Формирование потребительских предпочтений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во всем мире. За последние 30 лет возникла крупная и быстро развивающаяся междисплинарная область исследований – поведение потребителей. Главная забота и предпринимателей и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. В результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность.
Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

Содержание

Введение
Характеристики покупателя
Факторы культурного уровня
Социальный фактор
Факторы личного порядка
Психологические факторы
Процесс принятия решения о покупке
Осознание проблемы
Оценка вариантов
Решение о покупке
Реакция на покупку
Лояльность потребителей как цель любого предприятия
Понятие лояльности
Лояльность и удовлетворенность потребителей
Как слушать потребителей?
Использование полученной от потребителей информации
Почитание брэнда
Основные понятия брэндинга
Процесс создания брэнда
Сегментирование рынка по потребителям и товару
Модель графической сегментации рынка
Выбор целевого сегмента рынка
Обслуживание покупателей
Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

формирование потребительских предпочтений.docx

— 131.17 Кб (Скачать файл)

Компания BrandinsituteInc предлагает следующую схему развития брэнда (см. рис.9 в приложении).

Начало работы над любым брэндом – его позиционирование на рынке. Позиционирование брэнда – место на рынке, занимаемое брэндом по отношению к конкурентам, а также набор покупательских потребностей и восприятия; часть индивидуальности брэнда, которая должна активно использоваться для «отстройки» от конкурентов. Соответственно, позиция брэнда – это то место, которое занимает брэнд в умах целевого сегмента по отношению к конкурентам. Она фокусируется на тех достоинствах брэнда, которые выделяют его из числа конкурентов. Обычно используется следующая схема: «Для целевого сегмента брэнд Х – это брэнд, который выделяется».

Для формирования каждого брэнда разработчик должен задать себе 4 вопроса, позволяющих хорошо определить позиционирование. Они представлены на рис.10.

Рис.10. Основные вопросы позиционирования брэнда

Вопросы

Расшифровка

Для кого?

Определение целевой группы потребителей, для которых создается брэнд

Зачем?

Выгода потребителя, которую он получит в результате приобретения именно этого брэнда

Для какой цели?

Для какого использования нужен этот брэнд потребителю

Против какого конкурента?

По сравнению, с какими конкурентами получит преимущества фирма


После того, как получены ответы на эти ключевые вопросы, происходит определение стратегии брэнда, то есть путей, по которым будут использоваться ресурсы организации для создания ценности брэнда.

Стратегия включает в себя следующие элементы:

Кто является целевой аудиторией.

Какое обещание (предложение) следует сделать этой аудитории.

Какое доказательство необходимо ей привести, чтобы показать, что это предложение чего-то стоит.

Какое конечное впечатление следует оставить.

Стратегия брэнда также определяет, с помощью каких методов 4 вешеперичисленных пункта могут быть выполнены, – то есть то, как товар сделан, назван, классифицирован, упакован, выставлен и рекламирован. Обещание преимуществ, даваемых авторами брэнда – это та основная идея, которая лежит в основе брэнда. Та же самая идея должна лежать в качестве основной мысли будущей рекламной кампании, разработанной для этого брэнда (или других методов продвижения, которые будут применяться для этого брэнда). Создание любой идеи – это вопрос творчества, таланта, поэтому руководств типа «как создать гениальный брэнд» никогда не было и не будет. Тем не менее, существует ряд рекомендаций, которые позволяют облегчить создание идеи и направить мысли в нужное русло.

При создании брэнда специалисты предлагают всегда помнить о позиционировании товара и о стратегии, разработанной для этого брэнда. Не стоит перегружать брэнд множеством идей – нужно выбрать одну самую важную и донести ее до сознания потребителя.

Для создания успешного брэнда стоит обратить внимание на другие брэнды, присутствующие на том же сегменте рынка. Это позволит, во-первых, избежать дублирования уже существующего брэнда на рынке, во-вторых, учесть ошибки и просчеты, совершенные конкурентами, в-третьих, может натолкнуть на оригинальную идею.

Не стоит зацикливаться на товаре, на его качествах и характеристиках. Можно попробовать рассмотреть более широкий круг вопросов, связанных с товаром.

