Управление конфликтными ситуациями в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ процесса государственного управления конфликтными ситуациями и выделение его основных особенностей. А так же, рассмотреть алгоритм государственного урегулирования конфликтных ситуаций на российских примере государственно - социального характера.
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «Конфликт и конфликтная ситуация»;
2.Определить роль и место государства в управлений конфликтными ситуациями;
3. Изучить вопрос формирования структуры и организации процесса урегулирования конфликтной обстановки ;

Содержание

Введение. 3
1. Теоретический аспект. Основные понятия конфликтов в государственном управлении. 5
1.1. Понятие конфликт и конфликтная ситуация. 5
1.2. Классификация конфликтов в государственном управлении. 9
2.Организация управления конфликтными ситуациями в государственном управлении. 11
2.1. Система управления конфликтными ситуациями. 11
2.2. Методология разрешения конфликтов в государственном управлении. 15
3. Практическое осуществление управления конфликтными ситуациями в государственном управлении на примере конфликта между пострадавшими от разрушительного наводнения в Крымске и местными властями. 18
Заключение. 22
Список используемой литературы и источников. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_DMM502_Mishina.docx

— 146.37 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ  И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное муниципальное управление»

на тему: Управление конфликтными ситуациями в государственном управлении

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы  ДММ-502

Мишина  А.Н.

Научный руководитель:

Царев А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва,

2013г

Содержание

 

 

Введение. 3

1. Теоретический  аспект. Основные понятия конфликтов  в государственном управлении. 5

1.1. Понятие  конфликт и конфликтная ситуация. 5

1.2. Классификация  конфликтов в государственном  управлении. 9

2.Организация  управления конфликтными ситуациями  в государственном  управлении. 11

2.1. Система  управления конфликтными ситуациями. 11

2.2. Методология  разрешения конфликтов в государственном  управлении. 15

3. Практическое  осуществление управления конфликтными  ситуациями в  государственном  управлении на примере  конфликта  между пострадавшими от разрушительного  наводнения в Крымске и местными  властями. 18

Заключение. 22

Список используемой литературы и источников. 24

 

 

Введение.

 

 

На сегодняшний день конфликт является способом выражения различных социальных противоречий, облекая форму столкновения сторон и мнений. Неразрешенные  социальные, экономические, религиозные, межэтнические, и других формы общественных противоречий приводят к возникновению конфликтных ситуаций. Происходит это в результате их накапливания в течение длительного времени. В случаях ненадлежащего управления, нарушения верховенства закона, конфликтная ситуация может перейти в более серьезную стадию с более масштабными последствиями т.е. обостряется, переходит в чрезвычайную (особую), в том числе с применением оружия (вооруженный конфликт).

Стоит отметить, что конфликтные  ситуации не всегда приводят к отрицательным  последствиям, которые могут  выражаться в нестабильной обстановке, общественного раскола, внутренних  нарушений порядков. Позитивной стороной  конфликта выступает возможность обновления ранее сложившихся, устаревших отношений, устоев, правил или норм, достижения необходимого баланса на более высокой ступени развития.

Поэтому актуальность изучения процесса государственного управления конфликтными ситуациями, обусловлено следующими факторами:

  • Возникший конфликтный процесс достаточно трудно предотвратить. Поэтому от организации процесса и структуры государственного управления зависит исход различных конфликтных ситуаций;
  • Умение управлять конфликтными и чрезвычайными ситуациями со стороны государства должно сводиться к их разрешению с наименьшими издержками для государства и общества в целом;

Целью курсовой работы  является  анализ процесса государственного управления конфликтными ситуациями и выделение его основных особенностей. А так же, рассмотреть алгоритм государственного урегулирования конфликтных ситуаций на российских примере  государственно - социального характера.

В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «Конфликт и конфликтная ситуация»;

2.Определить роль и место государства в управлений конфликтными ситуациями;

3. Изучить вопрос формирования структуры и организации процесса урегулирования конфликтной обстановки ;

4. Проанализировать процесс урегулирование конфликтов на примере конфликта социального характера;

Объектом исследования данных аспектов является российская система государственного управления конфликтными и чрезвычайными ситуациями. Предметом исследования являются разрешенные конфликтные ситуации. Информационной базой послужили монографии ряда авторов по изучаемой проблеме, данные корпоративных средств массовой информации.

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе  рассмотрены теоретические аспекты. Во второй - организация и методология государственного  управления в этой сфере. В третьей главе представлен российский практический опыт устранения (разрешения) конфликтных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретический аспект. Основные понятия конфликтов в государственном управлении.

1.1. Понятие конфликт  и конфликтная ситуация.

  

 

Конфликты оказывают большое влияние на жизнь людей,  народов и стран.   На протяжении всей историй человечества, проблема их разрешения являлась  предметом анализа древних историков и философов. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет.  Не один   крупный конфликт  не проходил для общества бесследно.   Еще тогда, многие историки определяли   в качестве  причин  военных столкновений  разобщение   интересов  враждующих стан,  их стремление  захватить  территорию  и подчинить население, стремление других защититься и отстоять свое  право на независимость.

  В отличие от методов и действий конкуренции, где стороны просто пытаются превзойти или опередить друг друга, при конфликте стороны предпринимают  попытки навязать противнику свою волю и мнение,  изменить  его поведение вплоть до устранения конфликтующей стороны.

Стоит отметить, что в конфликте каждое действие сторон приводит к ответной реакции,  причем,  как правило,  более сильной,  чем  первоначальная.  В результате существующий конфликт   набирает обороты, обостряется   и   расширяется. Таким образом, можно утверждать, что конфликт имеет свойство накапливаться (кумулятивная природа) и трудности,  возникающие  при  его урегулировании   и   локализации, требуют тщательного анализа,  определения его возможных последствий и причин.

