Акцизы: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к хаотическому, сумбурному и противоречивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз – «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты акцизов 4
1.1 Акциз как косвенный налог 4
1.2 Налог на подакцизные товары 6
1.3 Объект налогообложения подакцизных товаров 12
2. Акцизы в России. Анализ 15
3. Предложения, прогнозы и мнения 23
Заключение 30
Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

акцызы.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

Если предложения Минфина  РФ будут приняты, ставка акциза на водку с 1 января 2012г. составит 254 руб. за литр спирта (50,8 руб. на полулитровую бутылку водки), а с 1 июля - 300 руб. (60 руб.).

Табачный акциз с  начала будущего года повысится до 360 руб. за 1 тыс. сигарет плюс 7,5% расчетной  стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, а с середины года - до 390 руб.


Эксперты отмечают, что подобная схема (двойное повышение акциза за год) еще ни разу не использовалась в России, и связывают ее появление с предстоящими в марте 2012г. выборами президента страны. "Предложение дважды увеличивать ставку акциза в выборный год непристойно» - заявил экономист Михаил Делягин. Это чревато резким повышением издержек бизнеса ради циничной политической игры. Мало кто сомневается, что подобная схема разработана для выборов".

«Это, безусловно, связано с президентскими выборами» - соглашается директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз – «Правительство не хочет будоражить электорат резким повышением цен на водку перед днем голосования. С этой точки зрения все сделано грамотно, хотя и весьма цинично по отношению к собственному   народу».

По подсчетам эксперта, после 1 июля 2012г. минимальная цена полулитра водки взлетит до 145 руб. В Минфине РФ затруднились оперативно пояснить причины применения новой схемы повышения акцизов в 2012г.

Производители опасаются  связывать двойное повышение  акцизов с предстоящими президентскими выборами. Однако водочные компании выражают неудовольствие по поводу существенного увеличения акцизов. Они считают, что повышение цен подобным образом сведет на нет только что начавшуюся борьбу с нелегальным алкоголем на рынке.

По словам эксперта, до сих пор минфин вел взвешенную политику по увеличению акцизов на табак, что доказывается тем, что роста нелегального рынка табака не наблюдается. Сейчас "теневой" рынок занимает менее 1% рынка табака. Повышение акцизов на 60% в 2012 году - это уже более резкий рост, и необходимо посмотреть, как он отразится на рынке, перед тем как снова повышать акцизы. В Великобритании после резкого увеличения акцизов на табак рынок нелегальной продукции вырос до 15%, и побороть его не могут даже британские правоохранительные органы.


Рост нелегального рынка в этих странах, которые резко подняли  акцизы, сказался на легальных производителях, которые потеряли часть своих  продаж, потребители стали покупать сигареты сомнительного качества, а  государства - недополучать большую часть налоговых поступлений. Нелегальный рынок, по его словам, уже отбирает у бюджетов стран мира порядка 30 млрд. долларов неуплаченных налогов.

Эксперты поднимают  также проблему Таможенного союза. Необходимо учитывать, что в Белоруссии и Казахстане, которые входят в Таможенный союз, акцизы на табак ниже, чем в России. Так, акцизы на табак в Белоруссии в шесть раз меньше, а в Казахстане - в четыре раза ниже, чем в России. Это может грозить притоком дешевой нелегальной табачной продукции.

Между тем количество выпитого алкоголя на душу населения снизилось за год с 18 до 15 литров. Чтобы развить эту тенденцию, главный нарколог Евгений Брюн предлагает запретить продажу алкоголя лицам до 21 года.

 

Президент РФ Владимир Путин  заявил, что при повышении акцизов на табак и спиртные напитки нужно действовать аккуратно, чтобы эти меры не привели к неприемлемым последствиям. Глава правительства констатировал, что государство движется в направлении "увеличения акцизов - то есть, в конечном итоге, увеличения стоимости на табак и на спиртное".


"Но я считаю, что здесь  все-таки аккуратно нужно все  делать", - сказал Путин на региональной  конференции партии "Единой России" в Брянске. "Если мы сделаем  необоснованные шаги в этом  плане, слишком задерем цены, а  это было уже в нашей жизни однажды, это просто приведет к самогоноварению, вот и все. К спекуляциям, к увеличению распространения подпольного спирта", - цитирует премьера Финмаркет.

Акциз на крепкий алкоголь будет расти опережающими темпами после отработки нового механизма взимания акцизов. Об этом сообщил в октябре статс-секретарь, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам. "Когда этот механизм будет отработан, я думаю, мы снова поставим вопрос об опережающем росте акциза на крепкий алкоголь", - сообщил Шаталов.

