Средства финансовой помощи местным бюджетам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Практика показывает, что органам местного самоуправления не хватает своих финансовых средств для самостоятельного функционирования.
Доля финансовой помощи для сбалансирования, которая выделяется из вышестоящих бюджетов, возрастает с каждым годом. Таким образом, органы местного самоуправления оказались в полной зависимости от органов государственной власти, которые формируют значительную часть местных бюджетов. Муниципальные образования перестают обладать экономической, финансовой самостоятельностью.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Межбюджетные отношения, как взаимоотношения между государственными и муниципальными органами в рамках оказания финансовой помощи………………………………………………………..4
Глава 2. Предоставление финансовой помощи местным бюджетам……...8
§1 Дотация…………………………………………………………………8
§ 2 Субсидии………………………………………………………………13
§3 Субвенции………………………………………………………………17
§4 Иные средства финансовой помощи…………………………………20
Глава 3. Предложения по сокращению перевода средств финансовой помощи на муниципальный уровень………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………….…...23
Список литературы…………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ ККУР.docx

— 60.65 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

 

ИНСТИТУТ ЮСТИЦИИ

 

 

Кафедра административного и муниципального права

 

Учебная дисциплина – Муниципальное право

 

 

СРЕДСТВА ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ

(курсовая работа)

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 226 группы

Института юстиции

Иваницкая Екатерина Николаевна

 

Научный руководитель:

кандидат социологических наук, доцент

Мангушева Тамара Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов - 2013

 

Оглавление:

Введение …………………………………………………………………….3

Глава 1. Межбюджетные отношения, как взаимоотношения между государственными и муниципальными органами в рамках оказания финансовой помощи………………………………………………………..

Глава 2. Предоставление финансовой помощи местным бюджетам……...8

§1  Дотация…………………………………………………………………8

    § 2  Субсидии………………………………………………………………13

    §3  Субвенции………………………………………………………………17

   §4  Иные средства финансовой помощи…………………………………20

Глава 3. Предложения по сокращению перевода средств финансовой помощи на муниципальный уровень………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………….…...23

Список литературы…………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года впервые закрепила положение о создании в Российской Федерации местного самоуправления, не входящего в систему органов государственной власти. Таким образом, было положено начало формированию в Российской Федерации нового уровня публичной власти, основной задачей которого является решение вопросов местного значения исходя из интересов местного населения.

 Как известно осуществление  любой публичной власти требует  определенных финансовых затрат. Авторами Конституции РФ предполагалось, что система органов местного  самоуправления, как независимый  уровень публичной власти будет  располагать финансовыми средствами, которые покроют в полном объеме  расходы.

По данным Минфина России за 2007 год, 59% местных бюджетов исполнены с профицитом, 36% – с дефицитом и только 5% сбалансированы. Однако и профицит – не признак переизбытка средств, а следствие некорректного подсчета: субсидии из вышестоящих бюджетов поступают в конце года и не успевают осваиваться, либо результат завышения показателей.

Практика показывает, что органам местного самоуправления не хватает своих финансовых средств для самостоятельного функционирования.

Доля финансовой помощи для сбалансирования, которая выделяется из вышестоящих бюджетов, возрастает с каждым годом. Таким образом, органы местного самоуправления оказались в полной зависимости от органов государственной власти, которые формируют значительную часть местных бюджетов. Муниципальные образования перестают обладать экономической, финансовой самостоятельностью.

Перед государством встает проблема обеспеченности муниципального уровня для нормального функционирования. Данная проблема является актуальной в настоящие время и необходимо найти пути её решения.

Глава 1. Межбюджетные отношения, как взаимоотношения между государственными и муниципальными органами в рамках оказания финансовой помощи. 

 Финансовая помощь возникает  в качестве специального правового  режима бюджетных средств, возникающего  при реализации межбюджетных  отношений.

В статье 6  Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено: «межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса».1

Межбюджетные отношения возникают между органами местного самоуправления и органами субъектов Федерации по поводу достижения сбалансированности местных бюджетов, то есть обеспечения соответствия доходов и расходов, и эти отношения между бюджетом субъекта Федерации и местным бюджетом является составной частью межбюджетных отношений в Российской Федерации, которая включает в себя межбюджетные отношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Федерации.

Эти отношения отличаются отсутствием равенства между сторонами отношений – дарующим бюджетом и получающими. Это неравенство вытекает из свойств самой бюджетной системы (её унитарности, иерархичности, централизации), а также из того факта, что в качестве финансовой помощи используются собственные средства дарующего бюджета. Собственник предоставляемых средств (дарующий бюджет), является сильной стороной в межбюджетных отношениях, обеспеченный правомочиями, а субъект правоотношений, принимающий финансовую помощь, -  слабой стороной, обремененный большими обязанностями. 2 

В процессе этих межбюджетных отношений достигается или должно быть достигнуто выравнивание уровней с точки зрения экономического потенциала, социального обеспечения и т.д. В этом же процессе вырабатываются нормативы минимальной бюджетной обеспеченности и в конечном итоге должны быть реализованы государственные социальные стандарты, поэтому значимость этих отношений чрезвычайно велика.3

Муниципальные образования вынуждены поддерживать межбюджетные отношения с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законодатель не оговаривает по поводу чего возникают эти отношения, вся глава 16 БК РФ «Межбюджетные трансферты» свидетельствует о том, что объектом межбюджетных отношений является финансовая помощь. Содержанием межбюджетных отношений, по смыслу 16 главы БК РФ, прежде всего является деятельность государственных и муниципальных органов по представлению или получению денежных средств в рамках оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Программой развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года было определено, что главными задачами реформирования межбюджетных отношений является формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов.