Конфликт  это явление социального характера. Стоит более подробно рассмотреть, что такое конфликт и вследствие чего он может возникнуть.

ВЫ  современной литературе существует множество определений понятия  «конфликт». Одно из них: Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества.1

Это далеко не единственное определение. В  современных источниках наиболее часто  понятие «конфликт» трактуют как столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Каждый  человек, государство, организация  – уникальны, для всех характерны  различия во мнениях, особенности восприятия и все это часто приводят к спорным обстоятельствам. Если, так же, сложившиеся обстоятельства представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из сторон участников конфликта, то зарождается конфликтная ситуация. Спровоцировать конфликт не сложно, достаточно просто разойтись во взглядах и суждениях, или неосторожно высказать мнение.

С экономико-политической точки зрения понятие «конфликт»  можно определить  как: борьба за ценности и притязания на определенное положение, ресурсы, власть. Итогом конфликта, чаще всего, является нейтрализация одной из сторон, нанесения ей ущерба или вовсе уничтожения. В данном определении четко и ясно определены цели конфликтного взаимодействия и возможные действия в случае сопротивления.

Конфликт, как социальное явление, характеризуется  рядом признаков2:

    • Наличие инцидента (ситуации);
    • Неделимость объекта конфликта, т.е. предмет не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
    • Желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации.

У любого конфликта в основе заложена ситуация, содержащая противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, несовпадение интересов и  желаний, противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, и прочее.

Конфликт  имеет начало, оно появляется, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов и убеждений от интересов и убеждений другого субъекта. Дальнейшие его поступки сводятся к тому, что субъект  начинает односторонние влияния по трансформации этих разногласий в свою пользу.

Основным  признаком конфликта принято считать напряженность, проявляемую вследствие недостатка знаний или противоречивости информации, для преодоления затруднения. Вступившая в конфликт сторона  сможет попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью вознаграждения, принуждения, обращение к  традициям, экспертной оценки, собственного обаяния, убеждения или участия.

Конфликт  состоит из нескольких стадий - от зарождения до разрешения. Главная задача искусства управления конфликтными ситуациями: предотвратить конфликт на основе выявления его ранних симптомов. Вмешательство на ранней  пред конфликтной  фазе позволяет его предупредить и не допустить разрастания ,та так же разрешить в конструктивной манере с минимальными  последствиями.

Роль  государственного управления конфликтами  сводится к выявлению границы, за пределами которой вероятность  конфликта возрастает, созданию условий, которые  позволят  добиться  разрешения конфликта, принятию новых правил поведения или  возвращения ситуации к исходному состоянию, способствующих достижению согласия.

Существует  несколько стадий конфликта (см. Таблица 1.):

Таблица 1.

Фаза

Определение

Характеристика

Конфронтационная (военная)

стороны стремятся обеспечить свой интерес  за счет ликвидации интереса чужого

обеспечивается либо добровольным или  вынужденным отказом другого  субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого

Компромиссная (политическая)

стороны стремятся по возможности  достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого  субъекта на общий компромиссный

каждая из сторон пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный

Коммуникативная (управленческая)

выстраивая коммуникацию, стороны  достигают согласия, основанного на том. что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы

стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки  зрения общества, различия


                    Таблица 1. «Фазы конфликта»

Чтобы эффективно управлять развитием  конфликта, необходимо с максимальной точностью определить его причину и объект. Затем выяснить, активные стороны,  т.е.  те, кто вовлечен в конфликт, определить их интересы и страхи (опасения) каждого из участников конфликтной ситуации, связанной с данной проблемой. В Теории идеальным является восприятие конфликта таким, каков он есть на самом деле.

 

 

 

1.2. Классификация конфликтов в государственном управлении.

 

 

Подробно  рассмотрев основные понятия можно  перейти к рассмотрению типологии  конфликтов в системе государственного управления.

В государственной сфере конфликты представляют собой  естественную форму взаимодействия  государственных институтов. Поэтому в настоящее время рассматривать конфликт как негативный пример было бы не верно. Позитивная сторона конфликтов заключается в возможности выявления и урегулирования, т.е.  сознательного недопущения обществом разрушительных последствий.

В государственном управлении могут  возникать проблемы достаточно широкого спектра. Проблемы могут выражаться в стремлении отдельных ведомств и министерств, а так же других государственных структур к присвоению функций других, в том числе, вышестоящих органов; в дублировании функционала, несогласованности действий, касающихся распределения и планирования бюджетного финансирования и другие.

Государственные конфликты стоит отнести к  «конструктивным конфликтам»  протекание которых сопровождается с применением  согласительных методов и подходов, исключая использование методов  грубой силы, угроз и принуждения.

Перейдем  к рассмотрению классификации конфликтов в государственном управлении. Согласно типологии К. Боулдинга выделяют шесть типов конфликтов:

    1. Конфликты между политическими, государственно-административными структурами (субъектами);
    2. Между государственно-административными структурами и организациями государственного и частных секторов;
    3. Между ведомствами, министерствами и другими звеньями управления;
    4. Между центральными, региональными и местными органами гос. управления;
    5. Вертикальные и горизонтальные конфликты внутри гос. организаций и учреждений;
    6. Неформальные конфликты между отдельными государственными учреждениями.

В таблице 2  приведены характеристики каждого из типов:

 

Таблица 2.

Информация о работе Управление конфликтными ситуациями в государственном управлении