Территориальная основа местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что местное самоуправление является одной из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия. В Конституции также всячески подчеркивается, что это самостоятельный уровень власти, не зависимый от государства и реализующий свои задачи. Вместе с тем не следует забывать, что публичная власть Российской Федерации представляет собой единый механизм. В силу этого даже самостоятельные уровни власти осуществляют свою деятельность во взаимодействии друг с другом.
Цель работы заключается во всестороннем правовом анализе территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления.

Содержание

Введение
3
1. Территориальная основа местного самоуправления: понятие, сущность

5
2. Границы и состав территории муниципального образования. Территория муниципального образования и территория административно-территориальных единиц субъектов РФ. Порядок образования, преобразования и ликвидации муниципальных образований




11
3. Понятие финансово-экономической основы местного самоуправления

27
4. Муниципальная собственность: понятие, объекты, правовое регулирование

29
5. Местные бюджеты. Доходы и расходы местного бюджета. Местные налоги, сборы и иные платежи. Внебюджетные фонды местного самоуправления. Валютные доходы


32
Заключение
37
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.67 Кб (Скачать файл)

В случае, если границы муниципальных  образований не будут утверждены органами государственной власти субъектов  РФ до 1 января 2005 г. в порядке, предусмотренном Федеральным законом, границы муниципальных образований утверждаются до 31 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.     

Впервые на федеральном уровне устанавливаются  достаточно строгие критерии определения  границ муниципальных образований.      

Первый  критерий - критерий плотности населения. Он играет большую роль в намечаемой территориальной структуре муниципальной России. В соответствии с ним будут определены территории с низкой плотностью населения, в которых разрешено выделять межселенные территории. В остальных частях Российской Федерации территория должна быть полностью разграничена между поселениями, и здесь межселенных территорий заведомо не может быть.     

На  территориях с высокой плотностью вводится ограничение, согласно которому основой для поселения, имеющего статус муниципального образования, может быть населенный пункт с числом жителей не менее 3 тыс. жителей, т.е. втрое больше, чем на остальных территориях.     

Пороговые значения для территорий с низкой и высокой плотностью населения  установлены следующие: на таких  территориях плотность сельского населения должна быть как минимум втрое ниже или втрое выше среднего по России показателя. Однако в законе говорится не о плотности сельского населения вообще, а о плотности населения только самих сельских поселений. Это можно понять так, что в качестве знаменателя придется брать площадь не страны или ее административной единицы, а только суммы площадей сельских поселений.     

Но  при этом обращает на себя внимание тот факт, что в п. 3 настоящей статьи говорится о "плотности населения сельских поселений", а не о "плотности населения в сельских поселениях". Кроме того, в демографических расчетах в таких случаях всегда используется площадь всей территории, а не только населенных пунктов или поселений.      

Порогом, за которым начинаются территории с низкой плотностью населения, должна стать плотность примерно 0,75 чел/км2, потому что это втрое меньше, чем средняя по Российской Федерации плотность сельского населения (2,9 чел/км2). Соответственно, территориями с высокой плотностью должны считаться такие, где плотность сельского населения выше 9 чел/км2.     

В то же время некоторые требования комментируемой статьи сформулированы достаточно жестко, что ставит перед  исполнителями на местах почти непреодолимые  препятствия. Так, п. 5 ч. 1 ст. 11 гласит, что в городское поселение может входить только один (!) город или один поселок. Присоединять к городскому поселению можно только сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Между тем сегодня в России имеются 155 городов, в состав которых входят другие образования, помимо населенных пунктов, в том числе 34 города, 368 поселков и около 550 сельсоветов.4     

Анализируя  комментируемую статью, можно сделать  вывод, что важнейшее значение при  определении границ территорий сельских и городских поселений будут играть оценочные критерии и принципы, на основе которых субъекты Федерации будут устанавливать границы муниципальных образований. В частности, именно в сфере ведения субъектов Федерации будет находиться решение таких вопросов, как:     

1) установление площади  исторически сложившихся земель  населенных пунктов, прилегающих  к населенным пунктам земель  общего пользования, территории  традиционного землепользования  жителей поселения, рекреационных  земель поселения и земель  для развития поселения;     

2) установление площади поселений  и районов в малонаселенных  территориях будет осуществляться  субъектами Федерации исходя  из следующего важнейшего дополнительного  условия: в границы района включаются  территории всех поселений, за  исключением территорий городских округов, а также межселенных территорий;     

3) включение в состав городского  поселения либо в состав сельских  поселений (а значит, и в состав  территории районов) сельских  населенных пунктов численностью  населения менее 3000 человек (для  малонаселенных территорий - менее 1000);     

4) наделение статусом поселений  сельских населенных пунктов  с численностью населения менее  1000 человек.     

