Проблемы кадровой работы и пути их разрешения в муниципальных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - провести анализ кадровой работы в муниципальных органах, обозначить и исследовать имеющиеся в этой сфере проблемы, попытаться определить пути их разрешения.
Для достижения цели курсовой работы было необходимо решение следующих задач:
изучение категории "муниципальные служащие" с правовой точки зрения
рассмотрение функций, выполняемых службами управления персоналом

Содержание

Введение 3

Глава 1 Правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления 5
1.1 Законодательная база деятельности органов местного самоуправления 5
1.2 Функции управления муниципальной службы г.Магнитогорска 6

Глава 2 Проблемы кадровой работы в муниципальных органах 14
2.1 Характерные для большинства муниципальных образований проблемы кадровой работы 14
2.2 Проблемы кадровой работы в органах местного самоуправления на примере администрации г. Магнитогорска 18

Глава 3 Предложения по решению проблем кадровой работы в муниципальных органах 23

Заключение 28
Список использованных источников и литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц упр.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Проблемы кадровой работы  в муниципальных органах

 

2.1 Характерные для большинства  муниципальных образований проблемы  кадровой работы

К числу ключевых моментов прохождения службы в муниципальных органах управления следует отнести вопрос о должностных инструкциях. Одна из главных проблем работы с кадрами в муниципальных образованиях состоит в том, что должностные инструкции плохо работают. В должностных инструкциях поверхностно фиксируются существующее разделение труда на определенный момент и не учитываются происходящие в процессе работы изменения, в силу чего они теряют значение документа, регламентирующего работу данного служащего. Обязанности, права и ответственность, как правило, оказываются несбалансированными и несогласованными в масштабе муниципального образования. Должностные инструкции носят, чаще всего общий характер и тем самым теряется организующее и регулирующее значение этого документа. Не обеспечивается необходимая полнота и четкость при определении обязанностей, прав и ответственности персонала. Зафиксированные в должностной инструкции обязанности, права и ответственность работника оказываются оторванными от тех условий, которые необходимы для успешного выполнения порученного объема работы. Нет существа взаимоотношений с другими работниками и службами. Пересматриваются должностные инструкции редко и они часто не поспевают за изменениями в организации и технологии труда.

Люди при решении стоящих перед коллективом задач вступают на основе предписаний и указаний в должностные контакты. Наряду с этим они вступают и в неофициальные контакты. Наличие неформальных групп влияет на профессиональную деятельность трудового коллектива: разобщенность дезорганизует коллективные действия, сплоченность же организует их. Единение и разобщение являются отзвуком межличностных отношений, как последствие - межличностные конфликты. Часто межличностные трения и напряженность являются результатом отклонения от норм поведения самого руководителя.

Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной дисциплины на порученном участке работы - одна из важнейших обязанностей служащих. За невыполнение этих обязанностей они могут привлекаться к соответствующей юридической ответственности. В частности: дисциплинарная, уголовная, административная, материальная. Важнейшая проблема сегодняшнего дня - обновление нормативной базы законодательства, регулирующего трудовые отношения, включая применение той или иной ответственности, поскольку существующее законодательство не отвечает требованиям нашего времени. Полномочия субъекта Федерации по регулированию к муниципальной службе неоправданно занижены: «Закон предполагает, что муниципальное образование должно иметь хороший кадровый, правовой потенциал. Однако практика показывает, что картина в большинстве случаев противоположная. Большинство муниципальных образований являются сельскими поселениями, где нет специалистов. Они не могут самостоятельно разрабатывать и принимать нормативно-правовые акты, поэтому субъекту Федерации придется создавать и предлагать им методические проработки, модельные документы»[11]

 

Многие проблемы муниципального развития обусловлены правовым нигилизмом, профессиональной неподготовленностью и безответственностью кадров представительных и исполнительных органов местной власти.  Отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков глав муниципальных образований, депутатов и муниципальных служащих приводит к низкой эффективности управленческих решений и, как следствие, к потере авторитета органов местного самоуправления в глазах населения. Кроме того, в муниципальных органах власти отсутствуют программы профессионального развития как работающего там персонала, так и депутатского корпуса. В связи с этим основными задачами на одном из этапов реформы местного самоуправления стали подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров муниципальных служащих, которые должны быть адаптированы к новым реалиям федерального законодательства. Все это важно для местного самоуправления, особенно в период его становления, когда трудностей и проблем через край. [9]

В органах власти ключевые посты занимают те, кто считает, что специалиста - управленца как такового не существует - будущему управленцу якобы нужно "базовое" производственное образование, потом практика, а потом только он сможет кем-то руководить. Это стойкое заблуждение, из-за которого многие наши выпускники не востребованы на рынке труда.

