Состояние и развитие здравоохранения (на примере городского округа Самара)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта – высоких показателей здоровья людей.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение состояния и развития системы здравоохранения г.о. Самара.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Роль и место здравоохранения в системе отраслей муниципальной экономики…………………………………………………………………………….4
1.1. Роль и значение здравоохранения как отрасли общественного здоровья населения …………………………………………………………………………….4
1.2. Уровень доступности и качество оказания медицинской помощи в г.о. Самара ……………………………………………………………………………….14
2. Анализ состояния и уровня развития системы здравоохранения городского округа Самара……………………………………………………………….............18
2.1. Динамика медико-демографических показателей населения г.о.Самара ….18
2.2. Развитие сети учреждений здравоохранения ……………………………….22
3. Перспективы развития здравоохранения……………………………………….29
3.1. Приоритетный национальный проект Здоровье и его реализация в г.о. Самара ……………………….....................................................................................29
3.2. Модернизация системы здравоохранения в г.о. Самара………37 Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Состояние и развитие здравоохранения.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Муниципальная экономика»

на тему: «Состояние и развитие здравоохранения

(на  примере  городского  округа  Самара)» 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Роль и место здравоохранения в системе отраслей муниципальной экономики…………………………………………………………………………….4

1.1. Роль и значение здравоохранения как отрасли общественного здоровья населения …………………………………………………………………………….4

1.2. Уровень доступности и качество оказания медицинской помощи в г.о. Самара ……………………………………………………………………………….14

2. Анализ состояния и уровня развития системы здравоохранения городского округа Самара……………………………………………………………….............18

2.1. Динамика медико-демографических показателей населения г.о.Самара ….18

2.2. Развитие сети учреждений здравоохранения  ……………………………….22

3. Перспективы развития здравоохранения……………………………………….29

3.1. Приоритетный национальный проект Здоровье и его реализация в г.о. Самара ……………………….....................................................................................29

3.2. Модернизация системы здравоохранения в г.о. Самара………37 Заключение………………………………………………………………………….43

Библиографический список………………………………………………………..45

Приложения…………………………………………………………………………47 
 
 
 
 
 

Введение

     Здравоохранение – это наука, изучающая закономерности общественного здоровья, факторы, его формирующие, закономерности общественного здравоохранения и разрабатывающая оптимальные организационные формы охраны здоровья населения.

     Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся.

     Правительство Самарской области на протяжении многих лет последовательно реализует  в сфере здравоохранения комплекс мероприятий, направленных на создание материально-технических и кадровых возможностей для внедрения передовых организационных и клинических технологий, выполнения федеральных стандартов медицинской помощи. Проводится  систематическая работа по приведению инфраструктуры отрасли в соответствие с современными  медико-технологическими требованиями и финансово-экономическими условиями бюджетно-страховой модели государственной системы  здравоохранения.

     Актуальность  темы настоящей курсовой работы обусловлена  тем, что главной целью отрасли  здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта – высоких показателей здоровья людей.

     Целью исследования данной курсовой работы является изучение состояния и развития системы здравоохранения г.о. Самара.

  1. Роль и место здравоохранения в системе отраслей муниципальной экономики.
  2. 1.1. Роль и значение здравоохранения как отрасли общественного здоровья населения.

     Система здравоохранения становится органическим элементом существующего экономического пространства. Одновременно здравоохранение  становится отраслью, которая потребляет огромное количество материальных и  трудовых ресурсов. Причем объемы потребления этих ресурсов увеличиваются достаточно высокими темпами.

     В обществе, с одной стороны, значительно  возрастают объемы оказываемых населению  медико-профилактических услуг, с другой, -усиливается роль и значение системы здравоохранения как крупной отрасли экономического пространства, имеющей множественные связи и отношения в общей производственно-социальной структуре государства.

     Сегодня более 30 отраслей общественного хозяйства  прямо или косвенно связаны со сферой здравоохранения. Это, к примеру, медицинская промышленность, капитальное строительство, фармацевтическая промышленность, приборостроение, специальные отрасли текстильной, пищевой промышленности, машиностроение, транспорт и др.1

     Цель  экономики здравоохранения - изучение экономических отношений, хозяйственных (производственных) контактов, складывающихся между людьми в процессе обеспечения медицинской деятельности.

