Акциз - как косвенный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы.
Цель работы: исследовать действующий механизм исчисления акцизов и определить перспективы его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 110.47 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщики обязаны  представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также  по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в  которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый  период в части осуществляемых ими  операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В ближайшее время не планируется  существенных изменений в акцизном налогообложении. Вместе с тем, планируется  внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка  налогообложения с целью повышения его эффективности «(см.приложение 1)». 
Помимо этого, в ближайшей перспективе, предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок акциза с учетом реально складывающейся в РФ экономической ситуации «(см.приложение 2)».

1.2 Роль акцизов в формировании доходов федерального бюджета

Косвенные налоги играют большую  роль в формировании государственного бюджета. При введении косвенных  налогов производители (продавцы) товаров  и услуг продают их по ценам  и тарифам с учетом налоговой  надбавки, которую затем передают государству, то есть выступают в  роли сборщика налогов, уполномоченного  на то государством. Наиболее значимы  косвенные налоги в виде НДС, таможенных пошлин, единых таможенных платежей с физических лиц, налогов с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, акцизов.

Рис. 1 

Нужно отметить, что акцизы в основной своей части перечисляются в федеральный бюджет. Общая доля акцизов в налоговых доходах бюджета в 2010г. была весьма ощутима – 114 миллиардов рублей. В 2011 году акцизы дали  бюджету 232 миллиарда рублей доходов. 
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе 2010 года составили 14,8 млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе 2009 года, что связано с переходом на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).

 

Рисунок 2.

Доходы от поступлений  акцизов по подакцизным товарам, в федеральный бюджет за 2006-2011гг. 

 
В результате индексации ставок акцизов  по подакцизным товарам увеличение доходов федерального бюджета оценивается  в сумме 13,1 млрд.рублей; 
 
Ожидаемый объем дополнительных поступлений исключительно за счет повышения ставок акцизов выглядит малореальным даже в сравнении с объемами фактических поступлений в 2008 г., когда было собрано по данной категории подакцизных товаров 125,2 млрд руб. Принимая во внимание возможное сокращение объемов производства и реализации алкогольной продукции в 2009 г. и 10%-ный уровень индексации ставок по отношению к 2008 г., можно ожидать, что размер поступлений акцизов на алкогольную продукцию в 2010 г. не превысит уровня 2009 г. в абсолютном выражении. А значит, индексация ставок должна привести к увеличению поступлений почти на 75%. 
 
Хотя ставки на алкогольную продукцию индексировались чуть ниже уровня инфляции в стране, с фискальной точки зрения, оправданным может выглядеть лишь незначительное повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 9 % и на пиво. В условиях снижения реальных доходов населения и ухудшения финансового положения предприятий отрасли значительная индексация будет способствовать дальнейшему росту теневого сектора, что, в свою очередь будет сокращать общие налоговые поступления отрасли. В то же время предлагаемые Минфином меры неналогового противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции, за исключением требования введения минимальных розничных цен на водку и ЛВИ, устанавливаемыми заводами-изготовителями, едва ли приведут к существенным положительным эффектам. 
Таким образом, акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета части выручки от реализации продукции. Правильный выбор ставки акциза может снизить рентабельность производства данной продукции до среднего по промышленности, что выравнивает экономические условия хозяйственной деятельности для всех предприятий. При этом, как правило, стимулируется перелив капиталов в ту область, развитие которой государством считается приоритетным. Налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Однако это необходимо производить крайне осторожно и взвешенно. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов 
2.1. Проблемы действующего порядка исчисления и уплаты акцизов

Сложившаяся на сегодня в России система акцизного налогообложения  характеризуется громоздкостью, является малопонятной для налогоплательщика, требует больших расходов по налоговому администрированию со стороны государства. При этом сформированный в РФ механизм взимания акциза не имеет четкого  экономического обоснования, основанного  на содержании данного налога, что  в ряде случаев приводит к искажению  объекта акцизного налогообложения, порождает массу возможностей для  недобросовестных налогоплательщиков для ухода от налогообложения, стимулирует  развитие «теневого» бизнеса. 
 
