Ведение. Основы налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:36, реферат

Краткое описание

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.

Содержание

1. Сущность налоговой системы и налогов ………………………………….3
2. Классификация налогов. ……………………………………………………5
3. Принципы построения налоговой системы………………………………..7
4. Правовая основа налоговой системы………………………………………11
5. Виды систем налогообложения в РФ……………………………………...12
Список использованной литературы…………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

второй.docx

— 39.73 Кб (Скачать файл)

 

 

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Калужский филиал

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине:

Налоги, таможенные платежи и сборы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Калинина Светлана Анатольевна

Студентка 5 курса

группы МО-1-2009

 

 

 

 

Тема №1. Ведение. Основы налоговой системы РФ

План:

1. Сущность налоговой системы и налогов ………………………………….3

2. Классификация налогов. ……………………………………………………5

3. Принципы построения налоговой системы………………………………..7

4. Правовая основа налоговой системы………………………………………11

5. Виды систем налогообложения в РФ……………………………………...12

Список использованной литературы…………………………………………..14

 

 

1. Сущность налоговой системы  и налогов 

 

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

  • системы налогов и сборов РФ;
  • системы налоговых правоотношений;
  • системы участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

  • Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  • Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
  • Государственное регулирование экономики (регулирующая функция)[6;23].

Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.

Система налогообложения, принятая законодательством - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
  • ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом РФ, ст. 8 в России под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 

 

2. Классификация налогов

Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и механизм их действия.

Налоги классифицируются следующим образом:

  1. По субъектам платежей:
  • Налоги, взимаемые с юридических лиц
  • налоги, уплачиваемые физическими лицами.

В то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.

  1. По методам взимания.
  • Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогообложения.
  • Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.

Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее использовать как фискальную, так и регулирующую функции налогов. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

  1. В зависимости от характера использования налоги подразделяются на:
  • налоги общего значения - зачисляются в бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации, местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели.
  • налоги целевого значения - зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.
  1. В зависимости от территориального уровня, на котором он взимается:
  • федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным законодательством);
  • региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты);
  • местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальных образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.
  1. По воздействию налоги подразделяются на:
  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

  • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

  • регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;

  • твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы[5;32].

 

3. Принципы построения налоговой системы

 

В Налоговом Кодексе РФ сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не  могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны  иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое  экономическое пространство Российской  Федерации и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых  средств, либо иначе ограничивать  или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической  деятельности физических лиц  и организаций. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

5. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей  налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть  прогрессивным, стимулирующим расширение  производства.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Многократное  обложение дохода или капитала  недопустимо. Примером осуществления  этого принципа служит замена  в развитых странах налога  с оборота, где обложение оборота  происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный  чистый продукт облагается налогом  всего один раз вплоть до  его реализации.

Информация о работе Ведение. Основы налоговой системы РФ