     Объектом  исследований экономики здравоохранения  являются экономические отношения  в сфере здравоохранения.

     Основные  задачи экономики здравоохранения:

     -определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

     -расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

     - изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения;

     -расчет и оценка экономической эффективности лечебно диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;

     -оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии, диагностические центры и др.);

     -экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;

     -разработка и оценка эффективных форм оплаты труда медицинских работников;

     -расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей);

     -подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.

     Экономика здравоохранения, использует следующие  методы, для анализа экономических  взаимоотношений в здравоохранении:2

     -математически-статистический метод, позволяющий оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами;

     -балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;

     -экспериментальный метод, позволяющий отработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.

     Здравоохранение влияет на развитие экономики народного  хозяйства через сохранение здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни).

     Охрана здоровья граждан – совокупность мер политического, экономического, правового, медицинского, санитарно-противоэпидемического, социального, научного характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, организациями, должностными и иными лицами, гражданами, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи.3

     Законодательство  об охране здоровья граждан состоит  из Конституции Российской Федерации, Федерального закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Основными принципами охраны здоровья граждан  в Российской Федерации являются:

     1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

     2) доступность медицинской помощи;

     3) недопустимость отказа в оказании  медицинской помощи при угрозе  жизни человека;

     4)добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства;

     5) соблюдение врачебной тайны;

     6) приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан;

     Соблюдение  прав человека и гражданина в сфере  охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий включает в себя:

     1. Мероприятия по охране здоровья  граждан должны проводиться с  соблюдением общепризнанных прав  и свобод человека и гражданина.

     2. Проведение мероприятий по охране  здоровья не должно носить бесчеловечный характер или унижать честь и достоинство граждан.

     3. Никто не может быть подвергнут  дискриминации по причине заболевания  или иного состояния здоровья.

     4. Государство обеспечивает гражданам  охрану здоровья независимо от  пола, расы, возраста, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

     Принцип доступности медицинской помощи означает свободный доступ к услугам в сфере охраны здоровья граждан вне зависимости от географических, экономических, социальных, организационных или языковых барьеров, а также своевременное оказание медицинской помощи.4

     Доступность медицинской помощи обеспечивается путем утверждения и реализации единых порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также территориального планирования размещения медицинских организаций и иных объектов инфраструктуры охраны здоровья граждан.

     Организация сферы охраны здоровья граждан в Российской Федерации осуществляется путем:

     1) разработки и осуществления мероприятий  по профилактике возникновения  и распространения заболеваний,  в том числе социально значимых  и представляющих опасность для  окружающих, формированию здорового образа жизни населения;

     2) организации оказания первой  помощи, всех видов медицинской  помощи;

     3) государственного регулирования  осуществления отдельных видов  деятельности в сфере охраны  здоровья граждан;

     4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

     5) обеспечения населения лекарственными  препаратами, специализированными  продуктами лечебного питания  и медицинскими изделиями.

       Организация сферы охраны здоровья граждан в Российской Федерации основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

     Государственную систему здравоохранения составляют:

     1) федеральные органы исполнительной  власти в сфере охраны здоровья  граждан и их территориальные  органы, Российская академия медицинских наук;

     2) исполнительные органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации в сфере охраны здоровья  граждан;

     3) подведомственные федеральным органам  исполнительной власти, государственным  академиям наук и исполнительным  органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации, аптечные организации, учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, государственные судебно-экспертные учреждения и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья граждан.

     Муниципальную систему здравоохранения составляют:

     1) органы местного самоуправления  муниципальных районов и городских  округов, которым органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации в установленном порядке делегированы полномочия по организации оказания медицинской помощи гражданам на территории муниципального образования;

     2) подведомственные органам местного  самоуправления медицинские организации,  аптечные организации и иные  организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья граждан.

Информация о работе Состояние и развитие здравоохранения (на примере городского округа Самара)