В ряде случаев применяемая система акцизного налогообложения допускает неоднократное взимание налога с одного и того же объекта. Много вопросов вызывает содержание и экономическая обоснованность действующего перечня подакцизной продукции, политика формирования ставок.  
 
Проблемам совершенствования действующего механизма исчисления и взимания акцизов уделяется значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза.  
 
Произошедшая «специализация» косвенных налогов (НДС, акцизы) и соответствующее этому законодательное установление налогооблагаемых объектов несколько трансформировали функциональное назначение акцизов, которое было им присуще в конце XIX – начале XX века. Назначение акцизов сегодня заключается, в первую очередь, в целенаправленном регулировании отдельных сфер общественной жизни.  
 
В настоящее время существуют некоторые приоритетные направления государственного регулирования в сфере налогообложения акцизами. Это – взимание акцизов по операциям с алкогольной продукцией, по операциям с нефтепродуктами. С одной стороны, такие приоритеты обусловлены высокой рентабельностью производства в указанных сферах и соответствующим потенциалом для обеспечения фискальных потребностей государства, с другой стороны, интересы будут удовлетворяться только при компетентном регулирующем (правовом) воздействии по этим направлениям.  
 
Структуру (перечень) подакцизных товаров определяют необходимость и степень государственного вмешательства в сферы общественной жизни, то есть, приоритеты правового регулирования в конкретный период существования государства. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня подакцизных товаров (наряду с перечнем налогооблагаемых операций с этими товарами) позволяет четко разграничить понятия предмет и объект налогообложения в отношении акцизов: предмет налогообложения – это подакцизные товары, поименованные в перечне, установленном налоговым законом, а объект налогообложения – операции с этими товарами. То есть, при установлении акцизов предмет налогообложения – признак «фактического характера» – получил непосредственное правовое закрепление. 
 
В условиях объективно необходимой регламентации отдельных вопросов, связанных с исчислением и взиманием акцизов, подзаконными нормативными актами, органам исполнительной власти важно не нарушать принцип определения основных (существенных) элементов налога исключительно законами и устранять проблему несоответствия подзаконных актов нормам налоговых законов, что нередко является предметом судебного разбирательства. В условиях несовершенства российского налогового законодательства судебная практика по спорам, вытекающим из налоговых правоотношений (в частности отношений по исчислению и уплате акцизов), как источник налогового права приобретает особое значение. Акты правоприменения, принимаемые в результате разрешения налоговых споров, формируют правовые ориентиры во многом определяющие поведение участников налоговых правоотношений, и в дальнейшем учитываемые органами государственной власти в законотворческой деятельности . 
 
К сожалению, теоретические и практические аспекты воздействия акцизного налогообложения на развитие сферы производства и потребления тех или иных товаров, вопросы повышения регулирующего значения косвенного налогообложения остаются до настоящего времени слабо разработанными. Не уделяется достаточного внимания изучению экономического содержания косвенных налогов, природы акцизного налогообложения, возможности использования альтернативных вариантов налогообложения товаров, включенных в настоящее время в перечень подакцизных, в связи с чем рекомендации современных экономистов по совершенствованию системы налогообложения подчас носят противоречивый и дискуссионный характер.  
 
Все это делает актуальной проблему изучения экономической обоснованности и эффективности применения действующего в РФ механизма акцизного налогообложения, его преимуществ и недостатков с целью выявления направлений его совершенствования.  
2.2 Совершенствование и разработка рекомендаций действующего порядка исчисления и уплаты акцизов

Материалы проверок свидетельствуют  о низкой эффективности действующего механизма взимания акцизов на алкогольную  продукцию, предусматривающего начисление и уплату основной части акцизов  при реализации алкогольной продукции  в оптово-розничную сеть. Широко используемая недобросовестными налогоплательщиками  практика многоступенчатой отгрузки алкогольной  продукции без уплаты акцизов  из одних регионов в другие при  отсутствии действенного контроля за движением алкогольной продукции, следовательно, и за уплатой акцизов  со стороны налоговых органов  приводит к значительным потерям  бюджетов всех уровней. В ходе проведенных  Счетной палатой Российской Федерации  встречных проверок установлено, что  объемы и номенклатура алкогольной  продукции, полученной акцизными покупателями, не совпадают с объемами и номенклатурой  алкогольной продукции, отгруженной  в их адрес акцизными поставщиками.  
 
