Финансовый контроль в таможенном деле: цели, формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль – необходимое условие существования финансовой системы государства. Осуществление грамотного финансового контроля служит важнейшим условием успешного и эффективного функционирования экономики страны. Финансовый контроль в Российской Федерации на современном этапе - явление сложное и многогранное; его субъектами выступают органы государственной власти общей и специальной компетенции, в частности: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы прокуратуры, Счетная палата Российской Федерации, налоговые и таможенные органы, суды.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и цели финансового контроля 4
1.1 Понятие финансового контроля 4
1.2 Принципы финансового контроля в области таможенного дела 4
2. Формы, методы финансового контроля в таможенном деле 4
2.1 Классификации финансового контроля в области таможенного дела по видам 4
2.2 Характеристика основных форм финансового контроля в области таможенного дела 4
Заключение 4
Библиографический список 4

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Омский государственный университет  путей сообщения (ОмГУПС)

 

 

 

Курсовая  работа

На тему: «Финансовый контроль в таможенном деле: цели, формы и методы»

 

 

 

 

Студент гр (номер группы) ДИ-ТД 8416

__________________                Уланкинова М.В  

(подпись студента)                  (И., О., Фамилия студента) 

________________   

(дата)

 

Руководитель 

___________________

(должность преподавателя)

_____________________   Морозов И.В 

(подпись преподавателя)     (И., О., Фамилия преподавателя) 

_____________________   

(дата)

__________________________________

(оценка)

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2012 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введениие 3

1. Сущность и цели финансового контроля 5

1.1 Понятие финансового контроля 5

1.2 Принципы финансового контроля в области таможенного дела 7

2. Формы, методы финансового контроля в таможенном деле 11

2.1 Классификации финансового контроля в области таможенного дела по видам 11

2.2 Характеристика основных форм финансового контроля в области таможенного дела 13

Заключение 20

Библиографический список 22

 

 

 

Введение

Финансовый контроль – необходимое условие существования финансовой системы государства. Осуществление грамотного финансового контроля служит важнейшим условием успешного и эффективного функционирования экономики страны. Финансовый контроль в Российской Федерации на современном этапе - явление сложное и многогранное; его субъектами выступают органы государственной власти общей и специальной компетенции, в частности: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы прокуратуры, Счетная палата Российской Федерации, налоговые и таможенные органы, суды.

В свете тенденций  модернизации российской экономики, оптимизации  деятельности органов государственного управления, борьбы с коррупцией, противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, иных нарушений в финансовой сфере, а также интеграции России в единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС, в мировое экономическое сообщество значение и роль финансового контроля существенно возрастают. Новой вехой в функционировании системы финансового контроля стало образование Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Таможенный союз) и принятие Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).

Нормативно-правовые акты Таможенного союза и государств, входящих в него, содержат положения, касающиеся различных направлений  финансового контроля: валютного, контроля за законным и обоснованным возмещением  экспортерам налога на добавленную  стоимость, контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей. На национальный уровень отнесены вопросы осуществления бюджетного контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов, выделенных для обеспечения деятельности таможенных органов. Таким образом, финансовый контроль в области таможенного дела пронизывает все области финансовых правоотношений, складывающихся в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Способность в этих условиях субъектов контроля осуществлять указанный контроль на соответствующем уровне зависит от многих факторов и в первую очередь от полноценного правового обеспечения данных отношений и самой системы контроля.

Интеграция  Российской Федерации в Таможенный союз имеет очевидные перспективы, а именно: упрощение таможенного  оформления, снижение административных барьеров, обеспечение беспрепятственного движения товаров и капиталов, расширение возможностей для бизнеса, повышение  конкурентоспособности государств-участников союза, привлечение инвестиций. Однако, несмотря на бесспорно позитивные аспекты  такой интеграции, в новом союзном  законодательстве о таможенном деле остаются нерешенными некоторые  проблемы в области финансового  контроля. Они обусловлены несовершенством нормативных положений, содержащихся в законодательстве Российской Федерации и регулирующих общественные отношения по финансовому контролю. Таким образом, данная тема актуальна на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – исследование правовых основ осуществления финансового  контроля в области таможенного  дела.

