Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблема эффективности налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогов в рыночной экономике и налоговой системы РФ.
Основной задачей работы является изучение предмета исследования - налогов. В соответствие с этим основная часть курсовой работы содержит две главы.
В первом разделе рассматриваются основные понятия налогов и налогообложения. Во втором разделе в дополнение к теории проводится анализ практических аспектoв функционирования налогов и рассматриваются проблемы налогового учёта в налоговой системе РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_nalogi2.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Кривая Лаффера (рис1.)

 

Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

Подводя итог выше сказанного, важно обозначить, что, практический аспект изучения кривой А. Лаффера связан с выбором оптимального режима налогообложения. Эта тема актуальна  для современной России, где бремя налогов смягчается уклонением от них. Изучив принципы действие кривой А. Лаффера можно прийти к выводу, что повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подавляет стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), замедляет рост научно-технического прогресса, сдерживает экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

 

 

 

 

2.2 Проблемы в организации налоговых систем и налогового режима РФ

Современная налоговая система  Российской Федерации формировалась  и продолжает развиваться в чрезвычайно неблагоприятных социально-экономических условиях. Длительное игнорирование в нашей стране мирового опыта налогообложения, трудности перехода от планового способа хозяйствования к рыночному, постоянное вмешательство политических факторов в ход реформирования налоговой системы, тяжелейший финансовый кризис экономики, а также во многом порочная методология экономических реформ — все это негативно отражается на эффективном взимании налогов и налоговой политике в России.

В данных условиях при управлении налоговой системой особо важное значение приобретает установка на проверенные мировой практикой теоретические принципы налогообложения, объективную оценку и критическое обобщение отечественного опыта проведения налоговой политики. Только при успешном использовании данных предпосылок можно рассчитывать на квалифицированный налоговый менеджмент: от разработки новых законодательных и нормативных актов по налогам до поступления их в бюджет.

В настоящее время происходит процесс  переосмысливания налоговой политики в стране. Наряду с локальными поправками в налоговое законодательство, вызванное необходимостью срочно решать актуальные проблемы управления налогами, Правительством РФ подготавливаются стратегические решения, рассчитанные на перспективу. Важно, чтобы принятие таких стратегических решений не повторяло прежних ошибок. Большая часть таких ошибок в налогообложении происходит из-за недооценки основных положений теории управления, и в частности общей теории систем, которые дают нам методологический подход к решению проблем управления сложными экономическими объектами, в том числе и налоговой системой.

Важнейшим документом, определяющим перспективы налоговой политики в нашей стране, является Налоговый  кодекс РФ. Он предназначен для создания единой комплексной системы налогов с четким определением функций, полномочий и ответственности всех уровней власти в проведении налоговой политики.

 

Обозначены следующие стратегические направления налоговой политики:

  1. построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течении финансового года всей системы налогов и сборов;
  2. сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений в бюджет;
  3. облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налог обложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;
  4. развитие налогового федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступлений доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней;
  5. сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;
  6. увеличение экономической роли налогов и штрафов.

Рассмотрим, насколько Налоговый  кодекс РФ соответствует изложенным ранее теоретическим представлениям о сущности и функциях налогов, а также общим принципам системного их взимания в рамках единой налоговой системы.

Изучив теоретические положения  налогообложения РФ, можно прийти к выводу, что оно  имеет много  проблем связанных в основном с административными трудностями  и налоговыми ставками как таковыми. А если говорить точнее, то существует две группы проблем налогообложения в Российской Федерации:

  1. Проблемы в организации налоговой системы. К ним относят : большое количество сотрудников; высокая себестоимость сбора налогов; низкий уровень собираемости налогов. ( см. приложение )4
  2. Проблемы налогового режима: Такие как, нестабильность налогового законодательства, Большое количество видов налогов и сборов, НДФЛ не учитывает уровень доходов физического лица; высокая ставка НДС.

 

 

 

 

 

Проблемы в организации налоговой системы РФ

 

Система Российского налогообложения  состоит из двух субъектов – Федеральной  налоговой службы и Таможенной службы. Не смотря на четкую законодательную  регламентацию деятельности как  той, так и другой службы, очень  часто происходит столкновения в налоговых базах для тех или иных товаров. Все это приводит к конфликтам и затормаживанию товарооборота в стране. Поэтому необходимо провести преобразование Федеральной налоговой и таможенной службы в Единую налоговую службу.