Он пояснил, что в  соответствии с новым порядком взимания акцизов, который будет введен с 1 января 2011 года, производители алкоголя должны будут либо предварительно уплачивать стоимость акциза, либо предоставить банковскую гарантию. "И, соответственно, налоговые органы смогут взыскивать уплату акциза с банка, если производитель не будет исполнять своих обязательств", - добавил он.

Он признал, что в настоящее время один литр чистого спирта в крепких алкогольных напитках намного дешевле, чем тот же литр спирта в пиве и слабоалкогольных напитках. Отличие по цене в 2-3 раза, добавил он, передает ПРАЙМ-ТАСС.

В конце июня 2011 года на совещании у президента Владимира Путина было принято решение о том, что резкого роста акцизов на алкоголь в ближайшие три года не будет. Рост цен мог бы привести к негативным социальным последствиям, объяснили отказ от повышения акцизов.


Мое же мнение по этому поводу таково: в настоящее время в  России имеется проблема алкогольной, табачной зависимости. Особенно с такой проблемой сталкивается молодежь. Это является причиной повышенной смертности в молодом возрасте, проблемами со здоровьем, причиной социальной опасности. Поэтому я считаю, что повышение цен, акцизов на такие виды подакцизных товаров нужно повышать, но это должно быть постепенно и аккуратно, чтобы люди не бунтовали и не возмущались. С повышением акцизов, возможно, в России станет спокойней, люди станут жить дольше, будут рождаться здоровые дети и обстановка в общественной жизни станет спокойней, так как в большинстве случаев многие правонарушения и преступления происходят именно из-за употребления большого количества алкоголя.

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение  равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как  социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса.

Рост акцизов  вызвал мгновенное увеличение цен на отечественную алкогольную продукцию. Далее спрос на нее упал, сначала магазины, а затем и предприятия стали затовариваться, на большинстве из них производство остановилось.

Итог повышения  акцизов — произошло заметное снижение налоговых доходов вместо ожидавшегося понижения.

Заключение

 

Акцизы, как федеральный налог, устанавливаемый Налоговым кодексом Российской Федерации на территории Российской Федерации и обязательный к уплате на всей ее территории, являются стабильным доходным источником федерального бюджета.


При этом акциз в качестве представителя  косвенных налогов, включаемых в отпускную цену товара и перелагаемых таким образом на конечного потребителя, представляет собой налог на потребление, непосредственным и неизбежным эффектом от установления которого на тот или иной товар является повышение цены на данный товар.

Именно в связи с  этим круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных  товаров, четко определен и строго ограничен, из него исключены потребительские  товары первой необходимости, обладающие социальной значимостью для населения страны.

На сегодняшний день косвенные налоги на потребление  занимают господствующие позиции в  налоговых системах развивающихся  стран и стран с переходной экономикой. Их доля в налоговых  поступлениях России составляет более 20 процентов, что обусловлено, прежде всего, высоким фискальным эффектом этих налогов, а также их способностью регулировать потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции.

В России преобладание в  налоговой системе косвенного обложения  напрямую связано с фискальной направленностью  государственной политики в сфере  финансов. В условиях экономического кризиса и постоянной нехватки ресурсов для формирования бюджета страны опора на косвенные налоги стала практически единственным решением возникающих


 в связи с этим  проблем, поскольку для перехода  к преимущественно прямому налогообложению в настоящее время не создано необходимых условий. Объективно существующими препятствиями в сборе прямых налогов с организаций и населения являются, прежде всего, неразвитость экономики, огромное число трудно охватываемого налогами мелкого предпринимательства, низкий жизненный уровень населения, при котором масштабы прямых налоговых изъятий из его доходов предельно ограничены.

Фискальная функция, выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов на столько  к регулированию производства и  потребления тех или иных товаров, сколько это приводит к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы  индексирования величины специфических  ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

 

 

 

 

 

Библиографический список


  1. Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы Общегосударственного контроля // Финансы.- 2009. – 220 с.
  2. Ж 74  : учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009. — 480 с. — (Новое экономическое образование).
  3. Кисилевич Т.И.  Практикум по налоговым расчетам: Учеб. пособие. —5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. - 312 с
  4. Конституционная экономика/ответственный редактор Г.А.Гаджиев.-М.: К65 Юстицинформ-2010.-265с.-ISBN 978-5-7205-1067-1
  5. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник.-5-е изд.,перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.-509 с.
  6. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М: ИНФРА-М,2007.-360с.
  7. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими  и социальными процессами: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 384с.
  8. Кисилевич Т.И.  Практикум по налоговым расчетам: Учеб. пособие. —5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. - 312 с
  9. Налоги и налогообложение в РФ: Учеб. Пособие/Ф.Н.Филина, 2010 г.-156с.
  10. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.
  11. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008.-400с.
  12. Финансовый менеджмент и налогообложение организаций: учебное пособие/ П.А. Левчаев. - Саранск: Мордовский гуманитарный институт, 2010 г.
  13. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/Под ред. проф. В.Я. Позднякова, доц. В.М. Прудникова. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 319 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
  14. Экономическая теория/ Л.М. Симкина. – СПб.: Питер, 2008.-448 с.


