Советская модель организации местной государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в теоретическом описании и получении представления о Советской модели организации местной государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику Советской модели организации местной государственной власти.
2. Выявить особенности данной модели.
3. Проанализировать данную модель от начала до конца.
4. Выявить положительные и отрицательные моменты данной модели.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические аспекты советской модели организации местной государственной власти........................................................................................

5
1.1 Характеристика советской организации местной государственной власти…………………………………………………………………………………
1.2 Особенности организации местной власти в советский период…………….
1.3 Местные Советы депутатов и органы общественного самоуправления.……………………………………………………………………..

5
15

17
Глава 2. Окончание советской модели………………………..……………………
2.1 Конец советской модели местного управления………………………………
2.2 Положительные и отрицательные моменты данной модели………………..
19
19
22
Заключение…………………………………………………………………………...
25
Библиографический список………..………………………………………………..
27

Вложенные файлы: 1 файл

OMU_sovetskaya_model.docx

— 43.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...

3

Глава 1. Теоретические аспекты советской модели организации местной государственной власти........................................................................................

 

5

1.1 Характеристика советской организации местной государственной власти…………………………………………………………………………………

1.2 Особенности организации  местной власти в советский период…………….

1.3 Местные Советы депутатов  и органы общественного самоуправления.……………………………………………………………………..

 

5

15

 

17

Глава 2. Окончание советской модели………………………..……………………

2.1 Конец советской модели  местного управления……………………………

2.2 Положительные и отрицательные моменты данной модели………………..

19

19

22

Заключение…………………………………………………………………………...

25

Библиографический список………..………………………………………………..

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Советская модель возникла стихийно в России в ходе революции 1905-1907 годов и окончательно утвердилась после взятия большевиками власти в 1917 году.

Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по самой своей природе государством централизованным. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти.

Революционные, события 1917 г. в России положили начало принципиально новому, беспрецедентному по своим последствиям этапу организации власти на местах. Слом государственной машины на всех иерархических уровнях власти и замена ее новым государственным аппаратом с самого начала сопровождались реализацией ленинской идеи сращивания государственной власти и местного самоуправления, единства всех высших и местных органов (сверху донизу) государственной власти. На месте разрушенной российской государственной машины была организована власть Советов, что означало создание и государственное оформление диктатуры рабочего класса под руководством коммунистической партии.

Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурными частями единого централизованного государственного аппарата управления.

Актуальность данной темы как теоретической, так и практической заключается в том, что изучая развитие местной государственной власти в России нельзя понять ее и оценить без Советского периода, который продолжался более 70 лет.

Объектом курсовой работы является организация местной государственной власти.

Предмет – Советская модель организации местной государственной власти.

Цель данной работы заключается в теоретическом описании и получении представления о Советской модели организации местной государственной власти.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику  Советской модели организации  местной государственной власти.

2. Выявить особенности  данной модели.

3. Проанализировать данную модель от начала до конца.

4. Выявить положительные и отрицательные моменты данной модели.

 Своеобразие исторического момента заключалось в том, что роль и значение Советов были изначально политизированы: они рассматривались, прежде всего, как ячейки осуществления новой власти - диктатуры пролетариата и представлялись не столько органами решения местных проблем на основе общественной самодеятельности, сколько органами, посредством которых «трудящиеся и эксплуатируемые массы» реализовывали бы свои классовые интересы.

Для написания курсовой работы были использованы монографии, статьи по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты советской модели организации местной государственной власти

1.1 Характеристика советской организации местной государственной власти

 

На смену земской модели пришла Советска модель организации местной государственной власти. Что изменилось в ней легче представить в виде таблице.

Советская модель организации местной государственной власти сменила прежнюю земскую модель, и поэтому, мне бы хотелось, дать их сравнительную характеристику (что изменилось).

Измерение

Земская модель

Советская модель

Надмуниципальный уровень

Конституционный статус

Креатура императора

Национальная Конституция

Территориальная организация

Унифицированная двухуровневая (с учетом волостного самоуправления – трехуровневая) муниципалитеты

Полифункциональные

Унифицированная трехуровневая

 

 

 

Полифункциональные Советы

Распределение обязательств и полномочий

Малый объем

Большой объем формально, малый фактически

Институты участия муниципалитетов

Формально отсутствуют

Формально отсутствуют

Институты централизованного контроля и вмешательства

Умеренный административный контроль (губернаторы, МВД) и судебная система (Сенат)

Очень сильный партийный контроль со стороны КПСС

Межбюджетные отношения

Отсутствуют

Система централизованных трансфертов

Муниципальный уровень

Структура органов

Комиссия

Комиссия

Избирательная система

Многоступенчатые выборы по куриальной системе, система баллотировки (рейтинга с условием преобладания голосов «за»)

Прямые безальтернативные выборы по системе абсолютного большинства

Муниципальная служба

Общественная плюс профессиональная

Общественная плюс профессиональная на основе принципа номенклатуры органов КПСС

Взаимодействие с группами интересов

Патрон-клиентская система

Система «административного рынка»


 

В главах 8 (статья 73) и 19 Конституции СССР (1,25,27), в статьях 72, 109,137 Конституции РСФСР (2,22,36) используется термин «местные органы государственной власти и управления». К ним, согласно статье 145   Конституции СССР (1977г.),  отнесены Советы народных депутатов (и создаваемые ими органы),  образуемые в краях, областях, автономных областях и округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах1.

 Когда речь  идет о  советской системе местной государственной власти на уровне городских и сельских поселений, а также на районном уровне в сельской местности,  то правомерно,  использовать категорию  «советская организация местной государственной власти».