       Несовершенство системы уплаты акцизов на алкогольную продукцию позволило отдельным организациям использовать так называемую «коньячную» схему ухода от налогов, когда согласно представленным в налоговые органы документам организации-производители закупали небутилированный коньяк по ценам, включающим 100-процентно уплаченный акциз, разливали его или использовали для производства алкогольной продукции. При этом сумма акциза, уплаченного при покупке небутилированного коньяка, предъявлялась к вычету при начислении акциза на алкогольную продукцию, которая по документам поставлялась в оптовые организации, действовавшие, как правило, по принципу фирм-однодневок. Кроме того, уменьшалась сумма начисленного к уплате акциза за счет зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость, которая возникала в результате действия схемы, приводящей к превышению налоговых вычетов по налогу на приобретенные и оприходованные товары над налогом, начисленным за реализованную продукцию.

В целях стабилизации ситуации на алкогольном рынке, сокращения потерь бюджетной системы предлагается еще раз рассмотреть неоднократно вносимое Счетной палатой Российской Федерации в Правительство Российской Федерации предложение о переносе налоговой нагрузки на производителей спирта и переходе к государственной  монополии на оборот этилового спирта. Как показывают проверки Счетной  палаты Российской Федерации, недостатки действующего законодательства, регулирующего  производство и оборот алкогольной  продукции, а также недостаточный  контроль со стороны федеральных  органов исполнительной власти в  этой сфере, позволяют в ряде случаев  на производственных площадях действовавших  ранее предприятий, имеющих значительную задолженность по налогам и сборам, образовывать «новые» предприятия, совладельцами которых, как правило, остаются те же учредители. 
 
      Поэтому необходимо внести поправку в законы, которая исключила бы возможность создания новых юридических лиц на производственных площадях предприятий, накопивших налоговую задолженность. Необходимо также предоставить участникам алкогольного рынка право свободного доступа к данным государственного реестра выданных лицензий и установить обязанность участников алкогольного рынка осуществлять проверку предоставляемых им лицензий. Налоговый контроль за сбором акцизов находится не на должном уровне. Но прежде чем говорить о проблемах, необходимо определить, каким образом осуществляется налоговое администрирование производства и реализации алкогольной продукции. Оно заключается, прежде всего, в лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При выдаче лицензии налоговые органы изучают документы на предмет соответствия деятельности организации лицензионным требованиям. Перечень представляемых документов весьма обширен. В рамках лицензирования налоговые органы обследуют территорию и помещения, предназначенные для производства, хранения и реализации алкогольной продукции. Кроме того, они проводят камеральные, выездные налоговые и внеплановые тематические проверки, если есть основания предполагать, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. На предприятиях, выпускающих спирт и алкогольную продукцию, сотрудники налоговых органов контролируют учет производства данной продукции. Для этого они используют приборы, определяющие концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции. Такие приборы установлены на линиях розлива всех спиртовых заводов. При длительных и междусменных простоях налоговые органы блокируют оборудование для розлива алкогольной продукции.  
      Необходимо усилить контроль за алкогольной продукцией непосредственно на предприятиях. Постоянное присутствие налоговых инспекторов на предприятии, на наш взгляд, целесообразно. На наш взгляд также целесообразно предложить перевести контроль за алкогольным рынком с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система учета алкоголя с конца 2009 года контроль над системой ЕГАИС постепенно начал передаваться во вновь созданную федеральную службу — Росалкогольрегулирование) на региональные власти. Все функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции целесообразно передать в субъекты РФ, что позволит им осуществлять меры, направленные на обеспечение защиты здоровья и жизни граждан. 
 
