Анализ налогообложения доходов населения Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование организации и состояния налогообложения доходов населения в Украине и путей их совершенствования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
более подробно изучить сущность налогов; проанализировать основные функции налогов и их влияние на финансовую систему государства; изучить основы налоговой системы в Украине и ее нормативно-правовое обеспечение; исследовать основные виды налогов, взимаемых с доходов населения, базу их налогообложения и дифференциацию ставок; проанализировать роль данных налогов в формировании бюджета АРК и государственного бюджета; определить основные проблемы и приоритетные направления их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Саенко.docx

— 72.00 Кб (Скачать файл)

- обязательность – внедрение норм касательно оплаты налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных про объекты налогообложения за отчетный период и установление ответственности плательщиков налогов за нарушения налогового законодательства;

- равнозначность и пропорциональность – оплата налогов юридических лиц осуществляется в определенной части от полученной прибыли и обеспечение оплаты равных налогов и сборов на равные прибыли, и пропорционально больших налогов и сборов - на большие доходы;

- равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования ( юридических и физических лиц, включая нерезидентов) при определении обязанностей по оплате налогов и сборов;

- социальная справедливость – обеспечение социальной поддержки малообеспеченным слоям населения путем внедрения экономично обоснованного минимума доходов граждан, не облагаемого налогом и применение дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые получают высокие и сверхвысокие доходы;

- экономическая обоснованность  – установление налогов и сборов  на основе показателей развития  национальной экономики и финансовых  возможностей с учетом необходимости достижения баланса расходов бюджета с его доходами;

- равномерность оплаты  – установление сроков оплаты  налогов и сборов исходя из  необходимости обеспечения своевременного  поступления средств в бюджет  для финансирования расходов;

- компетенция – установление  и списание налогов и сборов, а также льгот их плательщикам  осуществляется в соответствии  с законодательством про налогообложение  исключительно Верховной Радой  Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами;

- единый подход – обеспечение  единого подхода к разработке  налоговых законов с обязательным  определением плательщика налога  и сбора, объекта налогообложения,  источника оплаты налога и  сбора, налогового периода, ставок  налога и сбора, сроков и  порядка оплаты налога, оснований  для предоставления налоговых  льгот;

- доступность – обеспечение доходности норм налогового законодательства для плательщиков налогов и сборов ( обязательных платежей ).

Особое место среди  них занимают три принципа:

- стабильность – обеспечение  неизменности налогов и сборов  и их ставок, а также налоговых  льгот на протяжении бюджетного  года;

- экономическая обоснованность  – установление налогов и сборов  на основании показателей развития  национальной экономики и финансовых  возможностей с учетом необходимости  достижения сбалансированности  расходов бюджета с его доходами;

- доступность – обеспечение  понимания норм налогового законодательства  для плательщиков налогов и  сборов.

Следовательно, налоговая  система может считаться эффективной  при двух условиях: когда она способна финансово обеспечить исполнение необходимых функций государством и когда достаточно полно исполняются основные принципы налогообложения.

Полнота, объективность и  своевременность информации про  функционирование налоговой системы  огромной мерой влияют на эффективность  ее функционирования. Например, полнота  и своевременная информация, предоставленная  налоговой службой плательщикам про методы расчетов налогов, правильный учет хозяйственных операций будут  содействовать тому, что налог  будет рассчитан точно, и  плательщику  не придется оплачивать штрафы вследствие примененных к нему финансовых санкций.

Объективная и своевременная  информация про направления использования  бюджетных средств дает плательщикам налогов возможность контролировать эффективность расходов государственного бюджета. Если есть понимание, что средства государственного бюджета используются эффективно, это стимулирует плательщиков налогов оплачивать налоги в полном размере и своевременно. И наоборот, неэффективное использование средств  бюджета приводит к уменьшению заинтересованности плательщиков в полной мере оплачивать налоги.

Наличие полной и достоверной  информации у налоговых органов  про деятельность субъектов хозяйствования содействует более жесткому контролю за их доходами, что будет влиять на полноту выплаты налогов.

В целом, поток средств  в доходную часть бюджета берет  свое начало вследствие налогового администрирования, которое осуществляется налоговой  и таможенной службами через взаимодействие с юридическими и физическими  лицами. После определения объемов  налоговых и таможенных платежей и наступления их оплаты, средства поступают на соответствующие счета в банках и других финансово-кредитных учреждениях, а потом перечисляются под контролем казначейской службы, финансовых управлений областных государственных администраций в Государственный бюджет Украины ( на Единый казначейский счет, который хранится в Национальном банке Украины ) или на соответствующие счета местных бюджетов. Общий контроль за соответствием финансовых операций действующему законодательству осуществляется Главным контрольно-ревизионным управлением Украины.

Налоговые системы многих государств отличаются, каждая из них  имеет свои характерные особенности. [19, с. 151] Они являются отображением конкретного экономического пространства, национальных особенностей, которые сложились в этих странах на протяжении исторического развития. Поэтому эти системы отличаются друг от друга по составу и структуре налогов, способами стягивания, ставками, фискальными полномочиями разных уровней власти, налоговой базы, но при детальном анализе можно выделить две главные черты: постоянный поиск путей увеличения доходов государства; построение налоговой системы на базе общественно принятых принципов в экономической теории про равенство, справедливость и эффективность налогообложения.

Эти черты реализуются  в форме широкомасштабных налоговых  реформ, путем введения новых налогов, использовании прогрессивного и  пропорционального налогообложения. С помощью этих черт возможно оценить  качество налоговой системы государства, а также основные цели, которых  придерживается налоговая политика.

