Создание, государственная регистрация политических партий и прекращение их деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о создания, регистрации и приостановлении деятельности политических партий, безусловно, является актуальным, так как политические партии являются важнейшей частью политической системы Российской Федерации. В отличие от других объединений, действующих на политической арене (профессиональных и предпринимательских союзов, так называемых групп давления и т.п.), партии, преследуя собственные политические цели, открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него - всем обществом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Создание политических партий …………………………………………...5
2. Приостановление деятельности политических партий ………………...13
3. Ликвидация политических партий ……………………………………….17
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по кон. праву.docx

— 45.53 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

ВятГУ.

Юридический факультет.

Кафедра: «Государственная правовая дисциплина»

Курсовая работа по теме: «Создание, государственная регистрация политических партий и прекращение их деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы Ю22

Василевский Андрей Дмитриевич.

Проверила Чапайкина Ирина Геннадьевна

 

 

 

 

Киров 2013

           Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

    1. Создание политических партий …………………………………………...5

     2. Приостановление  деятельности политических партий  ………………...13

     3. Ликвидация  политических партий ……………………………………….17

Заключение ………………………………………………………………………25

Список использованной литературы …………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Вопрос о создания, регистрации и приостановлении деятельности политических партий, безусловно, является актуальным, так как политические партии являются важнейшей частью политической системы Российской Федерации. В отличие от других объединений, действующих на политической арене (профессиональных и предпринимательских союзов, так называемых групп давления и т.п.), партии, преследуя собственные политические цели, открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него - всем обществом.

Надо отметить, что в политической истории России долгое время не признавался принцип многопартийности, а у власти с 1917 года по 1991 года фактически находилась одна партия - коммунистическая. Лишь в 90-е годы ХХ века, возродилась многопартийность. Право на объединение было закреплено в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. 
Право каждого на объединение, как следует из статьи 30 часть 1 Конституции Российской Федерации относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии, и включает в себя право свободно создавать объединения для защиты своих интересов и свободу деятельности общественных объединений.

Но статья 30 Конституции Российской Федерации непосредственно не закрепила право граждан на объединение в политические партии. Однако, по её смыслу данное право, включающее право создания политической партии и право участия в ее деятельности, является неотъемлемой частью права каждого на объединение, а свобода деятельности политических партий как общественных объединений гарантируется.

Формирование российских партий началось в 1989 году, однако, отдельное правовое регулирование они получили только в середине 2001 года с принятием Федерального закона «О политических партиях» (далее по тексту работы – Закон о партиях. В настоящее время в России существуют десятки политических партий. При этом в Федеральном собрании Российской Федерации представлены всего 4 партии. На практике создание новых партий в настоящее время затруднено. Специалисты считают, что это связано с завышенными требованиями к созданию политических партий в России.

Актуальность работе придает и то, что проблема правового статуса политических партий относится к наименее разработанным в юридической науке России, а именно в науке конституционного права Российской Федерации. Проблематика политических партий всегда широко разрабатывалась политологами, историками. С принятием Закона о партиях стал возможен пересмотр места группы норм, регулирующих статус политических партий в системе конституционного права Российской Федерации. Несмотря на указанные важные изменения правового регулирования политических партий в Российской Федерации, по-прежнему не существует достаточного количества научных работ, имеющих своей главной целью всестороннее изучение партий как правового явления, как института конституционного права. При этом определенный интерес по данной теме имеют работы таких исследователей как М.В. Баглай, А. Г. Головин, Л.Ю. Грудцына, В. А.Лебедев, В. В.Киреев и ряда других.

Исходя из актуальности, целью работы является изучение проблемы создания, регистрации и приостановлении деятельности политической партии в Российской Федерации.

 

 

  1. Создание политических партий и государственная регистрация политических партий

 

Правоспособность любого юридического лица - это его способность иметь гражданские права и исполнять гражданско-правовые обязанности. Правоспособность находится в тесной связи с дееспособностью, которая представляет собой способность самостоятельно своими действиями приобретать и исполнять гражданские обязанности, в т.ч. нести ответственность.

В п. 3 ст. 11 Федерального закона 2001 г. "О политических партиях" указывается, что "со дня создания" политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием своих региональных отделений и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц.

Правоспособность и дееспособность политической партии как юридического лица возникают в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в полном объеме с момента государственной регистрации и прекращаются с момента завершения ее ликвидации.

Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Политическая партия подлежит государственной регистрации, как и ее региональные отделения, в соответствии с Федеральным законом 2002 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О политических партиях" специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Подтверждением государственной регистрации политической партии является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии в Единый государственный реестр юридических лиц, при регистрации регионального отделения партии запись об этом также вносится в Единый государственный реестр юридических лиц.

Заявление о государственной регистрации подается в двух экземплярах, представляется на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Заявление представляется непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом 2002 г. для государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона 2002 г. при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

К заявлению о государственной регистрации в обязательном порядке прилагается устав политической партии в двух экземплярах, он должен содержать положения, изложенные в ст. 21 Федерального закона "О политических партиях": цели и задачи политической партии; ее наименование, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются); условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов; порядок учета членов политической партии; порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений; порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов; порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу; права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений; порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах; основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением списков; порядок выдвижения политической партией и (или) ее региональным отделением кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ в случаях, предусмотренных ст. 26.1 Федерального закона "О политических партиях".

Важной особенностью регистрации политической партии является то, что при этом обязательно представляется программа политической партии, определяющая принципы ее деятельности, цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач. Однако следует иметь в виду, что Закон запрещает регистрирующему органу оценивать содержание программы по соображениям целесообразности включения в нее тех или иных положений, кроме наличия призывов к экстремистской деятельности и ее поддержки, так же, как и положений националистического толка.

Федеральный закон о политических партиях говорит о двух путях создания политической партии - на ее учредительном съезде или же путем преобразования в партию общественной организации, общественного движения. Принципиально это не отражается на представляемых на регистрацию документах, но имеет значение для оформления соответствующих процедур и сопроводительных документов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. А в соответствии со ст. 9 того же Закона общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Надо сказать, что практика не изобилует примерами преобразования в политические партии иных общественных организаций. Более распространенным стал иной путь. Как известно, при проведении выборов в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. в них принимали участие большое количество официально неполитических общественных объединений, провозгласивших в своих уставах, что они участвуют в выборах путем выдвижения кандидатов, чего на том этапе было достаточно. Однако скоро стало ясно, что огромное число участников избирательных кампаний не позволяет избирателям разобраться в программах, дезориентирует людей. Для выхода из создавшегося положения была придумана концепция политических общественных объединений - таковыми должны были объявить себя политические партии, а также общественные движения и общественные организации политической направленности. Однако в реальности сокращения числа участников не получилось, поскольку за год до декабрьских выборов 1999 г. в Государственную Думу зарегистрировались 132 политических общественных объединения - партий, иных общественных организаций, общественных движений.

С принятием в 2001 г. Федерального закона о политических партиях понятие политических общественных объединений было исключено из законодательства, устанавливалось, что общероссийские политические общественные объединения, созданные до вступления в силу Федерального закона 2001 г., должны были преобразовываться в политические партии в течение двух лет со дня его вступления в силу, иначе они прекращали свое существование.

Закон определил перечень документов, которые положено подавать в регистрирующий орган вместе с заявлением о государственной регистрации политической партии, создаваемой путем реорганизации. Наиболее важные требования состоят в том, что подаются: заверенные уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, копии решений съезда организации или движения об их преобразовании в политическую партию; о принятии устава политической партии и ее программы, о преобразовании региональных отделений организации или движения в региональные отделения политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования; заверенные уполномоченными лицами региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов РФ конференций или общих собраний этих региональных отделений с решениями об их преобразовании в региональные отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях.

Обязательным документом является также передаточный акт общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, составленный в соответствии с Гражданским кодексом РФ, согласно ст. 59 которого передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Согласно Федеральному закону "О политических партиях" не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации партия обязана зарегистрировать региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. Ранее соответствующие документы подавались в территориальные подразделения Федеральной регистрационной службы, теперь этим будут заниматься подразделения Министерства юстиции РФ в субъектах РФ. Напомним, что под региональным отделением политической партии Закон понимает ее структурное подразделение, созданное по решению уполномоченного руководящего органа партии и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации. В субъекте РФ, в состав которого входит автономный округ, может быть создано единое региональное отделение партии. Следовательно, Закон запрещает создание подразделений партии, охватывающих два и более субъекта Российской Федерации. Партия может иметь в качестве структурных подразделений местные и первичные отделения, создаваемые в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом.

Информация о работе Создание, государственная регистрация политических партий и прекращение их деятельности