Таким образом, от воли законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации во многом будет зависеть формирование нового муниципального территориального деления России. При этом возможны 3 основных варианта реализации правовых норм Федерального закона о территориальной организации местной власти:     

- максимальное сохранение существующих  в субъекте Федерации территориальных границ;     

- избирательное изменение границ  муниципальных образований, основанное  на политических, социально-экономических,  управленческих, исторических и  других мотивах;      

- максимальное изменение территориальных  границ и изменение существующих территорий муниципальных образований.     

При формировании территории поселений  обязательным является включение в  их состав земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного  природопользования жителей поселения, рекреационных земель и земель для развития поселения независимо от формы собственности и целевого назначения земель. Введены ограничения относительно населенных пунктов, которые могут находиться в границах городских и сельских поселений.      

Кроме численности населения  и категорий населенных пунктов, которые могут входить в состав поселения, закон содержит требование учитывать при установлении границ поселения, включающего территории двух и более населенных пунктов, пешеходную доступность в течение  рабочего дня до административного  центра поселения и обратно для  жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения. Это связано  с необходимостью обеспечить всем жителям  поселения возможность непосредственного  обращения в органы местного самоуправления при неразвитости транспортной инфраструктуры в небольших территориальных  образованиях. Для района аналогичное  требование состоит в транспортной доступности административного  центра. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут  не применяться при установлении границ муниципальных районов на малонаселенных и труднодоступных  территориях.     

В настоящее время отсутствует  официальное разъяснение вопроса  о том, какое расстояние следует  считать пешеходной и транспортной доступностью. По мнению авторов комментария наиболее верной является точка зрения, что средний радиус муниципального района должен быть до 40 км, а поселения - до 9 км.     

2. Особые критерии определены для  формирования городских поселений,  претендующих на статус городского  округа.     

Закон не выдвигает требований относительно количества жителей городского поселения, необходимого для получения статуса  городского округа. Примечательно, что  в ходе обсуждения законопроекта  выдвигались различные предложения  относительно порога численности населения городского поселения (в частности, 50 тыс. жителей, 200 тыс. жителей и более), однако в окончательный текст закона они не попали.      

Главное требование закона - это такой уровень  развития инфраструктуры, который позволит осуществлять собственные и отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления городского округа в соответствующем порядке. Следует обратить внимание на то, что органы государственной власти субъекта Федерации в каждом конкретном случае самостоятельно определяют уровень экономического, социально-культурного и иного развития городского поселения для приобретения им статуса муниципального образования в виде городского округа.      

Таким образом, при формировании территорий муниципальных образований необходимо исходить из следующих приоритетов:

- выполнение  требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к составу и размерам территории муниципального образования, численности населения (приведены ниже);

- максимально  возможный учет наличия инфраструктуры, необходимой для решения вопросов  местного значения и исполнения  возложенных государственных полномочий;

- учет  источников доходов, необходимых  для формирования доходной базы  местных бюджетов.

3-4. Правительство РФ своим  распоряжением N 707-р от 25 мая 2004 г. утвердило:

- перечень  субъектов РФ и отдельных районов  субъектов РФ (в существующих  границах), относящихся к территориям  с низкой плотностью населения;

- перечень  субъектов РФ и отдельных районов  субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения.     

Согласно  этому распоряжению субъекты РФ, относящиеся  к территориям с низкой и высокой  плотностью населения, сгруппированы  по федеральным округам.     

Например, в Приволжском федеральном округе к территориям с низкой плотностью населения отнесены: Республика Марий Эл (Килемарский и Юринский районы), Пермская область (Горнозаводский и Красновишерский районы).     

В том же Приволжском федеральном  округе к территориям с высокой плотностью причислены: в Республике Башкортостан 48 районов, в Республике Марий Эл 12 районов, Республика Мордовия, Республика Татарстан, в Удмуртской Республике 22 района, Чувашская Республика, в Кировской области 7 районов, в Нижегородской области 33 района, Пензенская, Самарская области полностью, в Саратовской области 16 районов и полностью Ульяновская область. 

 
и т.д.................


Информация о работе Территориальная основа местного самоуправления