Анализ и оптимизация налогов сельскохозяйственными производителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:37, реферат

Краткое описание

Основной целью настоящего исследования является разработка методических положений и практических рекомендаций по оптимизации учета и анализа налогообложения сельскохозяйственных предприятий.Все это дает основания подробнее остановиться на налоговой оптимизации в рамках последнего, как наиболее мобильного и вариантного специального режима налогообложения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы налогообложения сельскохозяйственных предприятий
2.Оптимзация налогов сельскохозяйственными производителями
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дудка - реферат.docx

— 28.86 Кб (Скачать файл)

                                                 Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Северо-Кавказский Федеральный Университет

Институт экономики и управления

 

 

 

 

 

                                                           РЕФЕРАТ

 

 

 

По дисциплине: «Анализ и оптимизация налоговой базы»

  На тему: «Оптимизация налогов сельскохозяйственными производителями»

 

 

 

 

Выполнила : студентка 3 курса,группы  ЭКМ-б-о-110 Дудка М.С.

                                                                               Проверила:БдудоваС.Н., к.э.н., доцент. 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                                                 Ставрополь     2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы налогообложения сельскохозяйственных предприятий

2.Оптимзация налогов сельскохозяйственными производителями

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) призван решить несколько  проблем: во-первых, снижение налогового бремени для сектора; во-вторых, упрощение  процедуры расчета и уплаты налога. Преимущество системы налогообложения  сельхозпроизводителей в том, что  она заставляет их эффективно использовать землю. Лишь при условии полного  и качественного использования  земли единый налог выгоден сельхозпроизводителю, ведь, в основе суммы налога не доход, а площадь угодий.

В результате было принято решение  о переводе их на единый сельскохозяйственный налог, воплотившееся в главе 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом  от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ. При этом введение такого режима предусматривалось законодательными актами субъектов РФ.

Проблемам разработки методологических основ формирования учета в целях  налогообложения, совершенствования  взаимоотношений налоговой системы  и системы бухгалтерского учета, посвящали свои работы многие ученые: А.В. Брызгалин, И.К. Выскребенцев, Е.В. Крейнина, О.Г. Лапина, В.Ф. Палий, В. Г. Пансков, М. 3. Пизенгольц, М.Л. Пятов, В.В. Черненков, Д.Г. Черник, Л.3. Шнейдман, Д. Блейк и 0. Амат и другие. Однако, в настоящее время необходимо проведение дополнительных исследований по выявлению и анализу проблем учета налогообложения, а также его оптимизации с учетом реальной экономической ситуации и отраслевых особенностей сельскохозяйственных предприятий, что определило актуальность диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является разработка методических положений  и практических рекомендаций по оптимизации  учета и анализа налогообложения  сельскохозяйственных предприятий.Все это дает основания подробнее остановиться на налоговой оптимизации в рамках последнего, как наиболее мобильного и вариантного специального режима налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Теоретические  основы налогообложения сельскохозяйственных  предприятий

 

Налоги как способ изъятия и  перераспределения доходов возникли вместе с государством, для существования  которого необходимо установление права  взимать налоги и обязанности  их платить. В настоящее время  налоговое регулирование представляет собой одну из наиболее эффективных  форм управления рыночной экономикой.

Налогообложение сельскохозяйственных предприятий является частью общей  системы налогообложения и вместе с тем, оно имеет ряд существенных особенностей, связанных с необходимостью учитывать как специфику аграрного  производства: низкую доходность отрасли  вследствие естественных природных  факторов, ее высокую потребность  в капитале в процессе интенсификации производства и одновременно низкую фондоотдачу, так и ее значимость в обеспечении продовольственной  безопасности страны, в поддержании  стабильной занятости в сельских районах и другие особенности, которые должны найти свое теоретическое осмысление и обоснование.

Сущность налогов заключается  в изъятии в пользу государства  заранее определенной и законодательно установленной части дохода самостоятельно хозяйствующих субъектов и граждан. Фундаментом теории налогов являются принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом /117, с.588-589/ и дополненные  в процессе теоретического осмысления результатов построения и функционирования налоговых систем в различных  странах. Основными из них являются следующие:

Принципы равномерности и всеобщности. Все граждане и предприятия должны платить налоги соразмерно доходам  и прибыли, которые они получают.

Принцип определенности. По тем налогам, которые должны платить граждане и предприятия, должны быть точно  известны время, ставка, сумма и способ платежа. Следует отметить, что на современном этапе построения налоговой  системы России этот принцип неоднократно нарушался и новые правила  налогообложения вводились "задним числом".

Принцип удобства. Время и способ взимания налога должны быть удобны прежде всего для плательщика: уплата налога не получателем дохода, а налоговым агентом; совпадение во времени срока уплаты налога и получения дохода. Последнее положение является наиболее актуальным для сельскохозяйственных предприятий в связи с сезонностью их производства. При разработке налогового законодательства принцип устранения временного разрыва между получением дохода от реализации продукции и сроком уплаты налога для предприятий этой отрасли был использован при установлении сроков уплаты земельного налога.

Принцип справедливости. Налоговые  ставки и налоговые льготы должны устанавливаться таким образом, чтобы ставить всех плательщиков в примерно равные условия и оказывать  щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения. Этот принцип лег в основу разработки системы налоговых льгот в связи с необходимостью государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.

Теоретические принципы налогообложения  легли в основу Налогового Кодекса  Российской Федерации. В статье 3 "Основные начала законодательства о налогах  и сборах" /11/ законодательно утверждены следующие принципы: всеобщности, равномерности, отрицания дискриминационного характера налогов, справедливости, экономической обоснованности. Вместе с тем, принятие Налогового Кодекса РФ можно рассматривать в целом как осуществление на практике принципа определенности налогообложения.

