Электронное правительство в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение электронного правительства как перспективного направления совершенствования государственных услуг, и его преломление в российской практике.
Предмет исследования - экономические и властные отношения государства и граждан (в том числе организаций).
Объектом исследования будет являться процесс взаимодействия власти и общества, осуществляемый в рамках формирования электронного правительства.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание.
2. Выделить основные этапы и структуру электронного правительства.
3. Рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшего формирования электронного правительства в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты концепции электронного правительства………4
1.1 Понятие и структура электронного правительства……………………………4
1.2 Этапы формирования и базовый спектр услуг электронного правительства…………………………………………………………………………………..…..8
Глава 2 Электронное правительство в Российской Федерации…………………11
2.1 Особенности формирования электронного правительства в России……….11
2.2 Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства……15
Глава 3 Электронное правительство в зарубежных странах……………………18
3.1 Опыт формирования электронного правительства в зарубежных странах…………………………………………………………………………………...18
3.2 Основные возможности, предоставляемые электронными правительствами в мире……………………………………………………………………………….…22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

электронное правительство реферат.docx

— 892.23 Кб (Скачать файл)

Рисунок 3 – Этапы формирования или «пирамида» электронного правительства

Оказание электронных услуг  сегодня является одним из приоритетных направлений развития электронного правительства в зарубежных странах. Об этом свидетельствует, например, инициатива Европейского союза, который ввел систему постоянного мониторинга 20 основных услуг, оказываемых гражданам в государствах - членах ЕС.

Идея использовать характеристики электронных услуг как показатель развития электронного правительства в целом возникла на саммите лидеров стран ЕС в Лиссабоне в марте 2005 г.; в том же году была начата работа по формированию перечня базовых услуг и их характеристик. В результате было выбрано 20 видов услуг - 12 для граждан и 8 - для бизнеса. Список, отобранных услуг, представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Перечень базовых услуг  для граждан и бизнеса в  рамках концепции электронного правительства ЕС

Кроме предоставления комплекса услуг развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности органов власти на основе использования ИКТ предполагает: развитие сайтов органов власти в сети Интернет, своевременность публикации актуальной информации, удобный интерфейс, возможность доступа к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах; организацию общественного доступа к опубликованной в сети Интернет информации о деятельности органов власти и предоставляемых услугах организациям и гражданам; внедрение единой системы информационно-справочной поддержки населения по вопросам взаимодействия граждан с органами власти и предоставления им услуг.

 

 

 

 

 

2 Электронное правительство в  Российской Федерации

2.1 Особенности формирования  электронного правительства в  России

 

 Свое намерение участвовать в глобальном процессе построения информационного общества Российская Федерация продекларировала в 2000 г., присоединившись на встрече лидеров стран «большой восьмерки» к Окинавской хартии Глобального информационного общества. Определенные в данном документе приоритеты развития государства на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) повлияли в дальнейшем на многие пункты Федеральной Целевой Программы (ФЦП) «Электронная Россия», в рамках которой осуществляются проекты в сфере государственной информатизации.

Уже в 2001 г. под эгидой Организации  Объединенных Наций было проведено исследование, основной целью которого было дать сравнительный анализ стран-членов ООН с точки зрения «прогресса», то есть приближения к идеалу «электронного правительства».

В качестве главного индикатора степени приближения к данному идеалу были использованы официальные сайты органов власти. Их оценивали с точки зрения содержания и спектра реальных услуг, которые доступны в интерактивном режиме гражданам. Соответственно, наличие или отсутствие тех или иных услуг определяли место каждой страны в рейтинге «электронного правительства». Параллельно осуществлялась оценка уровня развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и человеческого капитала (точнее, готовности граждан использовать новые возможности путем овладения информационными технологиями). На этой основе был скомпонован «индекс электронного правительства» и рассчитано значение этого индекса для каждой из стран.

Рейтинг стран по значениям индекса представлен в таблице 1. Какое место занимает в рейтинге ООН наша страна? Если в первом обзоре ООН по «электронному правительству» (2001 г.) Российская Федерация занимала 39-е место, то в четвертом (2005 г.) – 50-е, а к 2008 г. спустилась на 60-е место. Некоторый перелом наметился только в 2010 г., когда Россия поднялась на 1 пункт и оказалась на 59-м месте, при этом значение индекса едва превышает 0,5.

Сейчас уровень страны в области  ИКТ казалось бы несравнимо вырос, поскольку не только повысилась степень информационной грамотности населения, но и получила развитие ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 годы).

Тем не менее, достигнутые результаты далеки от поставленных целей. В России созданием элементов ЭП занимаются уже более десяти лет, но как отметил Президент Д.А. Медведев на заседании Президиума Государственного Совета в июле 2008 г. «… реально почти ничего не меняется. Практически нигде граждане не могут непосредственно со своего рабочего места или из дома отправить декларацию, заключить договор, да и просто узнать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в органы государственной власти …».

Таблица 1 - Индекс электронного правительства (версия ООН, 2008-2010 гг.)

Основными исполнителями ФЦП «Электронная Россия» являются Министерство Экономического Развития и Труда и Министерство Связи и Информатики. Причем, первое занимается скорее «идеологическим» направлением программы, а второе – скорее инфраструктурным.

Стоит отметить, что президентом Российской Федерации 7 февраля    2008 г. была утверждена новая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, взамен Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, которая не была достигнута в полном объеме. В соответствии с указанной стратегией к 2015 г. все государственные услуги обязаны оказываться в электронном виде.