Предлагается оставить ЕГАИС только учетно-аналитическую функцию, лишив при этом разрешительно-запретительных полномочий.

Также необходимо отказаться от обязательной спецмаркировки алкогольной  продукции, как от бесполезного механизма  регулирования отрасли и пересмотреть функции ЕГАИС, поэтапно вводимой с 2006 г. В ситуации возврата регионам полномочий контроля за алкогольным  рынком каждый субъект федерации  будет устанавливать свои правила.  
     Предлагается ввести единую (плоскую, недифференцированную) ставку акциза на спирт со 100-процентной предоплатой или предоставлением банковской гарантии со стороны производителей конечной продукции (т.е. закупающих спирт как сырье), что облегчит исчисление акцизов, а, следовательно, и контроль за их уплатой. 
      Акцизы по таким товарам, как: табачные изделия, спирт, алкогольная продукция, пиво, автомобильный бензин – целесообразно взимать на стадии производства. Причем учитывая специфический характер ставки акциза по данным товарам, контролю должны подлежать лишь объемы производства. Особый случай может представлять взимание акцизов с автомобилей. Ввиду специфичности данного товара – необходимости оформления разрешения на пользование, может быть признано целесообразным взимать акциз в момент регистрации, непосредственно с владельца.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Акцизы могут обеспечить как доходы, помогающие справляться  с трудностями переходного периода, пока экономика развивается, так  и помочь налоговому ведомству перейти  на новые, более сложные методы налогообложения.

В дополнение, существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или  ассоциирующихся с негативными  побочными явлениями. Налогообложение  может отчасти воспрепятствовать  потреблению потенциально опасных  товаров, таких как табачные изделия  и алкоголь, а также, например, бензина  и горючего, потребление которых  связанно с загрязнением атмосферы. Такие косвенные выгоды могут  стать побочным результатом налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.

Для достижения этой цели акцизы должны быть просты как в организации, так и в применении, что достигается  за счет поддержания минимального перечня  подакцизных товаров. В настоящее  время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом  нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство  товарных категорий четко определены.  
Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Страны с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах. Нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки. Подобное производство имеет тенденцию снижать выгоды для общественного здоровья, которые предусматривались как одно из следствий введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки). 
Два других фактора являются отличительной чертой современных акцизов. Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции, с поправкой на инфляцию. Налог в процентах от стоимости сложно применять на стадии производства, из-за трудности расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость рассчитывается на основе этой цены, после чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции и взимается налог на стадии производства. Другим удовлетворительным вариантом может быть взимание налога с единицы продукции с поправкой на инфляцию в случаях, когда относительные цены изменяются незначительно, а инфляция высока.  
Во-вторых, методы налогообложения добавленной стоимости используются для кредитования акцизов, уплаченных на ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленых вин. Иными словами, следует избегать каскадной схемы акцизов, и использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию. 
Суммируя вышесказанное, следует отметить, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходный период. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные доходы стабильны даже в первоначальных экономических циклах, которые могут возникнуть в переходный период. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста. 
Ключевым направлением реформирования акцизного налогообложения могут стать следующие: установление автоматической индексации специфических ставок акцизов, изменения принципа авансового платежа с использованием акцизных марок по некоторым видам подакцизных товаров, реформирование способов контроля за уплатой акцизов. 
 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. ФЗ РФ от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
  3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
  4. Алегин, А. П. Правовой аспект государственного регулирования сектора алкогольной продукции потребительского рынка / А.П. Алегин // Российский следователь. – 2008.
  5. Борзунова, О.А. Новое в налогообложении в 2009 г. / О.А. Борзунова // Финансы и кредит. – 2009.
  6. Горина, Г.А. Косвенные налоги и цены: Учеб. пособие / Горина Г.А.; Моск.ун-т коммерции / Г.А.Горина. – М.: Финстатинформ , 2008.
  7. Российский Налоговый Курьер 2009 год
  8. Исследование основных тенденций развития системы косвенного налогообложения в России в 2000-2 010гг. / Синельников-Мурылев С., Соколов И., Трунин И. ; Ин-т экономики переход. периода. - М. : ИЭПП, 2008.
  9. Кириллов О.С. Налоги и налогообложение / Кириллов О.С., Муравлева Т.Р.– М.: Экзамен, 2009
  10. Налоги в развитых странах / Под ред. Русаковой И.Г. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  11. Никитин С. Налоги в странах рыночной экономики и в России / С. Никитин, Е. Глазова, М. Степанова // МЭиМО. – 2008.
  12. Практикум по налогам и налогообложению / Под ред. Гончаренко Л.И. – М.: КНОРУС, 2008
  13. www.nalog.ru - материалы сайта Федеральной Налоговой Службы
  14. Захарьин В.Р. НДС. Начисление и уплата. М.: Омега-Л,2008г.
  15. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М. :ИНФРА-М, 2009г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Повышение эффективности  действующего порядка налогообложения

