Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей демократического общественного устройства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан. Решить такую задачу невозможно без самоуправления в территориальных образованиях компактного проживания людей. Именно на этом уровне ежедневно обеспечивается безопасность граждан, предоставляются медицинское обслуживание, дается возможность получения образования, создаются рабочие места, оказываются транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.
Целью настоящей работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков теорий местного самоуправления, анализ территориальных основ местного самоуправления, статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

Содержание

Введение.3
1. Теории местного самоуправления. …………………………………………4
1.1.Понятие и предпосылки развития теорий местного самоуправления…….4
1.2. Условия возникновения теорий местного самоуправления…………….5
1.3. Теория свободной общины………………………………………………..6
1.4. Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления...8
1.5. Государственная теория самоуправления………………………………..9
1.6. Иные теории местного самоуправления…………………………………..12
2.Территориальные основы местного самоуправления………………………14
2.1. Понятие «местного самоуправления», принципы его организации…….14
2.2.Общая характеристика территорий муниципальных образований………17
3.Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

мун право.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Эти особенности, прежде всего, характерны для законов субъектов  Федерации, принятых до появления Федерального закона №131-ФЗ. Но и в тех законах, которые изменены после издания  нового Федерального закона (по крайней мере, в ряде регионов), нормы, характеризующие города и поселки (рабочие, курортные и дачные), остались, как правило, прежними. Не внесена ясность и в различия между городскими и сельскими поселками. Об условиях преобразования городов и городских поселков в городские поселения или в городские округа здесь нет ни слова.

 

3.Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

         В Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 40) определяются три группы лиц, имеющих особый статус:

— депутаты представительного  органа муниципального образования;

— выборное должностное  лицо местного самоуправления;

— члены выборных органов  местного самоуправления.

Депутаты — это члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Выборным должностным  лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Членом выборного органа местного самоуправления является выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ глава муниципального образования  — это высшее выборное должностное  лицо местного самоуправления. Он избирается или на муниципальных выборах, или  представительным органом муниципального образования из своего состава.

В случае избрания на муниципальных  выборах он либо входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и является его  председателем, либо возглавляет местную  администрацию.

В случае его избрания представительным органом муниципального образования он является председателем этого органа.

При формировании представительного  органа муниципального района из глав поселений, входящих в его состав, и из депутатов представительных органов указанных поселений глава муниципального района является председателем его представительного органа.

В поселениях с численностью населения менее 1000 человек глава  муниципального образования, независимо от способа его избрания, одновременно может быть председателем представительного органа и главой местной администрации.

Помимо главы муниципального образования законодатель предусматривает  наличие и других членов выборных органов местного самоуправления. Речь идет о случаях, когда устав муниципального образования предусматривает формирование на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании не только представительного, но и других органов местного самоуправления, например контрольного органа. Однако на практике до настоящего времени отсутствуют такие примеры, а поэтому о статусе члена выборного органа местного самоуправления можно говорить только применительно к главе муниципального образования, который входит в состав представительного органа.

В связи с этим можно  констатировать, что из числа указанных в статье 40 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лиц, имеющих особый статус, фактически таковым на данный момент обладают: депутаты представительного органа муниципального образования и глава муниципального образования.

Особый правовой статус означенных лиц возникает в силу того, что они непосредственно  от избравшего их населения получают мандат (наказ, поручение, полномочия) на представление, защиту, выражение  его интересов при решении вопросов местного значения.

Понятия «правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления» и «статус  депутата, выборного должностного лица местного самоуправления» различны по своему объему и содержанию. Если под первым следует понимать определяемое правовыми и иными социальными нормами фактическое положение, социальный статус данных лиц, то под вторым — их правовое положение, урегулированное Конституцией и законами Российской Федерации, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами. Следовательно, правовой статус является основной, но все же частью указанного статуса.

Рассматривая вопрос о понятии правового статуса  депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Российской Федерации, следует иметь в виду, что согласно общей теории права такой правовой статус является специальным и существует на основе общего правового статуса гражданина.

Гражданин России, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает на себя специальные условия, требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности по выражению интересов жителей муниципального образования. Прежде всего речь идет об установленных в законодательстве гарантиях и ограничениях, которые выходят за рамки общеправового статуса личности, а также о закрепленных в части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации гарантиях прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии и ограничения  являются элементами специального правового  статуса гражданина в случае избрания его депутатом. Исходя из этого, не вызывает сомнения традиционно существующая в отечественной науке точка  зрения о различиях общего и специального правового статуса гражданина и соответственно между гарантиями прав, свобод и обязанностей граждан и гарантиями депутатской деятельности. В связи с этим логично предположить, что первые носят общий характер и составляют основу специальных гарантий депутатской деятельности.

Юридические понятия  «правовое положение депутата и  выборного должностного лица местного самоуправления» и «правовой  статус депутата и выборного должностного лица местного самоуправления» являются взаимосвязанными муниципально-правовы-ми институтами, отличающимися друг от друга только перечнем включаемых в них законодателем элементов.

Необходимо также отметить различия в правовом статусе депутата и главы муниципального образования. Депутат, несмотря на то что после  избрания он наделяется закрепленными в законодательстве и уставе муниципального образования полномочиями, несет ответственность за их исполнение, а также вправе осуществлять контрольные функции, не может считаться должностным лицом, поскольку «обладает распорядительно-властными полномочиями только в составе депутатской коллегии».