Указанная стратегия представляет собой документ, который закрепляет цель, задачи и основные направления государственной политики в области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения.

Одним из основных направлений реализации Стратегии является повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счёт создания электронного правительства, концепция формирования которого одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации. Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению ИКТ в социально-экономической сфере и органах государственной власти. Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия сокращает отставание от развитых стран. Среди населения повышается уровень компьютерной грамотности, высокими темпами развиваются электронный бизнес и электронная коммерция. Все шире используются информационно-коммуникационные технологии в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке.

Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:

  • повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
  • повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
  • повышение качества административно-управленческих процессов;
  • совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Практически завершён этап первоначального  оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности. Достигнуты ключевые результаты, которые могут служить базисом для формирования и развития электронного правительства. К таким достижениям можно отнести:

  • высокое оснащение органов власти вычислительной техникой и базовым офисным программным обеспечением;
  • наличие значительного числа комплексных автоматизированных информационных систем;
  • в электронном виде направляются в ведомства, в министерства все документы из Правительства (документооборот);
  • формирование у государственных служащих базовых навыков использования информационно-коммуникационных технологий.

Органы власти имеют свои сайты  в Интернете, в том числе сайты президента России, правительства, министерств и ведомств, интернет-сайт «Приоритетные национальные проекты», которые пользуются широким интересом у общества.

Также в режиме эксплуатации уже функционируют ключевые элементы центральной инфраструктуры «электронного правительства» на базе единого оператора, такие как:

  • федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг»;
  • единая система межведомственного электронного взаимодействия;
  • единая вертикально интегрированная государственная автоматизированная система управления (ГАС «Управление»);
  • официальный сайт Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о проведении торгов на реализацию (продажу);
  • программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий независимую регистрацию (резервирование и хранение) истории проведения аукционов в электронной форме на электронных торговых площадках;
  • информационная система поддержки ведения фонда планов и программ информатизации государственных органов в составе подсистем;
  • программно-технический комплекс, обеспечивающий получение государственных услуг в электронном виде через инфраструктуру центров общественного доступа;
  • информационная система удостоверяющих центров единого пространства доверия «электронного правительства».

Тем не менее, электронное взаимодействие между ведомствами еще полностью не налажено, не работают в реальной практике нормативно-правовые акты, которые направлены на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, не разработана система оценки и контроля достигнутых результатов, но самое главное предоставляется совсем небольшой спектр услуг, которые граждане могут получить в электронном виде. Поэтому в следующем параграфе мы рассмотрим проблемы и трудности, стоящие на пути формирования электронного правительства в РФ.

2.2 Трудности  и проблемы на пути развития  электронного правительства

Электронное правительство – это  корпоративная интегрированная  информационная система в масштабе государства. Но на пути внедрения столь масштабной системы в социально-экономическую жизнь любой страны возникает целый ряд проблем. Рассмотрим какие проблемы актуальны для нашей страны, сгруппировав их для удобства в таблице 2.

Таблица 2 – Основные проблемы развития ЭП в России

Сфера

Проблемы

Последствия

Институциональные

аспекты

Отсутствие единого                  федерального программного   продукта

Низкая эффективность  регионального стратегического      планирования

Неформатность целей на

региональном уровне

Проектировка самостоятельных             адаптированных региональных

систем

Организационная низкая

эффективность систем

Экономическая низкая

 эффективность систем

Человеческие

ресурсы

Низкий уровень квалификации специалистов региональных и         муниципальных

представительств органов  власти в сфере стратегического         планирования на основе          информационных технологий

Недостаточное развитие  научно-исследовательской базы по ЭММ

Отсутствие образовательных  программ

профессионального обучения

работы с ЭП

Низкая 

инфо-телекоммуникационная культура населения

Создание неадекватных            обособленных региональных    систем ЭП

Неэффективность сопровождения

систем ЭП

Низкая эффективность             электронного диалога общества и власти

Необъективность принимаемых

исполнительными органами     власти решений

Финансирование

Отсутствие единого порядка  оценки стоимости проекта ЭП и его сопровождения

Недооценка стоимости  проектов

Недооценка сроков разработки и внедрения систем

Отсутствие механизма             возмещения затрат

Функциональная                         несбалансированность                региональных систем ЭП

Незавершенность систем

Коррупция

Повышенная стоимость  внедрения и сопровождения систем ЭП

Внутренняя среда

Зависимость от зарубежной

производственной базы ИКТ

Отсутствие на рынке известных  и надежных поставщиков ИКТ

Отсутствие специализированных сервисных компаний

Неготовность органов  власти и хозяйствующих субъектов к режиму прозрачности процессов

Затруднения при внедрении  и 

отладке систем ЭП

Отсутствие квалифицированной

технической поддержки систем

Отсутствие требуемых 

характеристик прозрачности и эффективности системы ЭП

Технологии

Ограниченность номенклатуры оборудования и программного обеспечения

Отсутствие необходимого

программного обеспечения

Отсутствие единого перечня 

совместимого программного обеспечения, необходимого в ЭП

Отсутствие единого порядка 

заказа разработки ЭП

Несовместимость различных 

региональных систем ЭП

Несовместимость программ в 

региональной системе ЭП

Низкая эффективность  затрат на ЭП

Информация о работе Электронное правительство в зарубежных странах