Бухгалтерский Налог на прибыль в экономической системе России. Этапы развития налога на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Предприятия малого бизнеса, осуществляя предпринимательскую деятельность и получая прибыль, должны уплачивать налог на прибыль.
В настоящее время налог на прибыль организаций действует на всей территории России и взимается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и малые, независимо от сфер деятельности и форм собственности, которые получают прибыль.
Цель исследования – провести анализ особенностей налога на прибыль предприятий в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3
I. Роль и значение налога на прибыль в налоговой системе России ……………..6
1.1. Роль налога на прибыль для государственного бюджета…………………… 6
1.2. Значение налога на прибыль для предприятий ………………………………8
1.3. Этапы развития налогообложения прибыли в экономике России………… 10
II. Механизм взимания налога на прибыль……………………………………… 13
2.1. Плательщики налога. Налогооблагаемая база………………………………. 13
2.2. Льготы по налогу. Ставки налога на прибыль……………………………… 16
2.3. Порядок уплаты налога на прибыль…………………………………………. 24
III. Совершенствование уплаты налога на прибыль…………………………….. 27
3.1. Международный опыт налогообложения прибыли …………………………27
3.2. Оптимизация налога на прибыль…………………………………………….. 36
Заключение …………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………….. 44

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский Налог на прибыль в экономической системе России Этапы развития налога на прибыль.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

II. Механизм взимания налога на прибыль .

 

2.1Плательщики  и объект налога на прибыль

 

        В налоговой системе РФ налог на прибыль организаций занимает важное место, обеспечивая значительные поступления средств как в федеральный бюджет, так и так и в бюджеты субъектов РФ. Так, доходной части федерального бюджета РФ. Так, доходной части федерального бюджета РФ налог на прибыль организаций приносит 20% общей суммы налоговых поступлений, или 18% всех доходов федерального бюджета. Согласно НК РФ этот налог определен как федеральный, распределяемый, в пропорции, установленный законом. Иными словами, с помощью налога на прибыль происходит регулирование доходной базы бюджетов разных уровней финансовой системы РФ.

      Взимание налога на прибыль осуществляется в соответствии с главой 25 НК РФ.

       Налог на прибыль организаций – прямой, т.е. его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов их деятельности. Поэтому данный налог влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. Для организаций налог на прибыль является основным.

       К плательщикам налога на прибыль организаций относятся российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Росси через постоянные предствительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

      Объектом налога на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, умешенные на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства, - полученные через эти представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов; для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ. При этом следует иметь ввиду, что законодательство предусматривает исчерпывающий перечень доходов и расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли.

       Для резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная ставка налога, подлежащего зачислению в их бюджеты, от деятельности, осуществляемой на территории, зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в зоне, и доходов (расходов), подученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами зоны. При этом размер указанной ставки не может быть ниже 13,5%.

     Налоговая база. Для налогообложения определяется денежное выражение прибыли - т.е. разность между полученными доходами и произведенными расходами. Налоговая база, облагаемая по различным ставкам, с ведением раздельного учета определяется отдельно нарастающим итогом с начала налогового периода.

        При получении убытка налоговая база равна нулю. Предусмотрены особенности определения налоговой базы по: - банкам; - страховщикам; - негосударственным пенсионным фондам; - профессиональным участникам рынка ценных бумаг; - иностранным организациям; - операциям с ценными бумагами (письмо ФНС РФ от 03.11.2005 N ММ-6-02/934); - операциям с финансовыми инструментами срочных сделок; - а также в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и видов полученных доходов. Вменена обязанность вести специальный налоговый учет в целях налогообложения прибыли.

     Организации игорного бизнеса, а также организации, перешедшие на УСНО, ЕНВД, ЕСХН ведут обособленный учет доходов и расходов. Для налогообложения учитываются только те расходы, которые экономически оправданы, подтверждены документально и произведены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода. Порядок признания доходов предусматривает 2 метода: метод начисления и кассовый метод (ст. 272, 273 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Льготы  по налогу. Ставки налога на  прибыль

       С 1 января 2002 года утратил силу Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Отменяются и льготы, предоставленные этим законом, кроме тех, что сохранят силу на какое-то время в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

      Льгота по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей. Абзацем первым пункта 5 статьи 1 закона о налоге на прибыль определено, что не являются плательщиками этого налога предприятия, получающие прибыль от реализации сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, которую они произвели или добыли сами. Исключение составляют лишь сельскохозяйственные предприятия индустриального типа.

      Такой же порядок налогообложения этих организаций сохранится и в этом году. Он будет действовать, пока не будет принята глава Налогового кодекса, которая введет специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

      Льгота по налогу на прибыль для малых предприятий. В соответствии с законом о налоге на прибыль малые предприятия пользовались льготами по этому налогу. Они не платили его в первые два года своего существования, а в третий и четвертый годы работы должны были уплачивать налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от ставки налога на прибыль. Правда, эта льгота распространялась не на все предприятия, а лишь на те, которые:

    1.  производили и перерабатывали сельскохозяйственную продукцию;

   2.  производили продовольственные товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую технику, лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

         Глава 25 Налогового кодекса отменила многие льготы, но часть из них пока еще будет действовать. О них и пойдет речь в данной статье.

    1.  строили объекты жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения. Воспользовавшись этой льготой, малое предприятие должно было следить за тем, чтобы доля выручки от вышеуказанных видов была больше:

    2.  70 процентов общей выручки предприятия (в первые два года деятельности);

    3.  90 процентов общей выручки предприятия (во вторые два года деятельности).

       В 2002 году эти льготы также действовали, но только в тех предприятиях, которые успели зарегистрироваться до 31 декабря 2001 года. А вот малым предприятиям, которые открылись уже в этом году, придется платить налог на прибыль в полном объеме.

