Анализ изменений налогового законодательства России на примере транспортного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:23, реферат

Краткое описание

Целью работы является проведение сравнительного анализа норм, регулировавших налогообложение владельцев транспортных средств, с действующими нормами, регулирующими соответствующие отношения.
Задача работы заключается в освещении следующих вопросов:
содержание главы 28 части второй Налогового кодекса «Транспортный налог» и ее соотношение с региональным законодательством (на примере Закона Волгоградской области от 11.11.2002 г. № 750-ОД «О транспортном налоге»);
содержание норм ряда законодательных актов, предусматривавших налогообложение владельцев транспортных средств (в частности, Закон РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", Закон 18.10.91 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ»);

Содержание

Введение
Анализ изменений налогового законодательства России на примере транспортного налога
1. Понятие транспортного налога и этапы его развития
2. Налогоплательщики
3. Объект налогообложения
4. Налоговая база и налоговый период
5. Порядок уплаты налога
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 37.26 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Анализ изменений налогового законодательства России на примере  транспортного налога

1. Понятие транспортного налога  и этапы его развития

2. Налогоплательщики

3. Объект налогообложения

4. Налоговая база и налоговый  период

5. Порядок уплаты налога

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Происходящие  в России изменения в  области  экономики, стремительное трансформирование  взаимоотношений между хозяйствующими субъектами друг с другом и их взаимоотношения  с бюджетом, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют от государства проведения адекватной  налоговой  политики и формирования эффективной налоговой  системы. Сказанное однако на современном  этапе может быть принято только как направление формирования налоговой  системы России, поскольку действующая  система далека от идеальной.

Как известно, текст Налогового кодекса полон  противоречий и неясностей. Часть  вторая НК РФ была принята чрезвычайно  сырой и недоработанной. Как показало время, это понимает и сам законодатель, неоднократно корректировавший большую  часть статей второй части НК РФ. Несмотря на то, что вновь принятыми  нормативными актами было исправлено большинство ошибок и недочетов, в тексте НК РФ их осталось значительное количество.

Данные  недочеты являются недопустимыми, когда  речь идет о налоговом законе, на основании которого должен производиться  расчет таких бюджетообразующих  налогов, как НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единого социального  налога и др. (в том числе и  региональные налоги). В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы  каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен платить. Законодатель, установив  данный принцип, сам его и нарушил.

На сегодняшний  момент только профессиональное системное  толкование текста НК РФ может помочь практикующему бухгалтеру, юристу, руководителю предприятия, простому налогоплательщику при решении запутанных законодательных коллизий.

В настоящей  работе мною будет проведен анализ налогового законодательства, касающегося  транспортного налога.

Целью работы является проведение сравнительного анализа  норм, регулировавших налогообложение  владельцев транспортных средств, с  действующими нормами, регулирующими  соответствующие отношения.

Задача  работы заключается в освещении  следующих вопросов:

    • содержание главы 28 части второй Налогового кодекса «Транспортный налог» и ее соотношение с региональным законодательством (на примере Закона Волгоградской области от 11.11.2002 г. № 750-ОД «О транспортном налоге»);
    • содержание норм ряда законодательных актов, предусматривавших налогообложение владельцев транспортных средств (в частности, Закон РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", Закон 18.10.91 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ»);
    • сравнительный анализ указанных нормативных актов и выявление изменений, произошедших в налоговом законодательстве РФ с введением в действие гл. 28 ч. 2 НК РФ;
    • оценка выявленных изменений.

Необходимость изучения обозначенных вопросов продиктована значительными изменениями в  правовом регулировании отношений, возникающих в связи с исчислением, уплатой транспортного налога и  другими его важными элементами.

 

Анализ изменений  налогового законодательства России на примере транспортного налога

1. Понятие транспортного  налога и этапы его развития

 

Федеральным законом от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть  вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" раздел IX "Региональные налоги и  сборы" части второй НК РФ дополнен главой 28 "Транспортный налог".

Транспортный  налог отнесен к региональным налогам и сборам (п.п. "ж" п. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации  от 27.12.91 г. N 2118-I "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации"). Это означает, что данный налог  обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где  принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие.

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог  взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 Указа  было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме  бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость  продукции (работ, услуг).

Средства  от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для  финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).

Однако налоговые платежи  владельцев транспортных средств введением  в действие данного налога не ограничивались.