Рис.11. Основные вопросы, касающиеся товара

Вопросы, связанные

с потребителем

Вопросы, связанны

с производителем

Кто пользуется товаром?

Где производится товар?

Где пользуется товаром?

Кем производится товар?

Как пользуется товаром?

Как производится товар?

Почему пользуется товаром?

 

При формировании идеи брэнда следует, как можно более четко представить себе целевую аудиторию, причем не абстрактно, а на конкретных примерах. Нужно представлять себе, чего хочет целевая аудитория, – что ее интересует, чем увлекается, как выглядит, о чем говорит.

По мнению специалистов, существует 17 тем, привлекающих повышенное внимание людей. Если их использовать в качестве идеи, лежащей в основе брэнда, то вероятность того, что люди обратят на этот товар внимание, окажется выше.

Автомобили

Войны

Деньги (как их зарабатывать)

Дети

Животные

Известные личности

Катастрофы

Королевская семья

Мода

Предсказания будущего

Продукты питания

Развлечения

Свадьбы

Скандалы (светская хроника)

Спорт

Юмор

Все эти рекомендации могут быть применены в том случае, когда компания – производитель занимается разработкой брэнда самостоятельно. Достаточно часто создание брэнда поручают сторонней организации, поскольку этот вопрос требует профессионального подхода

Для создания названия товара часто используется компьютер, с помощью которого проводится лингвистический анализ – сравнение только что созданного названия со словарями слов и имеющихся в языке морфем (небольших, но ёмких по значению частей слова). Важно иметь в виду, где будет работать брэнд – в случае, если планируется его выход на международный рынок, необходимо также провести лингвистический анализ на предмет негативных ассоциаций на языках той страны, где этот брэнд может появиться. (Рис.11).

После того, как появилось название брэнда, до выхода на рынок обязательным этапом является его предварительное тестирование. Обычно оценивается отношение потребителей к различным вариантам названия марки, изображения и дизайна. Маркетинговый тест позволяет выбрать оптимальный вариант из нескольких возможных. Во время тестирования можно оценить не только то, нравится ли потребителям брэнд, но и степень эффективности коммуникаций с целевой аудиторией, восприятие определенный свойств брэнда и важность предлагаемых им преимуществ. Процесс предварительного тестирования брэнда позволяет избежать следующих ошибок:

Идентичности с уже существующими торговыми марками,

Названия товара, которое может ввести в заблуждение потребителей (что особенно важно для лекарств),

Избежать дорогостоящих задержек выхода продукта, изменения марки или выхода продукта заново,

Избежать тяжб с другими компаниями.

Сложность разработки брэнда наталкивает на вопрос – стоит ли вкладывать столько сил и средств в создание брэнда и насколько долгим может быть его существование на рынке.

Принципиальное отличие брэнда от товара заключается в их разных жизненных циклах. Без осторожного, бережного управления, брэнды ждет та же участь следования жизненному циклу, что и продукты: переход стадий внедрения на рынок, роста, зрелости и спада в достаточно быстром темпе. Однако, хорошо управляемые брэнды практически бессмертны.

Движущая сила высокотехнологичного брэндинга – это информация, а не продвижение, его успех заключается в эффективности информационной системы, которая поддерживает и укрепляет пользовательский опыт.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ПО ПОТРЕБИТЕЛЯМ И ТОВАРУ.

Сегментирование рынка – один из важнейших инструментов маркетинга, позволяющий анализировать запросы различных потребительских групп, избегать прямой конкуренции товаров.

Объектами сегментации могут быть потребители, товары и сами фирмы.

Как правило, сегментирование рынка осуществляется в рамках политики целевого маркетинга, предполагающего изучение и удовлетворения запросов различных потребительских групп или комплексов маркетинга.

В зависимости от производственных возможностей и ресурсов фирмы, идея целевого маркетинга реализуется в виде стратегии дифференцируемого и концентрированного маркетинга. Последние различаются между собой количеством обслуживаемых сегментов.

Модель графической сегментации рынка.

Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательское отношение и привычки. Любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка. Задача данного этапа – выявить наиболее важные черты каждой группы потребителей, которые обуславливают специфику требований, предъявляемых к товару со стороны той или иной базы сегментирования рынка потребителей. Какого-то единого метода сегментирования не существует. В данном курсовом проекте предположим возможность сегментирования рынка потребителей телевизоров на базе следующих факторов:

Уровень годового дохода семьи;

Искомые выгоды;

Тип потребителя.