Объектом  являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления финансового  контроля в области таможенного  дела.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления финансового  контроля в области таможенного  дела.

Нормативную основу курсовой работы составили Конституция Российской Федерации, международные нормативно-правовые акты, в том числе разработанные и принятые в рамках Таможенного союза, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные нормативные акты.

 

 

1. Сущность и цели финансового контроля

1.1 Понятие финансового контроля

Финансовый  контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью  контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Государственный финансовый контроль определяется как  регламентированная нормами права  и осуществляемая с использованием специфических форм и методов  деятельность уполномоченных государством органов и организаций по контролю за соблюдением законности и целесообразности в области собирания, распределения, перераспределения и использования  денежных фондов государства и муниципальных  образований, направленная на защиту финансовых интересов государства, финансовых интересов его граждан и, в  конечном итоге, всего общества.

Целями финансового  контроля выступают соблюдение законности, обеспечение эффективности использования  финансовых ресурсов государства, достижение правопорядка и укрепление финансовой дисциплины.

Как неотъемлемая функция процесса управления и как  самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:

- субъект  управления - тот, кто осуществляет  контроль. Субъектами контроля являются  лица, заинтересованные в результатах  управленческой деятельности, ее  эффективности. Субъектом контроля  может быть непосредственно субъект  управления (орган, осуществляющий  процесс управления) или специализированный  орган контроля, осуществляющий  контроль в интересах субъекта  управления;

- объект контроля - тот, в отношении кого проводится  контроль. Объектами контроля являются  объекты управленческой деятельности;

- предмет  контроля - деятельность, применительно  к которой осуществляется контроль. Предметом контроля служит деятельность, выполняемая объектом контроля (предмет  управления).

Особое место  правового института финансового  контроля в области таможенного  дела в системе российского права  обусловлено тем, что его правовое регулирование осуществляется совокупностью  норм конституционного, международного, таможенного, финансового, административного  и иных отраслей права и законодательства. Это позволяет утверждать, что  финансовый контроль в сфере таможенного  дела является межотраслевым правовым институтом. Нормы данного института  не являются механическим объединением правовых норм, они представляют собой  совокупность правовых норм, хоть и  разрозненных в различных отраслях права и законодательства, однако составляющих комплекс, регулирующий определенный вид однородных общественных отношений.

Финансовый  контроль в сфере таможенного  дела представляет собой вид финансового  контроля, являющегося, в свою очередь, институтом финансового права, которому как части целого присущи все  характерные черты финансового  контроля, в том числе и комплексность. Предметом правового регулирования  указанного финансово-правового института  выступают общественные отношения  по проверке законности, своевременности, точности, обоснованности и полноты  поступления доходов в бюджет, складывающихся в области таможенного  дела, а также целевого и эффективного их использования. Являясь комплексным  образованием, он сочетает в себе элементы таможенного, валютного, бюджетного и  иных видов контроля. Финансовый контроль в области таможенного дела представляет собой регламентированную нормами  права и осуществляемую с использованием специфических форм и методов  деятельность уполномоченных государством органов и организаций по проверке законности, своевременности, точности, обоснованности и полноты поступления доходов в бюджет, складывающихся в области таможенного дела, а также целевого и эффективного их использования.1

Выделяются  следующие функции финансового  контроля в области таможенного  дела:

        - фискальная, заключающаяся в пополнении государственной казны;

        - правоохранительная, направленная на пресечение неправомерных действий организаций, физических лиц, должностных лиц государственных органов, привлечение к ответственности, применение мер государственного принуждения;

        - превентивная, выражающаяся в предупреждении  правонарушений и являющаяся  основой укрепления эффективности  контрольной деятельности;

        - воспитательная, предостерегающая от возможного неправомерного поведения;

        - аналитическая,  определяющая причины совершения  правонарушения и факторы, так  или иначе этому способствующие.