Так, Законом «О дорожных фондах в РСФСР» был предусмотрен налог на пользователей автомобильных  дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих  и снабженческо - сбытовых организаций) независимо от форм собственности и  ведомственной принадлежности в  размере 0,4 процента объема производства продукции, выполняемых работ и  предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в том числе организации  оптовой торговли) и снабженческо - сбытовые организации уплачивали данный налог в размере 0,03% годового оборота.

Помимо этого, ст. 6 данного  закона был предусмотрен налог с  владельцев транспортных средств Статья 6. Налог с владельцев транспортных средств, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной  принадлежности, а также граждане РСФСР, иностранные юридические  лица и граждане, лица без гражданства, имевшие транспортные средства и  другие самоходные машины и механизмы  на пневмоходу, в размере, который  зависел от количества лошадиных  сил транспортного средства.

Кроме того, Законом «О налогах  на имущество физических лиц» физические лица, имевшие в собственности  водно-воздушные транспортные средства уплачивали налог в зависимости  от мощности мотора транспортного средства.

Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении  субъектов налогов, так и в  отношении налоговых органов.

В отличие  от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.

С введением  транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, исключаются:

1) налог  на пользователей автодорог; 

2) налог  с владельцев транспортных средств; 

3) акцизы  с продажи легковых автомобилей  в личное пользование граждан  (статьи 2 и 9 Закона N 110-ФЗ);

4) налог  на водно-воздушные транспортные  средства, ранее уплачиваемый физическими  лицами в соответствии с Законом  РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на  имущество физических лиц" (ст. 3 Закона N 110-ФЗ).

Согласно  п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о  новых налогах и сборах субъектов  Российской Федерации вступают в  силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее  одного месяца со дня их официального опубликования. Следовательно, для  правомерности взимания транспортного  налога в 2003 г. закон субъекта Российской Федерации должен быть принят и официально опубликован не позднее 30 ноября 2002 г. Таким законом определяются элементы налогообложения - налоговая ставка в установленных Кодексом пределах, порядок и сроки уплаты налога.

В Волгоградской  области такой закон был принят 11 ноября 2002 года – Закон Волгоградской  области № 750-ОД «О транспортном налоге».

При установлении транспортного налога субъект Российской Федерации вправе предусмотреть  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 6 Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» от уплаты транспортного  налога освобождаются:

    • органы государственной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления Волгоградской области;
    • организации, созданные органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления Волгоградской области для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов;
    • организации, осуществляющие перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) на территории Волгоградской области по тарифам, регулируемым органами государственной власти, с предоставлением льгот по проезду в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области, в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров.

 

 

2. Налогоплательщики

 

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного  налога признаются организации и  физические лица, на имя которых  зарегистрированы транспортные средства.

Данное  положение имеет принципиальное отличие от ранее действовавшего законодательства.

Так, в  соответствии со ст. 5 Закона «О дорожных фондах в РСФСР» налогоплательщиками  налога на пользователей автомобильных  дорог являлись, по общему правилу, все юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), независимо от наличия, количества, мощности принадлежащим им транспортных средств.

Субъектами  налогообложения владельцев транспортных средств согласно ст. 6 Закона «О дорожных фондах в РСФСР» являлись помимо юридических  лиц (включая иностранные юридические  лица), физические лица.

С другой стороны плательщиками налога на имущество физических лиц – владельцев отдельных видов транспортных средств (водно-воздушных) являлись все категории  физических лиц (граждане РСФСР, иностранцы и т.д.).

По моему  мнению, ст. 357 Налогового кодекса обладает рядом преимуществ по сравнению  с ранее действовавшим законодательством.

Во-первых, все налогоплательщики транспортного  налога объединены в одну группу –  физические и юридические лица.

Во-вторых, определен единый критерий для признания  лица налогоплательщиком – транспортное средство зарегистрировано на его имя.

"Транспортные  средства" - это обобщенное наименование  объекта налогообложения.1 В соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности  по постановке на налоговый учет.

Часть вторая ст. 357 НК РФ закрепляет по состоянию  на дату опубликования Закона N 110-ФЗ (30 июля 2002 г.) распространенную на практике ситуацию "продажи" транспортного  средства на основе генеральной доверенности.

Этот  пункт, по моему мнению, отвечает интересам  налоговых органов, поскольку позволяет  им эффективно осуществлять сбор налоговых  платежей.

Согласно  ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним  лицом другому лицу для представительства  перед третьими лицами. Доверенность не является основанием для регистрации  транспортного средства. Поскольку  предметом доверенности не может  быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.

Информация о работе Анализ изменений налогового законодательства России на примере транспортного налога