Функционирование какой- либо системы следует подвергать оценке с целью определения ее соответствия определенной цели, реализации возложенных на нее функций и  задач. Наиболее распространенная экономическая  оценка по критерию эффективности. Эффективность  характеризуется отношением эффекта  к затратам ресурсов, которые обеспечили его получение, достижение результата. Однако налоговую систему очень  сложно количественно оценить по данному критерию, так как результатом  ее функционирования является не только пополнение доходной части бюджета, но и создание благоприятного инвестиционного климата в стране, стимулирование развития приоритетных  отраслей экономики, перераспределение доходов между разными слоями населения и другое. Налоговая система прямо или опосредованно влияет практически на все сферы общественной жизни государства в целом и отдельного человека.

Главная цель налоговой системы – мобилизация налоговых платежей и формирование на этой основе доходной части бюджета. [22, с.23] В связи с этим, налоги - это всегда компромисс между потребностями бюджета и возможностями населения. Оплата налогов – основная форма взаимоотношения физических и юридических лиц с государством, прямая обязанность граждан перед ним.

Действующую в Украине  систему налогообложения целесообразно рассматривать в двух направлениях:  «предпринимательские структуры» и «население».[9, с. 45] Наиболее важными  налогами, взимаемыми с юридических лиц являются налог на прибыль, акцизы, налог на имущество.

 Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок. Налог на имущество предприятий.

Налог на имущество  начисляется на имущество предприятий-резидентов, находящееся на их балансе, за исключением денежных средств на счетах и имущества, освобожденного от налогообложения.

Акциз – налог, устанавливаемый  государством на определенный перечень товаров массового потребления. Акцизный налог включается в цену продукта и изымается в государственный и местный бюджеты. Чаще всего акцизной пошлиной (сбором) облагаются винно-водочные предметы торговли, пиво, табачные изделия, предметы роскоши, автомобили.

Основными налогами, уплачиваемыми  физическими лицами являются земельный, транспортный и налог на имущество. Все они являются имущественными налогами, и их платят граждане, в собственности у которых находится соответствующее имущество.

Платежи от этих налогов  остаются в консолидированном бюджете  области. Из них налог на имущество  и земельный налог поступают  в местные бюджеты по месту  нахождения имущества и земельных  участков, а транспортный налог полностью  перечисляется в областной бюджет. Начисление имущественных налогов  осуществляют налоговые органы на основании  сведений представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию транспортных средств.

Регулируется налогообложение  физических лиц с помощью конституции Украины (от  28.06.1996 № 254к/96-ВР с изменениями, внесенными от 12.04.2012); Налогового кодекса (от 02.12.2010 № 2755-VI с текущей редакцией от 01.04.2013); международных договоров которыми регулируются вопросы налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании и для исполнения Налогового Кодекса; решений Верховного Совета Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым Кодексом.

Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, на ее основе принимаются законы и иные нормативно-правовые акты и должны соответствовать ей. В ней определяются права, свободы и обязанности граждан, а также права и обязанности государства в лице уполномоченных органов по отношению к гражданам.

Налоговый кодекс Украины  регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также определяет ответственность за нарушение налогового законодательства.

Выводы по разделу 1

Налоги - это обязательные платежи, изымаемые государством с организаций и физических лиц для содержания финансовых структур и для исполнения ними функций государства.

В экономической системе государства налоги играют важную роль, которая определяется их основными функциями: распределительной, фискальной, регулирующей и стимулирующей. Посредством данных функций в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие отрасли, стимулируется технический прогресс, достигается политика государства.

С термином налоги тесно  связано понятие «налоговая система». Налоговая система – это совокупность установленных в государстве  налогов, которые взаимосвязаны, органично  дополняют друг - друга, не противоречат системе в целом и другим ее элементам.Главная цель налоговой системы – мобилизация налоговых платежей и формирование на этой основе доходной части бюджета. В связи с этим, налоги - это всегда компромисс между потребностями бюджета и возможностями населения.

Действующая в Украине  система налогообложения состоит из двух направлений:  «предпринимательские структуры» и «население». Наиболее важными  налогами, взимаемыми с населения, являются: земельный, транспортный, налог на имущество акциз и налог на добавленную стоимость. Регулируется налогообложение физических лиц с помощью конституции Украины (от  28.06.1996 № 254к/96-ВР с изменениями, внесенными от 12.04.2012); Налогового кодекса (от 02.12.2010 № 2755-VI с текущей редакцией от 01.04.2013); международных договоров по вопросам налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании Налогового Кодекса; решений Верховного Совета Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым Кодексом.

 РАЗДЕЛ 2. Анализ налогообложения доходов населения Украины

2.1 Структура налогообложения доходов населения Украины

Доходы населения —  это сумма денежных средств и  материальных благ, полученных или  произведенных домашними хозяйствами  за определенный промежуток времени. Уровень  потребления населения напрямую зависит от уровня доходов.

Доходы населения можно  разделить на денежные и натуральные. Денежные доходы — это доходы, включающие в себя все поступления денег  в бюджет семьи в виде оплаты труда  работников, доходов от предпринимательской  деятельности, пенсий, стипендий, различных  пособий, доходов от собственности (проценты по вкладам, ренты, дивидендов по ценным бумагам, доходов от недвижимости), гонораров и др. [21, с. 424]

Информация о работе Анализ налогообложения доходов населения Украины