Финансовая основа местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 18:23, доклад

Краткое описание

При рассмотрении любой разновидности публичной власти определяющее влияние имеет фактор, связанный с ее финансовой устойчивостью. Реальное властно-правовое регулирование муниципальных общественных отношений невозможно без наличия самостоятельной и крепкой финансовой базы. Именно, на регулирование данного вопроса направлена совокупность юридических норм, выделяемых в рамках муниципального права и образующих межотраслевой правовой институт финансовой основы местного самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

§ 1. Финансы муниципального образования. Местный бюджет…………….4
§ 2. Доходная часть бюджета муниципального образования………………..6
§ 3. Расходная часть бюджета муниципального образования..…………..….11
§ 4. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях………………….13

Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по муниципальному праву.DOC

— 298.00 Кб (Скачать файл)

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

В отношении штрафов следует учитывать, что административные штрафы, поступившие в результате контрольной деятельности органов государственной и муниципальной власти, закрепленные за бюджетом муниципального образования, относятся к доходам местных бюджетов и не могут быть переданы в бюджет РФ или субъекта РФ, на что было особо обращено внимание Верховным Судом РФ.2

 9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

 

 

§ 3. Расходная часть бюджета муниципального образования.

 

Расходы бюджета муниципального образования представляют собой финансовые средства, направляемые на решение на территории муниципального образования вопросов местного значения, а также вопросов государственного значения, делегированных органам местного самоуправления.

Расходы бюджета муниципального образования можно подразделить на два вида:

1) Капитальные расходы, представляющие  собой инновационные, инвестиционные  расходы, направляемые на нужды  развития муниципального образования.

2) Текущие расходы, представляющие  собой расходы, обеспечивающие  текущие нужды муниципального образования, связанные с финансированием муниципальных органов, предприятий и учреждений.

Расходная часть местных бюджетов включает:

1) расходы, связанные с решением  вопросов местного значения, установленные  законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации и связанные с финансированием выполнения конкретных вопросов местного значения, таких как: жилищно-коммунальное хозяйство; градостроительство; образование; культура и искусство; средства массовой информации;  здравоохранение; физическая культура и спорт; социальная политика; молодежная политика; правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности; промышленность, энергетика и строительная индустрия; топливно-энергетический комплекс; сельское хозяйство и рыболовство; мероприятия по землеустройству; охрана окружающей среды и природных ресурсов; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; другие вопросы, отнесенные к вопросам местного значения.

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием  и погашением долга по муниципальным  займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные  уставом муниципального образования.

Примерная структура расходов бюджета городского округа за 2007 год (Приложение 2).

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

При этом следует помнить, что в соответствии с действующим законодательством только органы местного самоуправления, а не государственные органы любого уровня, вправе принять решение о создании того или иного органа или отдела для решения вопросов местного значения, установить их штатную численность, на что было указано Верховным Судом РФ3.

 

§ 4. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях.

 

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях представляет  собой осуществляемую в соответствии с  законодательством деятельность муниципальных органов по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также контроль за его составлением и исполнением.

Участниками бюджетного процесса муниципального образования являются:

1) Глава муниципального образования;

2) Собрание депутатов муниципального образования;

3) Глава Администрации муниципального  образования;

4)  исполнительно-распорядительные органы муниципального образования:

а) администрация муниципального образования,

б) Финансовое управление Администрации муниципального образования ;

5) контрольно-счетная палата муниципального

6) главные распорядители бюджетных  средств;

7) главные администраторы  доходов  бюджета;

8) главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

9) получатели бюджетных средств.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса в муниципальном образовании, являющихся органами местного самоуправления муниципального образования, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании и в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами.

Участники муниципального бюджетного процесса наделаются следующими основными полномочиями для участия в бюджетном процессе:

Представительный орган муниципального образования:

1) рассматривает и утверждает  бюджет муниципального образования  и отчет об его исполнении;

2) осуществляет последующий контроль  за  исполнением бюджета муниципального  образования,

3) формирует и определяет правовой  статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета;

4) осуществляет другие полномочия  в соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации, иными правовыми актами бюджетного  законодательства Российской Федерации, Субъектов РФ и муниципальных  образований;

5) проводит публичные слушания  по проектам решений о бюджете  муниципального образования на  очередной финансовый год и  об исполнении бюджета муниципального  образования.