 
Действующий порядок исчисления и  уплаты акцизов

 
Причина

 
Совершенствование акцизного налогообложения

 
Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных  ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными  долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

 
С учетом отсутствия индексации ставок акцизов на нефтепродукты в течение  ряда лет указанный порядок уплаты акциза потерял свою актуальность –  в настоящее время нет необходимости  фактического предоставления отсрочки налогоплательщикам акцизов на срок до 20 дней.

 
Предлагается отказаться от данного  порядка, установив единую дату уплаты налога – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

 
Производители алкогольной продукции  используют в качестве сырья не спирт  этиловый, а спиртосодержащую продукцию. При этом имеют право уменьшить  сумму акциза, исчисленную по алкогольной  продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных  товаров, использованных в качестве сырья.

 
Не допустить уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, использование «спиртосодержащей  схемы».

 
Дополнить документами, подтверждающими  количество сырья, фактически использованного  в производстве, уточнить действующий  порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются  к вычету только в том случае, если использование этого сырья  предусмотрено ГОСТами, ТУ, рецептурами  и другой нормативно-технической  документацией.

 
Налоговые вычеты производятся налогоплательщиком акцизов после оплаты приобретенного подакцизного сырья и списания его  в производство. При этом исключения для перечисленных случаев в  части осуществления налоговых  вычетов не предусмотрено.

 
Налогоплательщику из бюджета возмещаются  суммы акциза, уплаченные при приобретении сырья, израсходованного на производство продукции, которая реализации не подлежит.

 
Включение в статьи Кодекса норм, предусматривающих обязанность  налогоплательщиков акцизов восстанавливать  суммы акциза, принятые к вычету, по использованному подакцизному сырью, в случае возврата налогоплательщику  произведенных им подакцизных товаров, их утраты (недостачи), произошедшей в  процессе производства и хранения до момента реализации, а также в  случае уничтожения налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров.

 
Налогоплательщики, реализующие произведенные  ими подакцизные товары на экспорт, имеют право на освобождение от уплаты акциза при условии представления  в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.

 
Не уточнено, в течение какого периода могут быть представлены в налоговый орган поручительство или гарантия банка, на какой период должно распространяться действие этих документов.

 
Уточнить нормы, регламентирующие представление  банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками  реализации подакцизных товаров  на экспорт.

 
Установлены взаимоисключающие нормы, касающиеся порядка зачета суммы  превышения налоговых вычетов над  исчисленной суммой акциза.

 
Устранение имеющихся противоречий

 
Уточнить порядок возмещения (путем  зачета или возврата) суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной  суммой акциза, порядок возмещения акцизов (подтверждения правомерности  освобождения от уплаты акцизов) .

Информация о работе Акциз - как косвенный налог