Исходя из общетеоретических положений можно  сделать вывод о том, что целью таможенного контроля как направления государственного контроля является обеспечение законности и правопорядка в отнесенной к компетенции таможенных органов сфере. С указанным положением весьма органично сочетается позиция законодателя. Согласно нормативному определению, сформулированному в ТК ТС, целью таможенного контроля является обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

1.2 Принципы финансового контроля в области таможенного дела

Принципы  финансового контроля в области  таможенного дела  заключается  в том, что они являются ориентиром в нормотворческой деятельности при совершенствовании положений законодательства в сфере финансового контроля, способствуют правильному уяснению смысла законодательства, его сущности, верному правоприменению.

В основе контроля в таможенной области, как специфической  сферы общественной жизни, где непосредственно  реализуются контрольные функции  уполномоченных на то органов исполнительной власти, лежат определенные принципы, которые отражают его сущность. Среди  них следует выделить:

- осуществление  контроля компетентными органами. Данный принцип состоит в том,  что осуществлять контроль в  сфере таможенного дела могут  только специально уполномоченные  государственные органы. Однако  следует отметить, что инициатором  проведения такого рода контроля  могут быть любые заинтересованные  лица, а привлекаться к осуществлению  контрольных мероприятий могут  граждане и организации, способные  оказать действенную помощь;

- результативность  контроля - проявляется в своевременности  проведения контрольных мероприятий,  выявления нарушений таможенного  законодательства и реальных  результатов финансово-хозяйственной  деятельности участников ВЭД,  в своевременности доведения  полученных результатов до лиц,  правомочных принимать соответствующие  решения о принятии мер по  устранению причин таможенных  правонарушений и привлечении  виновных к юридической ответственности.  Конечным результатом контроля  должно стать совершенствование  деятельности в сфере таможенного  дела;

- гласность  контроля - состоит в обнародовании  результатов таможенного контроля, в их публичном обсуждении, привлечении  к ним внимания государственных  органов, общественных организаций  и граждан. Есть необходимость  также в обнародовании тех  мер, которые были приняты по  выявленным в процессе таможенного  контроля нарушениям и недостаткам.

Среди принципов  законодательства РФ по таможенному  делу можно выделить общие принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и специальные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Специальные принципы представлены двумя подгруппами - принципы нетарифного регулирования  и принципы таможенно-тарифного  регулирования. Взаимосвязь этих подгрупп принципов таможенной политики устанавливается общим принципом использования только правовых методов регулирования внешнеторговой деятельности, принципом разделения мер регулирования на стратегические и оперативные, не совпадающего с разграничением на меры нетарифного и тарифного регулирования, принципом приоритета экономических мер государственного регулирования. С практической точки зрения приведенная классификация принципов таможенной политики удобна, но для решения задач контроля таможенной деятельности требует уточнения.

При осуществлении  контроля в сфере таможенного  дела представляется существенным разграничение  принципов таможенной политики, отнесенных к названным выше группам, на принципы организации системы государственного регулирования таможенной деятельности и контроля за ее осуществлением и  принципы регулирования перемещения  товаров, услуг и финансов через  таможенную границу Российской Федерации.2

Следует учитывать  два важных принципа правового регулирования  таможенной деятельности в федеративном государстве: во-первых, возложение обязанности  одобрения закона по таможенному  делу на верхнюю палату парламента, что соответствует мировой практике; во-вторых, исключение возможности  конкуренции Федерации и ее субъектов  в области таможенного дела, опирающееся  на создание механизмов согласования и учета их таможенных интересов. С точки зрения задач контроля в сфере таможенного дела федеральное законодательство, развивая конституционные принципы таможенной политики, призвано устанавливать конкретные критерии законности, целесообразности и эффективности деятельности государственной администрации. Основными актами федерального законодательства по таможенному делу являются Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», Федеральный закон от 8 декабря 2003 г № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Информация о работе Финансовый контроль в таможенном деле: цели, формы и методы