Система муниципальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:43, реферат

Краткое описание

Под основами местного самоуправления понимаются объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть, т. е. основа – это тот фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство.

Вложенные файлы: 1 файл

система муниципальных финансов реферат.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Под основами местного самоуправления понимаются объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и  другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором  строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть, т. е. основа – это тот фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство.

Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической  и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.

Так, Европейская  Хартия местного самоуправления, раскрывая  в ст. 9 финансовые ресурсы органов  местного самоуправления, указывает, что  органы местного самоуправления имеют  право, в рамках национальной экономической  политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.

В Декларации о  принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества  в ст. 4, посвященной экономическим  основам местного самоуправления, отмечается, что законодательство о местном самоуправлении должно устанавливать права территориальных сообществ на материально-финансовые ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий. Территориальное сообщество следовало бы признать субъектом, осуществляющим владение, пользование, распоряжение собственностью соответствующей территории (муниципальной, коммунальной), наделить его возможностью самостоятельно и через органы местного самоуправления распоряжаться материально-финансовыми ресурсами.

Подобный подход получил свое отражение в российском законодательстве при регулировании  этих вопросов.

Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" в гл. V закрепляет финансово-экономическую основу местного самоуправления.

 

 

 

1. Экономическая  основа местного самоуправления

 

Экономическую основу местного самоуправления в соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составляют:

    • муниципальная собственность;
    • местные финансы;
    • имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления;
    • иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Состав муниципальной  собственности определен Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии со ст. 29 этого Закона, сюда входят:

    • средства местного бюджета;
    • муниципальные внебюджетные фонды;
    • имущество органов местного самоуправления;
    • муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
    • муниципальные предприятия и организации;
    • муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
    • муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
    • муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
    • другое движимое и недвижимое имущество.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Органы местного самоуправления, как это предусмотрено  ст. 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной  собственностью. В соответствии с законом они вправе:

    • передавать объекты этой собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам;
    • сдавать в аренду;
    • отчуждать, совершать с имуществом иные сделки;
    • устанавливать условия использования земель;
    • определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности;
    • определять в договорах и соглашениях условия использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст. 30 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Отношения органов  местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе подчиненности.

Органы местного самоуправления:

    • определяют цели, условия и порядок их деятельности;
    • осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги;
    • утверждают их уставы;
    • назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений, организаций;
    • заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения органов  местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. При этом органы местного самоуправления вправе координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В то же время они не могут устанавливать ограничения хозяйственной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Органам местного самоуправления предоставлено право:

    • выступать муниципальным заказчиком на выполнение работ по: благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры и т. д. с использованием собственных материальных и финансовых средств;
    • осуществлять в интересах населения внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законом.

 

2. Финансовая  основа местного самоуправления

 

2.1. Местные  финансы.

 

Финансовую  основу местного самоуправления составляют местные финансы, т. е. совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Они включают в себя:

    • средства местного бюджета;
    • государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
    • другие финансовые средства.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к местным бюджетам относятся  бюджеты муниципальных образований.

Бюджетный кодекс Российской Федерации относит местные  бюджеты к третьему уровню, входящему в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 10). Под бюджетом муниципального образования (с. 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации) понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

 

2.2. Доходы  местных бюджетов.

 

Доходы местных  бюджетов регулируются Федеральным  законом "О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 которого определяет доходную часть местных бюджетов, состоящую из:

    • собственных доходов;
    • поступлений от регулируемых доходов.

Доходная часть  может также включать финансовую помощь в различных формах и средства по взаимным зачетам.

Рассмотрим детально доходную часть местных бюджетов:

1. Местные налоги и сборы установлены ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации. К ним относятся:

    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц;
    • налог на рекламу;
    • налог на наследование или дарение;
    • местные лицензионные сборы.

2. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) доходы от  приватизации и реализации муниципального  имущества;

2) не менее  10% доходов от приватизации государственного  имущества, находящегося на территории  муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

3) доходы от сдачи в  аренду муниципального имущества,  включая аренду нежилых помещений,  и муниципальных земель;

4) платежи за пользование  недрами и природными ресурсами,  установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) доходы от проведения  муниципальных денежно-вещевых лотерей;

6) штрафы, подлежащие перечислению  в местные бюджеты в соответствии  с федеральными законами и  законами субъектов Российской  Федерации;

7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) не менее 50% налога  на имущество предприятий (организаций);

9) подоходный  налог с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

3. К собственным  доходам местных бюджетов относятся  также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.

Размеры минимальных  долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации.

К указанным  долям относятся:

1) часть подоходного  налога с физических лиц в  пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;

2) часть налога  на прибыль организаций в пределах  не менее 5% в среднем по субъекту  Российской Федерации;

3) часть налога  на добавленную стоимость по  товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;

4) часть акцизов  на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;

5) часть акцизов  на остальные виды подакцизных  товаров (за исключением акцизов  на минеральные виды сырья,  бензин, автомобили, импортные подакцизные  товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации.

4. К собственным  доходам местных бюджетов могут  относиться также другие платежи, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. В доходы местных бюджетов может включаться финансовая помощь, которая осуществляется в различных формах. Это:

► дотации, т. е. средства, предоставленные местным бюджетам из федерального бюджета и субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения;

► субвенции, т. е. денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок;

► средства финансовой поддержки муниципальных образований, т. е. денежные средства, образуемые в бюджете субъекта Российской Федерации для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и распределяемые в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей: численность населения муниципального образования, долю лиц пенсионного возраста в общей численности  населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности данного субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Система муниципальных финансов