Социально-экономическое положение и его влияние на развитие муниципальных образований г.Магнитогорск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:30, реферат

Краткое описание

Магнитогорск является вторым по численности населения городом Челябинской области и одним из крупных индустриальных центров России с общей численностью населения чуть больше 400 тыс. человек. Его градообразующим предприятием является ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», чья доля в общегородском объеме производства составляет 82%.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Муниц управ1.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ

     

 

Социально-экономическое  положение и его влияние на развитие муниципальных образований г.Магнитогорск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Магнитогорск

2012

 

 

 

Социально-экономическое развитие г.Магнитогорск

Магнитогорск является вторым по численности населения  городом Челябинской области и одним из крупных индустриальных центров России с общей численностью населения чуть больше 400 тыс. человек. Его градообразующим предприятием является ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», чья доля в общегородском объеме производства составляет 82%.

Определяющее  влияние на социально-экономическое  положение г. Магнитогорска оказывает  ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат. Именно развитие ММК и  его социально-ответственная позиция  ведут за собой развитие городской  экономики в целом, а уровень финансового благополучия ММК позволяет городу обеспечивать формирование инвестиционных программ. Сегодня комбинат обладает большим запасом конкурентоспособности за счет более низких издержек. Благодаря хорошей конъюнктуре международных рынков ММК реализует масштабные программы модернизации. Однако международная конъюнктура может достаточно быстро измениться, что повлечет за собой и резкое изменение ситуации в городе. При этом основными рисками ОАО «ММК», в наибольшей степени влияющими на развитие города, по нашему мнению, являются:

  • отраслевые риски (цикличность спроса, нестабильность цен, консолидация конкурентов, сырьевая база);
  • страновые и региональные риски;
  • финансовые риски;
  • правовые риски;
  • экологические риски.

От степени развитости отношений между администрацией города и предприятия зависит стабильность социальной ситуации и устойчивость экономики города. Наиболее перспективным направлением в рамках данной точки роста будет формирование промышленно-производственного, инновационного, научного и образовательного кластера на базе ОАО «ММК». Данное направление позволит активно развивать производство, привлекать дополнительные инвестиции. Динамичные процессы глобализации современной экономики в городе выражаются в создании и развитии отраслевых ассоциаций. Также большое значение для современного города имеет развитие интеграционных процессов между научными школами, промышленностью, бизнес-структурами, образовательными учреждениями.

Следует особо обратить внимание на необходимость активизации  участия города в областных целевых программах. Так, в качестве одного из приоритетов развития области выделена государственная поддержка муниципальных образований, активно развивающих собственный налоговый потенциал и доходную базу местных бюджетов. И Магнитогорск, занимающий второе место среди городов области по отчислениям налогов в региональный бюджет, по праву заслуживает такой поддержки.

Не менее важно точно  сформулировать критерии выбора флагманских  проектов городского развития. Этот выбор не может определяться только традиционными показателями экономической эффективности. При выборе флагманского проекта также необходимо учитывать: соответствие миссии города; экономический эффект; социальный эффект; экологический эффект; позитивное влияние на развитие экономики города в долгосрочной перспективе; финансовые затраты (прямые и косвенные); возможности реализации на основе общественно-частного партнерства.

Основные проблемы города Магнитогорск:

1)Неблагоприятная демографическая ситуация. Превышение смертности над рождаемостью приводит к сокращению численности населения города. В связи с ужесточением законодательства по миграционной политике число мигрантов резко сокращается и миграционный прирост не компенсирует естественную убыль населения.

2) Сложная экологическая обстановка приводит к повышенной заболеваемости населения города.

3)  Значительная  удаленность  от важнейших центров России.

4) Значительная удаленность  сырьевой базы у ведущего градообразующего  предприятия ОАО «ММК» увеличивает  затраты предприятия и влияет  на его  стабильную работу.

5) Зависимость городской  экономики от конъюнктуры мирового  рынка черных металлов.

6)  Высокий уровень  преступности.

 7) Проблемы с финансированием городской бюджетной сферы связаны со значительным    снижением налоговых поступлений в бюджет города из-за перераспределения доходов в соответствии  с законодательством  не  в  пользу  города.

 8) Слабая инвестиционная активность. Большинство городских предприятий непривлекательны для зарубежных и отечественных инвесторов. 9) Значительный износ жилищного фонда, объектов соцкультбыта  и парка общественного авто- и электротранспорта из-за хронического недофинансирования в связи с отсутствием  бюджетных средств.

 

 

Стратегические  направления  развития  города

Согласно (Программе социально-экономического развития города Магнитогорска, осуществляющее силами администрации города с привлечением Магнитогорского городского Собрания депутатов, руководителей и специалистов предприятий города, представителей малого предпринимательства в соответствии с планом первоочередных мероприятий Правительства Челябинской области, с постановлением   главы города   «О разработке программы социально-экономического развития города Магнитогорска):

Основной  целью:

-является повышение уровня и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития экономики города, развитие трудового, производственного и интеллектуального потенциала

-увеличение доходов в целом по городу и на увеличение доходов городского бюджета и рациональное использование бюджетных средств и средств муниципальных предприятий и организаций.

В сфере экономики  главный стратегический ориентир - стабильный рост промышленных отраслей хозяйства и развитие строительного комплекса. В промышленности приоритетное развитие будет принадлежать черной металлургии, а также  пищевой отрасли. Потенциальные условия для развития  пищевой промышленности и всего продовольственного комплекса являются наиболее благоприятными.

В развитии строительного  комплекса приоритет отдается жилищному строительству, как способному оживить другие отрасли, связанные с домостроением.

В структуре экономики  города важнейшим направлением являться обеспечение устойчивого развития малого и среднего бизнеса.