Представительный орган муниципального образования не имеет права выполнять функции по исполнению бюджета и создавать свои резервные фонды.

Исполнительно-распорядительные органы и должностные лица муниципального образования (Глава местной администрации, местная администрация, руководитель финансового управления, финансовое управление), являющиеся  главными распорядителями  и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют следующие бюджетные полномочия:

1) обеспечивают составление проекта бюджета муниципального образования;

2) вносят его с необходимыми  документами и материалами на  утверждение представительного  органа муниципального образования;

3) детализируют объекты бюджетной  классификации Российской Федерации  в части, относящейся к местному бюджету;

4) обеспечивают исполнение бюджета муниципального образования и составление бюджетной отчетности,

5) представляют отчет об исполнении  бюджета муниципального образования на утверждение представительного органа муниципального образования,

6) обеспечивают управление муниципальным  долгом, осуществление муниципальных  заимствований.

В качестве основных стадий бюджетного процесса следует отметить следующие этапы:

1) разработка прогноза экономического и социального развития, составление проекта бюджета и составление проекта соответствующего Решения представительного органа;

2) рассмотрение проекта и принятие бюджета муниципального образования;

3) исполнение бюджета муниципального образования;

4) отчет об исполнении и контроль исполнения бюджета муниципального образования.

Исполнение муниципального бюджета по доходам предусматривает:

1) Зачисление на единый счет  бюджета доходов от распределения  налогов, сборов и иных поступлений  в бюджетную систему Российской  Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным законодательством, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в муниципальный бюджет.

2) Возврат излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

3) Зачет излишне уплаченных или  излишне взысканных сумм в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

4) Уточнение главным администратором доходов бюджета платежей в бюджет муниципального образования.

5) Перечисление Федеральным казначейством  средств, необходимых для осуществления  возврата (зачета) излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единого счета бюджета муниципального образования на соответствующие счета Федерального казначейства.

Исполнение муниципального бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном Финансовым управлением. Исполнение муниципального бюджета по расходам предусматривает:

1) принятие бюджетных обязательств;

2) подтверждение денежных обязательств;

3) санкционирование оплаты денежных обязательств;

4) подтверждение исполнения денежных  обязательств.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря текущего года.

Бюджет муниципального образования обладает иммунитетом бюджета, представляющим собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обращение взыскания на средства муниципального бюджета на основании судебных актов производится в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Законы и иные нормативно-правовые акты:

 

1. Постановления Президиума ВАС РФ от 21.09.2005 N 885/05 по делу № А55-5577/2004-10. 
2. Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2002 N 30-Г02-8

3. Определение Верховного Суда РФ от 13.08.2002 N 58-Г02-24

 

Учебники и учебные пособия:

 

 4. Анимица К., Дворядкина Е., Силин Я. Бюджет большого города. М., 2002;

 5. Берг О.В. О некоторых сложных вопросах правового регулирования финансовых основ местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2002. – № 3;

6. Костюков А.Н. Законность местных лицензионных сборов // Законодательство. – 2002. – № 11;

7. Костюков А.Н., Глазунова И.В. История развития местных налогов и сборов в России // История государства и права. – 2003. – №1;

8. Красовская А.А. Компетенция органов местного самоуправления Российской Федерации в финансовой сфере (конституционно-правовое исследование): Автореф. Дис. …канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003;

9. Курчинский М. Городские финансы. СПб., 1911;

10. Мокрый В.С. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления. http//www.lawmix.ru;

11. Овчинников И. В. Финансовая основа местного самоуправления. // Хозяйство и Право. – 1996. – № 4;

12. Поляк Г. Б. Финансы местных Советов.  М.: Финансы и статистика, 1991;

13. Сергеев А.А. О новеллах бюджетного законодательства и их влиянии на правовой статус российского местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 14;

14. Твердохлебов В.Н. Местное обложение. Одесса, 1909;

15. Тепляков Д.О. Понятие и сущность бюджетного процесса, муниципальный бюджетный процесс // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 23;

16. Финансовое обеспечение муниципальных образований в условиях среднесрочного планирования. Круглый стол // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. – №7. – С.33;

Информация о работе Финансовая основа местного самоуправления