Иначе говоря, современный механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством оказания финансовой помощи должен быть настроен на корректирование диспропорций в стоимости и потреблении государственных услуг в различных регионах страны.

А так как федеральное правительство обладает гораздо более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, то оно может и обязано посредством оказания финансовой помощи за счет средств, аккумулированных в федеральном бюджете, устранять дисбаланс в развитии регионов.4

Таким образом, целью финансовой помощи является сокращение различий (выравнивание) уровня душевых доходов территориальных бюджетов, финансового обеспечения полномочий, делегируемых для исполнения органами государственной власти субъектов Федерации и муниципальной системы управления, а также для поддержки социально значимых мероприятий и реализации целевых программ.

Однако в оказание финансовой помощи есть плюсы и минусы. Плюсы в том, что обеспечивается равноправие всех муниципальных образований, то есть каждое имеет право на то, чтобы к нему применялся этот порядок и эти формы. С другой стороны, минус в том, что это, конечно, не всегда позволяет учесть особенности каждого конкретного муниципального образования, а понятно, что муниципальное образование в Москве и в Амурской области – это разные муниципальные образования со всех точек зрения.

Структура бюджетной системы России позволяет выделить вертикальные и горизонтальные межбюджетные отношения. Вертикальные отношения возникают между различными уровнями публичных субъектов. Горизонтальные межбюджетные отношения – отношения между бюджетами одного уровня (например, между местными бюджетами), могут возникать по поводу предоставления финансовой помощи другому субъекту одного уровня бюджетной системы либо по поводу объединения финансовых средств для решения общих проблем.5

  Горизонтальные межбюджетные отношения  достаточно широко распространены, а именно: муниципальные образования  объединяют средства на содержание  «совместных» органов: например, в  Санкт-Петербурге практикует содержание  органов опеки и попечительства  несколькими муниципальными округами. В ФЗ - №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 8 разрешает на договорной основе объединение финансовых средств муниципальных образований. 

В Бюджетной кодексе закреплены формы финансовой помощи, то есть формы межбюджетных трансфертов.

Согласно статье 135 БК РФ эта помощь предоставляется в следующих формах:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
  • субсидий местным бюджетам;
  • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

 Межбюджетные трансферты, существующие в России, можно  разделить на следующие группы: нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности; целевые трансферты; компенсационные выплаты.

Бюджетам муниципальных образований межбюджетные трансферты оказываются из бюджетов субъектов Федерации.

 

 

2 Глава. Предоставление  финансовой помощи местным бюджетам.

В соответствии с действующим финансовым, бюджетным законодательством финансовая помощь в форме дотаций, субсидий, субвенций, целевых программ и кредитования. Данные формы есть узкоспециализированная помощь, как правило, бюджета вышестоящего уровня нижестоящему в бюджетной системе Российской Федерации. 

Все существующие виды финансовой поддержки, с одной стороны, прямая помощь местным бюджетам муниципальным образованиям в виде трансфертов; но в то же время они имеют и отличительные особенности по характеру предоставления и по условиям возврата. 

§1. Дотация

Дотация -  межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.6

Статьями 136-138 БК РФ определяется  дотация, как средство выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дотации как один из специальных  методов регулирования бюджетных отношений используется в муниципальных образованиях по следующим позициям:

  1. выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений

Согласно ч.1 ст. 137 Бюджетного кодекса дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.

  1. выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)

Система финансовой помощи бюджетам других уровней направляется на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов, хотя процесс выравнивания не есть основная задача вышестоящего бюджетного уровня. Предоставление трансфертов есть выравнивание возможностей предоставление гражданам основных бюджетных услуг, вне зависимости от места их проживания.7

 Выравнивание уровня  бюджетной обеспеченности поселений  означает предоставление следующих  дотаций:

  1. из образуемого регионального фонда финансовой поддержки поселений в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации. В данном случае проводится первично выравнивание на основе налогового потенциала и специфики  расходных потребностей поселений;
  2. из образуемого районных фондов финансовой поддержки поселений в составе расходов бюджетов муниципальных районов. Здесь достигается более ровное выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в основном, путем более точного учета природно-климатических и социально-экономических факторов и условий, оказывающих влияние стоимость предоставления бюджетных услуг.8

Информация о работе Средства финансовой помощи местным бюджетам