Уполномоченный по правам человека в РФ:современное состояние данного института,перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ.
Исходя из данной цели в работе ставятся и решаются следующие исследовательские задачи:
рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в РФ;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ……………………………………………………………………5
Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………5
Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………8
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ……..10
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека в РФ…………………..10
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ……………………………………………………………14
2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека………………………………………...19
Глава 3. Механизм защиты прав человека и гражданина в РФ………………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!КУРСОВАЯ!!!!!!!!.docx

— 69.01 Кб (Скачать файл)

Соответствующие печатные издания  обязаны опубликовать заключения и  другие документы, представленные Уполномоченным. Однако эта обязанность вменяется  только тем периодическим печатным изданиям, которые финансируются  либо полностью, либо частично за счет бюджетных средств, а также тем, в которых одним из учредителей  являются государственные структуры: государственные или муниципальные  органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации.

На основе изучения и анализа  различных материалов и информации, поступившей по поводу нарушения  прав и свобод граждан, обобщения  итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный направляет свои замечания и предложения  общего характера, относящиеся к  обеспечению прав и свобод граждан  государственным органам, органам  местного самоуправления и должностным  лицам; обращаться к субъектам законодательной  инициативы с предложениями по совершенствованию  законодательства, затрагивающего права  и свободы человека и гражданина.9

В результате рассмотрения жалоб граждан, а также при  получении иным путем информации о грубых или массовых нарушениях прав и свобод граждан Уполномоченный имеет право выступать по этому  поводу на очередном заседании Государственной  Думы с докладом, т.е. довести до сведения депутатов факты нарушений.

Кроме этого Уполномоченный имеет право обратиться к депутатам  Государственной Думы с предложением создать специальную парламентскую  комиссию по изучению и расследованию  фактов нарушений прав и свобод граждан, провести по этим вопросам парламентские  слушания. Уполномоченный вправе лично  участвовать в работе этой комиссии, а также парламентских слушаниях  либо направить туда своего представителя.10

Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам, и Российскому Уполномоченному  в частности, является ежегодный  доклад парламенту. Кроме представления  своего доклада Совету Федерации  и Государственной Думе Уполномоченный обязан направить его в другие высшие органы государства: Президенту РФ, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему  Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору  РФ.

В случае необходимости для  привлечения особого внимания к  отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный имеет право направить специальный  доклад в Государственную Думу.

Все ежегодные доклады  Уполномоченного должны быть доведены до всеобщего обозрения. В этих целях  они подлежат официальному опубликованию  в официальном источнике - в “Российской  газете”. Специальные доклады по отдельным конкретным вопросам также  могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в “Российской газете” либо в других изданиях Шишкова А. Институт омбудсмена. Законодательство РФ предусматривает юридическую ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного. В соответствии со ст.17.2 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (с изм. от 6 декабря 2007г.). Собрание вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного по правам человека, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в иной форме влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Механизм защиты прав человека и гражданина в РФ

 

Общечеловеческие стандарты  прав и свобод личности все более  приобретают силу норм международного права, выходят за пределы внутренней компетенции государств. Одновременно с процессом кодификации прав человека на международном и национальном уровнях, происходит совершенствование институтов их осуществления и защиты.

Сегодня рано говорить о  состоявшейся трансформации России в государство,

основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам  всеобъемлющие гарантии соблюдения их прав и свобод. Современное социально-экономическое положение страны является препятствием на пути полномасштабного формирования демократических институтов. Вместе с тем защита и обеспечение прав человека представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения сложных задач переходного периода, создания гарантий демократического развития.

Актуальной задачей является обеспечение единых стандартов прав человека на всей территории РФ с учетом социально-политических и экономических

особенностей ее регионов, многообразия исторических, национальных,

религиозных и культурных традиций.

Этому призвано способствовать совершенствование законодательства, в связи с чем целесообразно провести ревизию действующих федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов РФ, с точки зрения их соответствия Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права.

Существенным условием обеспечения  прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании.

Основным правовым механизмом защиты прав граждан является судебная система, вопросам реформирования которой уделяется особое внимание и высказывается ряд предложений, направленных на повышение престижа суда и эффективности правосудия в РФ.

В настоящее время назрела  необходимость в проведении комплекса  мер,

направленных на повышение  престижа судов, эффективности правосудия, а также совершенствование работы по оказанию юридической помощи населению, деятельности института адвокатуры.

Институты несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина призваны дополнить существующий судебный механизм и способствовать комплексному решению данной проблемы. В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций в последние годы развитию несудебной защиты прав человека уделяется повышенное внимание как на международном, так и национальном уровне.

