Ресурсы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования усиливается также тем обстоятельством, что в условиях формирующегося рынка России значительно усложняются задачи местного самоуправления, формы его взаимодействия с федеральными и региональными властями, от которых в значительной мере зависит экономическая, организационная и правовая инициатива муниципальных властей. На их уровне практически осуществляется противоречивый процесс приватизации объектов государственной собственности, меняются организационно-правовые формы и источники инвестирования приватизированных объектов, т.е. обновляется само воспроизводство муниципального хозяйства. В то же время система управления этим хозяйством оказалась достаточно консервативной и инертной, не претерпела в ходе экономических реформ необходимых радикальных преобразований. Довольно часто реформирование самоуправления на местах происходило без четкого определения его нового, функционального содержания и реальных возможностей реализации. Все это определяет актуальность темы исследования, ее научную и практическую значимость, цель которого раскрыть содержание структуры управления муниципальным хозяйством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
1.1 МЕСТО МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.2 МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.3 ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
2.1 СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО ВИДЫ
2.2 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
2.3 УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
3.1 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
3.2 ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Управ муниц. хоз-во.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Организационные методы управления представляют собой  систему воздействия на организационные  отношения для достижения конкретных целей. К ним следует отнести организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы воздействия.

Экономические методы управления представляют собой  совокупность способов воздействия  путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач. Их можно осуществить при помощи финансово-ценовых рычагов, составления прогнозов, создания экономических стимулов, утверждения хозяйственного расчета.

Социально-психологические  методы управления представляют собой способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов, к которым можно отнести черты характера муниципального служащего, его способности, темперамент и т.д. Таковы методические основы муниципального менеджмента.

 

3.2 ОСОБЕННОСТИ  МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В  ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Устойчивое  функционирование городов и городских  поселений предусматривает наличие  двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах, товарах и услугах.

Основная задача управления городом состоит в  обеспечении пропорционального  развития обеих сфер местной жизни. Для успешного решения этих задач  возникает необходимость создания эффективной системы управления, основанной на новом механизме территориального хозяйствования и стратегическом подходе к развитию города. Такой механизм должен быть ориентирован на повышение качества жизни населения, на укрепление экономической самостоятельности и значимости городов, на повышение эффективности и комплексности развития данной территории, на создание благоприятных условий для конкурентного функционирования рыночных структур и привлечения инвестиционных ресурсов.

Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных  на достижение актуальных целей и  решение поставленных задач. Среди  них особое место занимает городское  хозяйство, которое представляет собой  жизненно важную сферу обеспечения услугами населения городов и общин.

В условиях, когда  местные органы власти были составной  частью государственного управления и  экономика всей страны управлялась  административными методами, в методах  управления системой отраслей городского хозяйства не было необходимости. В настоящее время новое гражданское законодательство приравнивает муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, развитием города в целом.

Так как основную роль реформирования предприятий городского хозяйства играет реформирование и  оптимизация управления отраслями  жилищно-коммунального хозяйства, для  основной массы населения муниципального образования наиболее острым и волнующим вопросом является повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и как следствие, повышенное внимание ко всему процессу проведения жилищно-коммунальной реформы. Важнейшими направлениями проводимой реформы являются:

- создание конкурентной  среды для предприятий, предоставляющих  услуги ЖКХ;

- контроль над  установлением тарифов предприятиями  - монополистами;

- обеспечение  социальной защиты населению.

Эффективность хозяйственной деятельности городских предприятий - одна из важнейших характеристик системы отраслей городского хозяйства, которая рассматривает всю систему с точки зрения соотношения затрат и результатов ее функционирования. В зависимости от того, какие затраты и особенно - какие результаты ставятся во главу угла, можно говорить об экономической, социально - экономической, социальной, экологической эффективности. Однако границы между всеми этими понятиями расплывчаты и сами эти понятия тесно взаимосвязаны.

Анализ и  формирование организационной структуры управления муниципальным предприятием, значение и задачи организационного проектирования, научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации предприятий городского хозяйства к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:

Во-первых, в  новых условиях в целом ряде случаев  нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют  требованиям рыночных отношений, создают  опасность деформации самих задач управления городским хозяйством;

Во-вторых, в сфере управления техническими системами городского хозяйства, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления;

В-третьих, создание структуры управления городским  хозяйством должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы  и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;

В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления городским хозяйством - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

муниципальный хозяйство собственность управление

По материалам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий  и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования. Деятельность, осуществляемая этими  предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по природе субъекты, то необходим и субъект, координирующий их деятельность в виде органов местного самоуправления. Таким образом, структура управления муниципальным хозяйством включает в себя объекты и субъект управления.

В качестве объектов управления выступают:

- муниципальные  предприятия, деятельность которых  полностью подчинена интересам  населения муниципального образования;

- иные предприятия  и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований.

В качестве субъекта управления выступают органы местного самоуправления.

Роль каждого  из названных элементов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары или услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию ? регулируют деятельности двух предыдущих элементов в интересах населения  муниципального образования.

В настоящее  время различают следующие виды муниципального хозяйства:

1. Коммунальная  модель. Характеризуется тем, что  основную тяжесть затрат на  реализацию общественных интересов  и потребностей несут сами  жители муниципального образования.

2. Коммунально-рентная  модель, которая использует ресурсы хозяйствующих субъектов в интересах муниципального образования.

3. Муниципально-рентная  модель.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I. Нормативно-правовые  акты

1. Гражданский  кодекс Российской Федерации,  часть 1, от 30.11.1994 г. №51-ФЗ в редакции от 27.12.2009 г. №352-ФЗ.

2. Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» от 6 октября  2003 г. №131-ФЗ.

3. Закон Санкт-Петербурга  «О заказ Санкт-Петербурга» от 20.05.1999 г. №91-18 в редакции от 20.11.2006 №555-89.

II. Литература

4. Алексеев Ю.П.  Основы местного самоуправления. - М.: Банки и биржи, 2005. - 358 с.

5. Бондарь Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право  и практика его реализации  в городском самоуправлении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 368 с.

6. Васильев М.В.  Генезис и логика развития  местного хозяйства в условиях  рыночной трансформации российской  экономики. - Р-н-Д.: Феникс, 2002. - 364 с.

7. Велихов Л.А.  Основы городского хозяйства. - М.: Наука, 1996. - 480 с.

8. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Просвещение, 1997. - 382 с.

9. Гаврилов А.И.  Проблемы повышения эффективности  местного самоуправления. - М.: Экзамен, 2004. - 377 с.

10. Гапоненко  А.Л. Управление экономическим  развитием. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 369 с.

11. Лексин В.Я., Швецов А.И. Государство и регионы:  теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2002. - 372 с.

12. Региональная экономика  / Под ред. Т.Г. Морозова, М.П.  Победина, Г.Б. Беляк. - М.: Банки и  биржи, ЮНИТИ, 2006. - 472 с.

13. Речицкая Л.В. Региональная  экономика. - М.: Банки и биржи, 2005. - 248 с.

14. Шумянкова Н.В. Муниципальное  управление. - М.: Экзамен, 2002. - 640 с.


Информация о работе Ресурсы муниципального хозяйства