 Она рассматривается, в широком смысле слова - как система   органов местной государственной власти -  местных Советов депутатов, в узком же смысле – как совокупность структурных органов и подразделений местного Совета депутатов, наделенных  определенными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Основная миссия (цель) советской организации местной государственной власти состояла в защите интересов государства на территории местного Совета депутатов. Что же касается интересов местного сообщества, то они нередко отодвигались даже не второй, а на третий план2.

Следует учитывать, что на территории местного Совета депутатов могли функционировать не подведомственные ему другие хозяйственные и иные организации, которые нередко по своим материальным, финансовым и людским ресурсам превосходили потенциал данного органа местной власти. Поэтому интересы местного сообщества нередко руководителями этих организаций подменялись  «ведомственными» интересами. Местное население довольно часто являлось «заложником» их деятельности, а местные Советы депутатов оказывались неспособными обеспечивать защиту его интересов.

Формирование местных Советов депутатов осуществлялось посредством выборов, которые проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Вместе с тем у избирателей не было права действительного демократического выбора, так в законодательстве по выборам не предусматривалось таких норм  как самовыдвижение кандидатов, свободное ведение предвыборной агитационной кампании, контроль за деятельностью избирательных комиссий со стороны населения и т.п. Вместе с тем при подготовке и проведении выборов в местные органы государственной власти  предусматривалось ряд организационных форм участия населения. Среди них выделим следующие: избирательные комиссии, выдвижение кандидатов в депутаты через трудовые коллективы, встречи кандидатов в депутаты с избирателями, практика наказов избирателей и др.

Состав местных Советов депутатов, как правило, отражал, во-первых, социальную структуру советского общества, в которую включались два класса – рабочие и крестьяне, и прослойка – интеллигенция, во-вторых, возрастной состав избирателей; в третьих,  роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества.

Весь процесс формирования местных Советов депутатов, начиная от нарезки избирательных округов, подбора кандидатов в депутаты и кончая организацией выборов, находился под контролем местных партийных комитетов3.

В соответствии с Конституцией СССР (1977 г.) срок полномочий местных Советов депутатов составлял 2,5 года.

Статус и полномочия местных Советов депутатов.

Местный Совет депутатов представлял собой  советскую государственную управленческую организацию, содержание деятельности которой определялся его статусом в  иерархической системе органов государственной власти и управления, функциями, которыми наделялся данный орган местной власти.

Местный Совет депутатов выступал одновременно в качестве субъекта и объекта управления.

Если рассматривать местный Совет как субъект управления, то объектом управления являлись, как закреплялось это в советском законодательстве, вопросы местного значения. К их числу относились: руководство на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждение планов экономического и социального развития территории и местного бюджета; руководство подчиненными местным Советам депутатов государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Кроме вышеперечисленных вопросов местного значения местные Советы депутатов призваны были обеспечить  соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, оказывать содействие укреплению обороноспособности страны.

В то же время местный Совет депутатов представлял собой объект управления со стороны советских органов государственной власти вышестоящего уровня и партийных комитетов.

Деятельность местного Совета депутатов как  советской управленческой организации местной государственной власти необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый  из них связан с выполнением местным Советом депутатов властных полномочий как органа местной государственной власти, второй – с осуществлением  полномочий по руководству (управлению) организациями, находящимися в его непосредственном подчинении и финансируемыми  из местного бюджета.

Реализация властных полномочий. Местный Совет депутатов как орган государственной власти призван был обеспечивать на своей территории:

- выполнение текущих  и перспективных  планов экономического  и социального развития города, района; соблюдение законодательства  о порядке составления и представления  отчетных данных государственной  статистики;

- всеобщее обязательное  среднее образование молодежи; соблюдение  правил паспортной системы;

- своевременное и правильное  рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб граждан;

- исполнение Закона ССР  о всеобщей воинской обязанности  всеми должностными лицами и  гражданами, а также предприятиями, учреждениями и организациями;

- соблюдение законов СССР, РСФСР и автономной республики, других актов вышестоящих органов  государственной власти и управления  по охране государственного и  общественного порядка, социалистической  законности, прав и охраняемых  законом интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, кооперативных  и иных общественных организаций  и др. 

Как орган местной государственной  власти местный Совет депутатов принимал решения, которые носили общеобязательный характер для исполнения всеми  гражданами и организациями, расположенными на его территории.

Местный Совет депутатов  имел право заслушивать на сессиях и заседаниях исполкомах руководителей всех хозяйствующих субъектов, функционировавших на его территории по вопросам, находившимся в его компетенции. Данный орган местной власти был наделен правом осуществлять контроль за выполнением населением и организациями принятых им решений, а также решений вышестоящих советских органов государственной власти. В этих целях в составе городских и районных Советов депутатов создавалось соответствующее структурное подразделение  – комитет народного контроля.

Как орган местной государственной власти местный Совет депутатов назначал руководителей отдела внутренних дел, прокурора города, района, осуществлял контроль за работой этих органов.

Местный Совет депутатов как орган государственной власти  осуществлял координацию деятельности в решении вопросов местного значения предприятий, учреждений и организаций вышестоящего (ведомственного) подчинения в различных сферах народного хозяйства, расположенных на его территории.

Полномочия местного Совета депутатов по руководству подведомственными организациями. К ним относились предприятия и учреждения, которые содержались за счет местного бюджета и функционировали в различных сферах народного хозяйства (в жилищно – коммунальной, бытового обслуживания и торговли, образования, культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения и др.).

Информация о работе Советская модель организации местной государственной власти