Одним из основных приоритетов  в экономической политике остается привлечение инвестиций российских и зарубежных инвесторов, через создание привлекательного инвестиционного климата. Кроме того, важнейшим направлением  деятельности администрации города является координация работы по привлечению средств из вышестоящих бюджетов за счет вхождения в областные и федеральные целевые программы.

В сфере социального  развития общий анализ ситуации и  ресурсного обеспечения показывает, что в перспективе нереально  выйти на равномерное устойчивое повышение всех составляющих качества жизни населения города. Социальная сфера по своей экономической природе является сферой распределения ресурсов, поступающих из производственной сферы, поэтому необходимо выделить систему приоритетов.

Приоритеты I порядка, на реализацию которых обращается первоочередное внимание:

- адресная социальная  защита;

- охрана здоровья и  медицинское обслуживание.

Приоритеты II порядка  имеют самостоятельную позитивную динамику:

- образование;- культура;- физическая культура и спорт;- молодежная политика.

В связи со значительным недофинансированием социально - культурной сферы: здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры и туризма в качестве первоочередной меры по стабилизации деятельности этих учреждений необходимо повышение доли внебюджетного финансирования за счет населения, в т.ч. расширения перечня платных услуг, получения спонсорской помощи, увеличения  родительской платы и других доходов.

В соответствии с поставленными  целями, главной задачей администрации города на является обеспечение стабилизации в экономической и социальной сфере, сохранение и развитие основных предпосылок для сохранения и активизации  экономического роста.

Сложившаяся в городе социально - экономическая ситуация диктует необходимость разработки и принятия ряда мер, направленных на повышение эффективности социальной политики. Стратегической целью является повышение качества жизни населения, преодоление бедности, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни жителей города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий анализ социально-экономического положения города

 

Создают основу для выполнения наиболее важного элемента стратегического управления – обоснования нового стратегического выбора города. В рамках решения этой задачи администрации города необходимо определить «полюса» перспективного роста, вокруг которых формируются доминантные функции, реализуемые городом в перспективе. При этом следует отметить три обстоятельства,имеющих принципиальный характер.

Во-первых, определяющим критерием  при обосновании наиболее рационального варианта стратегического выбора являются подготовленные органами местного самоуправления предложения о приоритетных направлениях социального развития.

Во-вторых, важнейшим элементом  стратегического выбора города является обоснование его перспективной специализации.

В-третьих, собственно стратегический выбор города должен быть единственным (хотя вариантов может быть несколько) и осуществленным с учетом следующих требований:

- обеспечить реализацию важнейших  социальных приоритетов;

- быть экономически эффективным, обеспечивать достижение стратегических целей с

наименьшими затратами;

- минимизировать риски (социальные, экологические, политические, техногенные  и

т.п.), связанные с реализацией  городом своего нового стратегического  выбора.

Внутренним стимулом к поиску нового стратегического выбора города являются противоречия. В качестве главного противоречия развития города можно рассматривать структурно-функциональное противоречие между специализацией города и необходимостью

комплексного развития, продиктованного современными социально-экономическими тенденциями. С одной стороны, уровень экономического развития моно-специализированного города практически полностью определяется эффективностью функционирования отрасли, выступающей в роли специфического "локомотива". С другой стороны, посредством комплексного развития города необходимо обеспечить сбалансированность развития различных сфер жизнедеятельности людей, улучшение

качества жизни населения, создать  возможность для расширения деятельности предприятий,

не являющихся градообразующими.

Сценария развития города Магнитогорска:

- инерционное развитие города;

- развитие города как моно-специализированного центра металлургической промышленности;

- развитие города как многофункционального  центра регионального значения  с сохранением

промышленной специализации.

Первый сценарий «Инерционное развитие города» может быть реализован независимо от стадии жизненного цикла градообразующего предприятия, второй и третий сценарии предназначены для реализации в городах, где градообразующие предприятия находятся на стадии стабильного развития. Именно такая ситуация существует в городе на сегодняшний момент. Соответственно все три сценария могут быть реализованы в городе с одинаковой степенью вероятности. Выбор приоритетного сценария развития зависит лишь от политической воли и желания населения города и администрации города. Он характеризуется отсутствием активных действий администрации города в сложившейся ситуации. В его основу положено предположение о неизменности характера управления в прогнозируемом интервале времени в условиях слабой изменчивости внешней среды. Этот сценарий не предусматривает акцентов на конкретных целях и направлениях социально-экономического развития города. Перспективы города будут определяться в большей мере внешними движущими силами, возможностями городского сообщества и муниципальных структур адаптироваться к складывающейся ситуации. При этом город становится незащищенным перед факторами внешней среды. В частности, сильное влияние на развитие города будут оказывать следующие факторы внешней среды: ситуация на мировых металлургических рынках, цикличность развития экономической системы, негативные тенденции депопуляции населения, повышенный уровень зарегистрированной безработицы, усиление оттока молодежи, не имеющей достаточного спектра возможностей для продолжения образования и профессиональной самореализации. В те моменты, когда металлургическое производство будет находиться на стадии подъема и устойчивого развития, усилится разрывмежду достаточно высоким уровнем доходов и предоставляемыми в рамках города возможностями удовлетворения потребностей населения. Второй сценарий «Развитие города как моно-специализированного центра металлургической промышленности» предполагает сохранение сложившейся моно-специализации города в сочетании с проведением активной политики администрации города по привлечению инвестиций и мобилизации внутренних финансовых ресурсов для использования в тех секторах экономики города, которые являются наиболее

Информация о работе Социально-экономическое положение и его влияние на развитие муниципальных образований г.Магнитогорск