Данная сегментация представлена на рисунке 12 (см. приложение).

В данном курсовом проекте выбрана сегментация рынка потребителей в зависимости от трех факторов:

Уровень годовых доходов семьи. Принята следующая градация – низкий (до 20 тыс.руб.); средний – (20-50 тыс.руб.); высокий – (свыше 50 тыс.руб.). Выбор данного фактора в качестве базы для сегментирования основан на объективном различии потребителей по доходам, установившемся;

Искомые выгоды. В данном случае выдвинуто предположение, что выгоды, которые люди ожидают, подразделяются на надежность, многофункциональность и экономию затрат.

Тип потребителя. Для анализа выделены такие типы, как потребитель-консерватор (то есть, человек, с консервативными привычками и вкусами, предпочитающий в угоду им пренебречь не только требованиями моды, но и своим финансовым положением), потребитель-либерал (который не гонится за современностью элементов дизайна и конструкции товара, но в то же время ищет приемлемой сервисной оснащенности, удобства и эксплуатации покупки) и потребитель-новатор (способный в угоду моде и постоянно навязываемым изготовителями новшествам и инновациям поступиться качеством, а, зачастую, и ценой вожделенной покупки).

5.2. Выбор целевого  сегмента рынка

Из большого количества сегментов (27 шт.), на которые выше были разделены все потребители рынка телевизоров следует описать степень привлекательности некоторых из них и специфику требований, которые данные группы потребителей предъявляют к товару.

Так, у потребителей, принадлежащих к сегменту «новатор - высокий уровень дохода - качество» основное требование к товару - его новизна. Новатор будет стремиться приобрести на рынке самую качественную вещь последней модели, тем более, что это позволяет его финансовое положение. Причем ему не важно, как долго прослужит покупка, ему важно обладать ею в данный момент. То есть телевизор у таких потребителей заменяется вследствие его морального износа, а не физического. Работая на данный сегмент, фирма может встретиться с низким уровнем текущего сбыта из-за малого количества потенциальных потребителей, значительными темпами роста предприятия из-за возможности получать высокую прибыль от дорогих товаров, благоприятная почва для разработок все более качественных телевизоров, потребность в которых на лицо, то есть при этом норма прибыли может быть высокой. Однако, большой минус при работе на данный сегмент - очень сильная конкуренция, т. к. многие фирмы стремятся работать на богатых, желающих приобретать новые разработки.

Сегмент «консерватор - низкий доход - экономия»: Потребители такого типа личности в силу своей покупательной способности не будут приобретать товар только потому, что он вновь появился на рынке. Такой потребитель очень расчетлив, с реальными взглядами на жизнь. Стремиться избегать рисковых вариантов. Приверженец старых привычек, уже проверенных товаров (в данном случае - телевизоров). Вывести совершенно новый товар на рынок данного сегмента практически невозможно. Хотя на этом сегменте довольно низкая конкуренция, темпы роста и нормы прибыли предприятия в силу малых доходов низки. Следовательно, уровень текущего сбыта также не привлекает.

Выделим для дальнейшей работы сегмент рынка, в который входят потребители, характеризующиеся средним уровнем доходов и либеральным типом личности, для которых решающее значение при выборе телевизора имеет его многофункциональность. Выбор данного сегмента основан на том, что, в силу средних доходов предполагаемых потребителей, он имеет довольно высокий потенциал расширения и развития (из-за увеличивающейся в последнее время численности представителей данного сегмента), в результате чего возникает принципиальная возможность занять вновь появляющиеся рынки сбыта, где, по причине либеральных настроений покупателей можно, сократив расходы на обеспечение повышенной надежности выпускаемой продукции и постоянное совершенствование ее дизайна и ,наоборот, - увеличив затраты на разработку и обеспечение товаров широким набором удобных сервисных функций, можно ожидать победы в конкурентной борьбе (тем более, что личности такого типа довольно легко поддаются рекламному воздействию).

Информация о работе Формирование потребительских предпочтений