 Говоря о себестоимости сбора налогов можно просто привести статистику. Так для сбора 100 рублей в России необходимо потратить 2 рубля, то есть 2% от суммы, а в США для сбора 100$ достаточно потратить 50 центов, то есть 0,5% от суммы. Отсюда ясно видно, что система налогообложения в России как минимум в 4 раза хуже, чем в развитых странах. Единого способа оптимизации при этой проблеме нет – но, пожалуй, лучшим является сокращение числа чиновников занимающихся  налогообложением.  

Вопрос о низкой собираемости налогов сводится к уходу бизнеса  в «тень». И это неудивительно  при столь высоких ставках  и непонятном использовании налогов. Поражает только попытки государства  к выводу бизнеса из тени – наиболее используемой при этом попыткой является налоговая амнистия. К одной из них относится закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». Целью законопроекта являлось обеспечение возможности граждан в упрощенном порядке задекларировать доходы, полученные до 1 января 2006 г. и подлежащие налогообложению в России, посредством уплаты декларационного платежа. Фактически это означает налоговую амнистию. Предполагается, что амнистировать капитал, полученный после 2001 года, можно будет в течение 2007−го. Граждане должны будут в любом банке перечислять платеж в размере 13% от заявляемой суммы на специальный счет в федеральном казначействе. Полученная в банке квитанция будет считаться бумагой, защищающей от дальнейших преследований налоговиков в рамках заявленных сумм. Законопроект не распространяется на физических лиц, в отношении которых вина за совершение преступлений, предусмотренных статьей 198 Уголовного кодекса РФ, установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Амнистия также распространяется только на нарушения при декларировании доходов, но не касается других правонарушений. То есть фактически будет опасно декларировать свои средства и тем физическим лицам, которые могут быть обвинены в правонарушениях, сопутствующих налоговым. По мнению экспертов, это зачеркивает весь смысл налоговой амнистии. Ведь неуплата налогов всегда сопряжена с отмыванием денег, сопровождается нарушениями законодательства о предпринимательской деятельности, валютного и таможенного законодательства. Узнав о том, что некое физическое лицо амнистировало свой капитал, правоохранительные органы легко найдут и осудят человека за другие нарушения. «Это очень снижает привлекательность амнистии, хотя вроде бы декларируется тот факт, что налоговые и правоохранительные органы не будут знать об уплате налога данным физическим лицом», — считает председатель экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Орлов. «К тому же предложения не предусматривают механизм защиты налогоплательщика, — говорит Орлов. — Нет уверенности в том, что полученная в банке квитанция сможет тебя защитить перед нападками налоговых органов – ведь не дается никакой государственной налоговой декларации, которая официально могла бы реабилитировать».

 

Проблемы налогового режима

Данные проблемы я рассмотрю  подробней, поскольку именно в них скрыта экономическая суть изучаемого вопроса.