Применительно к правовому  статусу депутата и выборного  должностного лица местного самоуправления часто используется такое понятие, как императивный мандат, который  рассматривается как определенная форма их взаимоотношений с избирателями, определяемая сущностью и политико-правовой природой такого мандата.

В самом общем виде под императивным мандатом следует  понимать полномочия, полученные указанными лицами, при условии, что они обязаны  нести перед избирателями ответственность и выполнять их наказы.

Свободный мандат, которым  обладают депутаты законодательных  органов государственной власти, предполагает, что они не могут  быть связаны наказами избирателей, а должны действовать в представительном органе власти исходя из своих персональных убеждений в интересах всего народа, а при несовпадении общих и местных интересов такой мандатарий обязан отдавать предпочтение общегосударственным интересам.

Общественная ценность того или иного вида мандата определяется тем, в какой мере он позволяет реализовать главное предназначение депутата — представлять интересы населения.

Применительно к обоснованию  необходимости существования императивного  мандата депутата, выборного должностного лица местного самоуправления концепцию народного представительства можно изложить следующим образом: во-первых, местное самоуправление учреждается Конституцией Российской Федерации в качестве самостоятельной формы народовластия, элемента политической системы общества; во-вторых, население муниципального образования как носитель муниципальной власти уполномочивает своих представителей осуществлять от его имени эту власть; в-третьих, депутат и должностное лицо местного самоуправления избираются для представления интересов всего населения муниципального образования, а не только тех, кто за него проголосовал; в-четвертых, институт отзыва указанных лиц выступает в качестве гарантии того, что они достойно представляют население и выражают его волю.

В связи с этим представляется обоснованным существование императивного мандата только на уровне местного самоуправления.

Под статусом депутата, выборного  должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) следует понимать правовое положение, характеризующееся совокупностью  предусмотренных в Конституции России, федеральных законах, конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах их прав, обязанностей; форм деятельности; срока, оснований досрочного прекращения полномочий и ограничений, связанных с их осуществлением; основных гарантий деятельности; муниципально-правовой ответственности.

Для более конкретного  и системного рассмотрения правового  статуса депутата и выборного  должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) следует рассмотреть выделенные в данном определении его основные элементы.

Последовательность рассмотрения в данном учебнике указанных элементов  во многом определяется логикой их правовой регламентации, заложенной в  Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где в статье 40 закрепляются такие единые элементы правового статуса депутата и главы муниципального образования, как срок, основания досрочного прекращения полномочий и ограничения, связанные с их осуществлением, основные гарантии деятельности, а отдельно — формы их работы, права, обязанности, основания и порядок. наступления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В первой части  контрольной работы было дано понятие  теорий местного самоуправления, освещены причины и условия их возникновения. Были рассмотрены основные теории местного самоуправления, определены отличительные черты каждой из них, отражены взгляды каждой конкретной теории на сущность местного самоуправления. Так же в работе была освещена и поддержана точка зрения, согласно которой на развитие современной системы местного самоуправления наибольшее влияние оказала теория дуализма муниципального управления, и приведены доводы в пользу этой точки зрения. 

Вопросы организации  власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, потому что функционирование местных органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится местность государства. Такое подразделение местности государства именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

Вопросы территориальных  основ местного самоуправления по-разному  решались на разных этапах становления  и развития местного самоуправления в РФ.

В третьей части  контрольной работы был рассмотрен статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод  о том, что местное самоуправление в Российской Федерации характеризуется по своей природе как государственное, но с отдельными чертами общественной власти. Но этот вывод следует также дополнить указанием на тот факт, что в условиях построения модели взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти на основе теории дуализма муниципального управления степень такого сочетания, преобладание тех или иных начал целиком и полностью определяет государство. И в этой ситуации важно, чтобы государство было способно ввести механизмы, гарантирующие самостоятельность местного самоуправления, препятствующие тотальному вмешательству государства во все его дела, полному огосударствлению природы местного самоуправления. Но, как показывает практика, такие механизмы в полной мере в Российской Федерации еще не функционируют.

Таким образом, изучение теоретических основ местного самоуправление, изучение опыта зарубежных стран в этом вопросе необходимо для совершенствования организации местного самоуправления в нашем государстве, для выявления конкретных исторических особенностей, которые необходимо учитывать для наиболее оптимального функционирования системы местного самоуправления.

 

 

 

Список  литературы.

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

2.Анимица Е.Г. – Местное самоуправление: история и современность – Екатеринбург – 2008 –346 с.

3.Барабашев Г.В. – Муниципальные органы современного капиталистического государства – М. - 2011

4.Васильчиков А. – Сельский быт и сельское хозяйство в России – С.-Петербург: типография М.М. Стасблевича – 2001

5.Еллинек Г. – Общее учение о государстве – 2-е изд. – СПб – 2008 -571 с.

6.Коркунов Н.М. – Русское государственное право – СПб – 2009 – Т.2.

7.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. – Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект – 2007 – 672 с.

8.Митрохин, С. С. Теория местного самоуправления :Аргументы, проблемы, мифы /С. С. Митрохин.//Концептуальные проблемы местного самоуправления. Серия 1, Выпуск 1 -Уфа, 2008. -47 с.

9.Овчинников И.И. - Теоретико-правовые основы местного самоуправления Российской федерации: автореф. дис. на соискание ученой степени докт. юрид. наук. - М. - 2000

Информация о работе Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления