение о привлечение налогоплательщика к ответственности или об отказе в привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим принимается:

  • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Информация о работе Возврат НДС хозяйствующим субъектам