  1. Нестабильность налогового законодательства. Так за один срок работы федерального собрания налоговая ставка и налоговая база может быть изменена не один раз, что серьезно затрудняет жизнь всем субъектам экономики. Как следствие, выходом из данной ситуации может являться законодательный запрет на подобные действия власти.
  2. Большое количество видов налогов и сборов. Как показано в приложении, разнообразных налогов и сборов в России больше 20. Даже, несмотря на то, что они созданы для разных отраслей экономики, не позволят в полной мере грамотно вести налоговый учет. Все это ведет к запутанной бухгалтерии и переходу части дохода в «тень». Выходом из данной проблемы может стать ввод единого налога на доходы субъекта, при этом можно смело ожидать роста налоговых поступлений.  
  3. Отсутствие пропорциональных ставок налогов. Как известно НДФЛ в нашей стране составляет 13% от суммы доходов любого физического лица. То есть, нет никакой разницы в налоговых базах. Эта позиция  выгодна богатейшим классам и дискредитирует средние и беднейшие классы общества. Поэтому в Госдуму внесли на рассмотрение поправки в статью 224 второй части Налогового кодекса РФ, которые устанавливают прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц. Депутаты в законопроекте предлагают доходы до 60 тыс. рублей в год освободить от налога на доходы физических лиц, а доход от 60 до 120 тыс. рублей в год облагать налогом по ставке 10%. С дохода от 120 тыс. до 1,2 млн рублей в год предлагается взимать налог по ставке 13%. Доход от 1,2 до 3,6 млн рублей в год — по ставке 20%, а все, что свыше, — по ставке 30%.Авторы законопроекта полагают, что данный подход к налогообложению доходов физических лиц позволит облегчить налоговое бремя беднейших слоев населения и увеличить налоговые поступления в бюджет от повышенного налогообложения сверхдоходов.
  4. Отсутствие дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. НДПИ совершенно не учитывает качество месторождений и прочие особенности добычи ресурса. Это ведет к закрытию части месторождений как нерентабельных, как следствие к снижению совокупной добычи и уменьшению налоговой базы.  Выходом здесь является пересмотр ставок налога, что в условиях благоприятной конъюнктуры особенно актуально.
  5. Высокая ставка НДС. За последние три года не раз поднимался вопрос о пересмотре налога на добавленную стоимость.  Совсем недавно министр финансов Алексей Кудрин поставил вопрос о снижении ставки налога с 18% до 12%  с отменой всех льгот по налогу5. Однако для многих товаров облагаемых по льготному тарифу (сельское хозяйство, медицинские препараты, товары для детей)  изменения нанесут серьезный удар. Эти отрасли просто не готовы к таким глобальным изменениям и переходу к полноценным рыночным условиям. По заявлению министра сельского хозяйства, изменение ставки  НДС, возможно, провести до уровня 10% без сохранения льгот, либо 15%, но с сохранением льгот для отдельных отраслей.

 

Для увеличения эффективности налога на добавленную стоимость следует  либо снизить ставку до 15%, но сохранить льготы, либо снизить ставку до 10% без сохранения льгот. Так же можно заменить НДС региональным налогом с продаж.

 

Исходя из выше сказанного становится ясным, что все предложенные меры позволят сделать систему налогообложения более эффективной, гибкой и справедливой, что в конечном итоге приведет к улучшению экономики страны и конкурентоспособности отечественного производителя.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В курсовой работе  мною  рассмотрены  вопросы организации налогов  и налогообложения в России, особое внимание уделено актуальным проблемам налоговой политики и налоговому администрированию, дана общая характеристика налогов.

Подводя итоги выше сказанному можно кратко сформулировать следующие  положения:

  1. налоги – это неотъемлемая часть государства, позволяющая ему осуществлять свои функции посредством поддержки аппарата управления страной; сглаживать социальную напряженность, проводя перераспределительную политику; стимулировать развитие бизнеса за счет налоговых льгот.
  2. Налогообложение в России имеет ряд проблем как бюрократического (большой штат чиновников, административные барьеры и т.п.), так и экономического характера (высокие налоговые ставки, большое количество видов налогов, отсутствие пропорциональности в налогообложении)
  3. Попытки государства сделать налогообложение более гибким приводят к еще большей чопорности налогообложения в целом, так как все изменения проходят без согласования с бизнес-структурами и не отражают реальные потребности субъектов экономики, а просто создают дополнительные барьеры.
  4. Выходом из данной ситуации может служить коренной пересмотр налоговой политики, ставок и тарифов. Необходимо введение пропорциональной системы налогообложения и упрощение организации налоговой системы.
  5. Все в целом позволит оптимизировать налоговую систему и в целом улучшить состояние экономики России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Андреева А. Современные проблемы взаимодействий бюджетов в РФ
  2. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е. и др. Налогообложение юридических и физических лиц. - СПб: Политехника, 2004
  3. Горский И.В. «Налоги в рыночной экономике» 2006 год
  4. Дадашев А.З., Лобанов А.В. - Налоговое администрирование в РФ. М.: Высшая школа, 2005
  5. Евстигнеева. Е.Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. СПб.: Питер, 2004
  6. Журнал «Налоги и налогообложение». №2 за 2009 год
  7. Кашин В.А.  Налоги и налогообложение. Актуальные проблемы налоговой политики и налогового администрирования. – Курс лекций. Учебное пособие. 2009.
  8. Киселев Е.А. Макроэкономика: курс лекций. М.: Эксмо, 2005
  9. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2005
  10. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2005.
  11. Налоговый кодекс Российской Федерации
  12. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 2е изд.
  13. Романовский. М.В.  Налоги и налогообложение. 4-е изд.
  14. Росстат   http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

Информация о работе Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблема эффективности налогообложения