В Российской Федерации система  несудебных государственных учреждений,

призванных защищать права  человека, состоит из следующих звеньев: институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации; Прокуратура Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации и иные министерства и ведомства Российской Федерации; Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и комиссии по правам человека в субъектах Федерации; неправительственные правозащитные организации.

Одна из наиболее сложных  задач современной политической реформы в России заключается в необходимости изменения взаимоотношений власти и человека. В этих условиях важно развитие новых демократических институтов контроля за деятельностью должностных лиц, основанных именно на защите прав человека. Таким институтом, показавшим свою высокую эффективность во многих странах, стал институт омбудсмена, в России – Уполномоченного по правам человека.

Деятельность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации, не отменяя и не ограничивая компетенции государственных органов, дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

По мнению исследователей, российский вариант института Уполномоченного  по правам человека ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие  от стран, где действует такая  модель, он не поставлен по своему правовому  статусу в ряд высших органов  государственной власти и не наделен  мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Российский омбудсмен  характеризуется широкой постановкой  задач и малыми полномочиями по их реализации. Правовой статус Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  характеризуется юридической неопределенностью  и неконкретностью.

Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной  инициативы, что существенно повысит  его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений  в Конституцию, а именно в ч. 1 ст. 104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.

Кроме того, важный момент состоит  в том, чтобы более четко прописать  в Законе задачи Уполномоченного. В  Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали контрольную  функцию омбудсмена.

Далее, нужно выработать определенную концепцию  деятельности омбудсмена - определить, чем он должен заниматься, а чем  нет, какие именно жалобы он должен рассматривать.

Таким образом, на сегодняшний день можно  констатировать, что институт Уполномоченного  по правам человека пока все еще  находится в начальной стадии своего становления. В дальнейшем законодательство о нем, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать, что он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.

Развитие  института Уполномоченного по правам человека может стать важным шагом  в этом направлении. При этом существенным фактором, от которого во многом зависит  эффективность его деятельности, является его опора в основном на институты негосударственной  правозащиты, тесное взаимодействие с общественными правозащитными организациями. Омбудсмен должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством. Только тогда он сможет стать действенным контролирующим органом, противодействующим нарушениям прав человека со стороны государства и его служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации с комментариями / М.Б. Смоленский. - Изд.5-е, испр. - Ростов н/Д: Феникс,2009. - 316 с.
  2. Федеральный Закон РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г.  N 1-ФКЗ "Об Уполномоченномпо правам человека в Российской  Федерации" (с изменениями от 16 октября 2006 г., 10 июня 2008 г.)
  4. А. Н. Кокотов "Конституционное право России" М. 2007.
  5. Муромцев Г.И. Сборник "Право и права человека в условиях глобализации". -М.: Юристъ, 2006. - 518 с.
  6. Пустынцев Б. Региональный омбудсман. или еще один депутат? // Развитие института Уполномоченного по правам человека вроссийских регионах. Том 2. Региональный омбудсман. /Под редакцией А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб., 1999
  7. Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. - 2007. - №7. - С. 14-16.
  8. Н.Ю. Холанёва "Правовой институт уполномоченного по правам человека" // Гражданин и право 2000 №6
  9. Холанёва К.Ю. "Правовой институт уполномоченного по правам человека" // Гражданин и право 2004 №5
  10. Хаманева Н.Ю. "Роль омбудсмена в охране прав граждан в сфере" М 1998
  11. Шишкова А. Институт омбудсмена // Адвокат. - 2007. - № 12. - С. 17-20.
  12. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации http://ombudsman.gov.ru 
  13. Информационная система «Консультант Плюс».

1 Муромцев Г.И. Сборник "Право и права человека в условиях глобализации". -М.: Юристъ, 2006. - 518 с.

2 Н.Ю. Холанёва "Правовой институт уполномоченного по правам человека" // Гражданин и право 2000 №6

3 Муромцев Г.И. Сборник "Право и права человека в условиях глобализации". -М.: Юристъ, 2006. - 518 с.

4 Н.Ю. Холанёва "Правовой институт уполномоченного по правам человека" // Гражданин и право 2000 №6

5 Хаманева Н.Ю. "Роль омбудсмена в охране прав граждан в сфере" М 1998

6 Пустынцев Б. Региональный омбудсман. или еще один депутат? // Развитие института Уполномоченного по правам человека вроссийских регионах. Том 2. Региональный омбудсман. /Под редакцией А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб., 1999

7 Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. - 2007. - №7. - С. 14-16.

8 Шишкова А. Институт омбудсмена // Адвокат. - 2007. - № 12. - С. 17-20.

9 Хаманева Н.Ю. "Роль омбудсмена в охране прав граждан в сфере" М 1998

10 А. Н. Кокотов "Конституционное право России" М. 2007.




Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ:современное состояние данного института,перспективы развития