  1. Экономика труда: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Проф. Ю.П.Кокина, проф. П.Э.Шлендера. – М.: Магистр,2010.-686с.
  2. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: МАКРОЭКОНОМИКА:Учебно-методический комплекс.-М:2008.-286с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. Ставки акцизов с 2008 по 2012 год включительно


 

 

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах  и (или) в рублях и копейках за единицу  измерения)

с 1 января по 31 декабря 2008 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2009 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно

1

2

3

4

5

6

СПИРТ АКЦИЗ: Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

25 руб. 15 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта

26 руб. 80 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта

30 руб. 50 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта

33 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта

37 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта

Спиртосодержащая. парфюмерно-косметическая  продукция в металлической аэрозольной  упаковке

0 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового содержащегося в подакцизных  товарах

0 руб. 00 коп за 1 литр безводного этилового содержащегося в подакцизных товарах

0 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового содержащегося в подакцизных  товарах

0 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового содержащегося в подакцизных  товарах

0 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового содержащегося в подакцизных товарах

АЛКОГОЛЬ АКЦИЗЫ: Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно- косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

173 руб. 50 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

185 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

210 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

231 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

254 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

АЛКОГОЛЬ АКЦИЗЫ: Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта)

110 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

117 руб. 15 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

158 руб. 18 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

190 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

230 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

ВИНО АКЦИЗЫ: Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта

2 руб. 35 коп за 1 литр

2 руб. 50 коп за 1 литр

3 руб. 50 коп за 1 литр

4 руб. 80 коп за 1 литр

6 руб. 00 коп за 1 литр

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

0 руб. 50 коп. за 1 литр

11 руб. 20 коп. за 1 литр

14 руб. 00 коп. за 1 литр

18 руб. 00 коп. за 1 литр

22 руб. 00 коп. за 1 литр

АКЦИЗ ПИВО: Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно

0 руб. 00 коп. за 1 литр

0 руб. 00 коп. за 1 литр

0 руб. 00 коп. за 1 литр

0 руб. 00 коп. за 1 литр

0 руб. 00 коп. за 1 литр

АКЦИЗ ПИВО: Пиво с нормативным (стандартизиро ванным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6 процента включительно

2 руб. 74 коп. за 1 литр

2 руб. 92 коп. за 1 литр

9 руб. 00 коп. за 1 литр

10 руб. 00 коп. за 1 литр

12 руб. 00 коп. за 1 литр

АКЦИЗ ПИВО: Пиво с нормативным (стандартизиро- ванным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента

8 руб. 94 коп. за 1 литр

9 руб. 52 коп. за 1 литр

14 руб. 00 коп за 1 литр

17 руб. 00 коп за 1 литр

21 руб. 00 коп за 1 литр

АКЦИЗЫ ТАБАК: Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)

300 руб. 00 коп. за 1 кг

300 руб. 00 коп. за 1 кг

422 руб. 00 коп. за 1 кг

510 руб. 00 коп. за 1 кг

610 руб. 00 коп. за 1 кг

Сигары

17 руб. 75 коп. за 1 штуку

17 руб. 75 коп. за 1 штуку

25 руб. 00 коп. за 1 штуку

30 руб.00 коп. за 1 штуку

36 руб. 00 коп. за 1 штуку

Сигариллы

232 руб. 00 коп. за 1000 штук

247 руб. 00 коп. за 1 000 штук

360 руб. 00 коп. за 1 000 штук

435 руб. 00 коп. за 1 000 штук

630 руб. 00 коп. за 1 000 штук

Сигареты с фильтром

120 руб. 00 коп. за 1000 штук + 5,5 процента  Расчетной Стоимости, Исчисляемой  исходя из максимальной розничной  цены, розничной цены, 142 руб. 00 коп.  за 1 000 штук

145 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 6 процентов  Расчетной Стоимости, Исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, розничной цены, 172 руб. 00 коп. за 1 000 штук

205 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 6,5 процентов  Расчетной Стоимости, Исчисляемой  исходя из максимальной розничной  цены, розничной цены, 210 руб. 00 коп. за 1 000 штук

250 руб. 00 коп. з

Информация о работе Акцизы: проблемы и перспективы