Следуя принципу определенности, на основании статьи 17 Налогового Кодекса, налог может считаться установленным  только в том случае, если для  него определены элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая  база, налоговый период, налоговая  ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях предусмотрены  налоговые льготы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Оптимизация налогов сельскохозяйственными производителями

 

По данным налоговых органов в России единый сельскохозяйственный налог уплачивают 50,2 тыс. налогоплательщиков, среди них 18,4 тыс. организаций, 11,6 тыс. предпринимателей и 20,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. По подсчетам специалистов Минсельхоза России, в хозяйствах, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, сумма налоговых платежей может сократиться примерно на одну треть.

Экономический эффект (потенциальную  экономию на налогах) от применения спецрежима при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН можно рассчитать по следующей формуле:

Э = (НП + НДС + НИ + ЕСН) – ЕСХН,

где Э – экономия на налогах при переходе на уплату ЕСХН; НП – сумма налога на прибыль организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; НДС – сумма налога на добавленную стоимость, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; НИ – сумма налога на имущество организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; ЕСН – сумма единого социального налога, начисленная за налоговый период; ЕСХН – сумма единого сельскохозяйственного налога.

Для индивидуальных предпринимателей, в т. ч. глав крестьянских (фермерских) хозяйств в формуле налог на прибыль заменяется налогом на доходы физических лиц, а налог на имущество организаций – налогом на имущество физических лиц, уплачиваемым в отношении имущества, которое используется в коммерческой деятельности. Кроме того, не облагаются налогом на доходы физических лиц и ЕСН доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации собственной сельхозпродукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства (п. 14 ст. 217 и подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ). Поэтому для крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью менее 5 лет, в расчете налоговой экономии фактически будут участвовать только три показателя: сумма НДС, сумма налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого в коммерческой деятельности) и сумма ЕСХН.

Кроме того, при расчете  следует учитывать:

· статус налогоплательщика (организация или предприниматель);

· какой режим налогоплательщик применяет в данный момент (общий  или упрощенную систему налогообложения);

· хозяйство является планово-убыточным  или рентабельным;

· какими основными средствами (строениями, сельхозтехникой и т. п.) располагает налогоплательщик, какова степень их износа и планируется ли их обновление в ближайшей перспективе;

· действуют ли в субъекте РФ региональные льготы по налогу на имущество;

· насколько существенна  доля заработной платы (и соответственно доля ЕСН) в расходах предприятия;

· кто является потребителем производимой продукции – плательщики  НДС или нет;

· какова доля дохода от непрофильной деятельности.

Способы оптимизации налогового бремени при ЕСХН заключаются  в маневрировании преимуществами сельскохозяйственных товаропроизводителей, перешедших на уплату ЕСХН, по ряду российских налогов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на имущество организаций. Сравним уплачиваемые налоги по общей системе налогообложения и в рамках специального режима.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, на ближайшие  годы установлены льготные ставки налога на прибыль по деятельности, связанной  с реализацией произведенной  ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной  и переработанной данными организациями  собственной сельскохозяйственной продукции:

· в 2004–2007 годах – 0 %;

· в 2008–2009 годах – 6 %;

· в 2010–2011 годах – 12 %;

· в 2012–2014 годах – 18 %;

· начиная с 2015 года – 24 %.

Пониженные ставки налога на прибыль не вправе применять те хозяйства, статус которых не соответствует  критериям главы 26.1 НК РФ (например, доля дохода ниже 70 %).

Поскольку большинство хозяйств являются убыточными и не платят налог  на прибыль организаций, выгоды от перехода на уплату ЕСХН в виде экономии на налоге на прибыль не существенные.

Реализация большинства  продовольственных товаров (например, мяса, молока и зерна) облагается по ставке НДС 10 %. В то же время сельхозпредприятия приобретают многие товары (сельхозтехнику, ГСМ), которые облагаются по ставке 18 %. Поэтому сумма вычетов по данному налогу у сельхозпредприятий, как правило, превышает сумму начислений. Получается, бюджет зачастую должен вернуть сельхозпредприятию часть «входного» НДС. У плательщиков ЕСХН обязанности по начислению и уплате НДС нет, но нет и права на вычет «входного» налога. Для некоторых сельхозпредприятий это может быть существенным минусом. При переходе на уплату ЕСХН у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникает проблема ценовой политики. Потребителями сельхозпродукции могут быть как физические лица и предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, так и организации и предприниматели – плательщики этого налога. Плательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС и не имеют права предъявлять налог покупателям. Поэтому покупатели, применяющие общий режим налогообложения, лишаются права на вычет «входного» НДС. Для многих покупателей это может быть невыгодно. В данном случае для сохранения конкурентоспособности продукции предприятие АПК может снизить цену.

С 2005 г. сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают ЕСН по максимальной ставке 20 % (п. 1 ст. 241 НК РФ). При этом статус сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей уплаты ЕСН определяется в соответствии с Законом № 193-ФЗ. В аграрном секторе уровень зарплат традиционно невысок, и экономия на ЕСН при переходе на ЕСХН может оказаться несущественной.

Налог на имущество организаций, измененный с 2004 г., не предусматривает федеральных льгот по налогу на имущество для организаций по производству, переработке и хранению сельхозпродукции. Однако такие льготы могут быть предусмотрены на региональном уровне. Поэтому решение вопроса об экономии на налоге на имущество зависит от конкретных норм соответствующих законов субъектов РФ.

Информация о работе Анализ и оптимизация налогов сельскохозяйственными производителями