        Из пункта 4 статьи 6 закона о налоге на прибыль следует, что срок, с которого начинает действовать эта льгота, - момент государственной регистрации малого предприятия. Таким образом, малое предприятие, для которого 2002 год является первым или вторым годом его деятельности, вообще не уплачивает налог на прибыль. А малое предприятие, для которого 2002 год является третьим или четвертым годом работы, должно исчислять налог в размере 25 процентов (третий год) и 50 процентов (четвертый год) от ставки, установленной статьей 284 Налогового кодекса.

       Льгота по налогу на прибыль для вновь созданного производства: Согласно абзацу двадцать седьмому пункта 6 статьи 6 закона о налоге на прибыль, прибыль, полученная от вновь созданного производства, налогом не облагалась.      При этом вновь созданным признавалось производство, которое выделено в обособленное структурное подразделение на базе новых производственных мощностей, стоимость которых превышала 20 000 000 руб. Чтобы получить эту льготу, предприятие должно было составить соответствующее технико-экономическое обоснование и согласовать его с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Следует так же иметь в виду, что не признавалось вновь созданным производство, организованное на базе производственных мощностей, которые приобретены как имущественный комплекс. Эта льгота не распространялась на производства, созданные в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций.

        Льготу разрешалось применять в течение периода окупаемости производства, но не свыше трех лет. В 2002 году данная льгота в отношении прибыли, полученной от производства, которое было вновь создано до вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса, сохраняется.

      Радиационная льгота по налогу на прибыль:  Закон о налоге на прибыль (абз. 10 п. 6 ст. 6) освобождал от налогообложения прибыль предприятий, находящихся в регионах, которые пострадали от радиоактивного загрязнения (вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф). И чтобы получить эту льготу, предприятия должны были:

    1. выполнять проектно-конструкторские, строительно-монтажные, автотранспортные и ремонтные работы;

    2.  изготавливать строительные конструкции и детали.

    Доля таких работ должна превышать 50 процентов от общего объема выполненных работ. Если предприятие не выполняло это условие и указанные работы были менее 50 процентов в общем объеме, то оно могло не платить налог только с части прибыли, полученной в результате выполнения этих работ. Перечень же регионов радиоактивного загрязнения определяется правительством. С 1 января 2002 года эта норма не утратила свою силу. Она действует до тех пор, пока не завершатся ранее начатые программы по ликвидации последствий радиационных катастроф.

     Другие федеральные льготы по налогу на прибыль. Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль по облигациям, которые предприятия получили при новации государственных ценных бумаг, таких как ГКО, ОФЗ, ОВГВЗ, до 1 января 2002 года был установлен пунктом 4 статьи 2 закона о налоге на прибыль. Этот же порядок сохранится и в дальнейшем до полного выбытия этих облигаций с баланса предприятия.

    Кроме того, закон о налоге на прибыль определял, что прибыль, полученная инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции, включается в состав внереализационных доходов (абз. 1 п. 6 ст. 2). А в целях налогообложения эта прибыль вычиталась из валовой прибыли.

     Точно такой же порядок будет действовать и в этом году до тех пор, пока не вступит в силу глава Налогового кодекса, которая определит специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции.

Региональные и местные льготы по налогу на прибыль

       На основании пункта 9 статьи 6 закона о налоге на прибыль законодательные органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо федеральных льгот могли устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы.

     Размер этих льгот не должен был превышать сумм налога на прибыль, который подлежит зачислению в их бюджеты. Закон № 110-ФЗ отменил действие всех этих льгот, кроме одной. Она касается предприятий, которые реализуют инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности. И если на 1 июля 2001 года такие проекты были уже начаты, то в 2002 году льгота для предприятия сохраняется и действует до окончания срока, на который она была предоставлена.

     Льготное налогообложение:

 1. Не включаются в налогооблагаемую базу средства целевого финансирования: - инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на капитальные вложения производственного назначения при их использовании в течение одного календарного года (письмо МНС РФ от 28.08.2002 N 02-5-11/190АБ939); - инвестиции, полученные при проведении инвестиционных торгов, конкурсов в соответствии с законодательством РФ; - полученные гранты; - целевые средства из российских фондов (фундаментальных исследований, Гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий, производственных инноваций).

2. С 01.01.2007 организации, осуществляющие деятельность в  области информационных технологий  могут не применять общий порядок  амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

3. Предоставляются  отсрочки, рассрочки, инвестиционный  налоговый кредит.    Порядок  утвержден приказом ФНС РФ  от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798;

4. Понижена  налоговая ставка до 6% в 2006-2008 годах  для сельско- хозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого  сельскохозяйственного налога (ЕСХН) по деятельности, связанной с  реализацией произведенной ими  сельскохозяйственной продукции.

5. Некоммерческие  организации при определении  налогооблагаемой базы не учитывают  следующие доходы: - средства, полученные  в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным  законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ; - имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования (обязателен раздельный учет доходов и расходов).

6. Организации, использующие труд инвалидов (при  численности не менее 50% и доле  заработной платы инвалидов не  менее 25%), могут списывать затраты на социальную защиту инвалидов в расходы, связанные с производством и реализацией: - улучшение условий труда, - создание рабочих мест инвалидов, - мероприятия по реабилитации.

7. Общественные  организации инвалидов могут  списывать в расходы, связанные с производством и реализацией затраты, направленные на осуществление своей деятельности, а также расходы на социальную защиту инвалидов, кроме товаров по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 920.

Информация о работе Бухгалтерский Налог на прибыль в экономической системе России. Этапы развития налога на прибыль