Федеральный центр очень слабо работает в плане информирования и просвещения гражданских служащих (термин "гражданские служащие" объединяет два понятия - государственная гражданская служба как части служебной деятельности по исполнению государственных полномочий, и муниципальная служба)  в регионах относительно предстоящих реформ, существуют проблемы системы обратной связи, наблюдается большой информационный голод. Горизонтальный обмен информации между регионами тоже слабо налажен. Это объясняется тем, что это создает дополнительную нагрузку, на людей, которые итак заняты несколькими реформами одновременно. Можно было бы подумать о том, чтобы эту функцию институционализировать.

Что касается мотивации, то абсолютное большинство гражданских служащих считает, что главное достоинство их работы - стабильность. Стабильность зарплаты, занятости, условий труда. Руководители иногда называют в качестве мотивации возможность со временем применить свои навыки в коммерческом секторе, в то же время у них развиты так называемые надличностные идеалы, т.е. связанные со служением обществу. В то же  время младшие специалисты, которые при этом более молоды и по возрасту, демонстрируют прагматичные интересы и более индивидуалистическое сознание. Для них важно приобрести опыт работы, построить карьеру, использовать свою нынешнюю должность для дальнейшего роста. Преобладание женщин на гражданской службе возможно  в первую очередь связано именно с тем, что туда стремятся люди, ориентированные на стабильность. Это вид деятельности для людей, которые менее склонны к рискам, готовы идти на то, чтобы иметь невысокий заработок, но стабильные условия труда.

Относительно распределения мужчин и женщин по уровню службы - ответ очевиден - перекос в сторону женщин существует везде, кроме руководителей органов управления, где соотношение полов ровно в обратной пропорции. Возрастная структура тоже достаточно предсказуема. Костяк руководителей составляют люди, которым за пятьдесят, они по 20-25 лет работают на гражданской службе. В то же время  есть более молодые руководители от 30 до 40 лет, которые пришли на гражданскую службу со стороны - из бюджетного сектора, с государственных или (реже) частных предприятий.

Сейчас мы говорим про внедрение в госслужбу таких рыночных принципов, как конкуренция, конкурсность при приеме на работу, прозрачность, управление работой по проектной системе, отчетность по результатам, но, судя по тому, что там так мало людей, которым довелось в собственной жизни столкнуться с этим, внедрять их будет достаточно сложно.

Если мы хотим привлекать на гражданскую службу хорошие кадры, хотим иметь реальный конкурс на вакантные должности, то должны создать привлекательные условия для претендентов. Сюда входят та же самая предсказуемость карьеры, отсутствие опасения, что завтра с твоей кампанией может что-то случиться, - все это достаточно сильные мотиваторы, особенно учитывая, что в России условия для функционирования бизнеса, особенно малого и среднего, очень рискованные. Кроме того, стоит вопрос о повышении заработной платы гражданских служащих, чтобы она была конкурентна с частным сектором. При сравнении уровней оплаты труда по определенным специальностям с примерно сопоставимым кругом должностных обязанностей, мерой ответственности, количеством подчиненных и объемом средств, которыми работник распоряжается, получилось, что невысокие должностные позиции на гражданской службе в регионах вполне конкурентоспособны по уровню оплаты, но чем выше должность, тем более заметным становится разрыв. Т.е. привлечь человека на гражданскую службу не проблема, проблема удержать его, когда он дорастет до уровня качественного управленца. А если трудно привлечь и удержать качественных руководителей, то все недостатки, которые свойственны некачественным руководителям, транслируются вниз по служебной лестнице.

Современное комплектование кадрами, особенно ключевых подразделений муниципальных образований, становится невозможным без четкого планирования этой работы, разработки концепции и реализации кадровой политики.

Каждый служащий имеет собственный «административный вес». Многие из них более-менее заменимы в достаточно короткое  время. Сложнее заменимы их совокупный опыт, организационные связи, система административных знаний, навыков, умений. Теоретически тенденция к увеличению срока службы в местных органах публичной власти может приводить к застою. Поэтому миссия руководства органов самоуправления – поддерживать оптимальное соотношение носителей накопленного административного опыта организации и современного опыта в различных отраслях народно-хозяйственного комплекса.[10]

2.2 Проблемы кадровой  работы в органах местного  самоуправления на примере Администрации г. Магнитогорска.

В администрации г. Магнитогорска кадровыми вопросами занимается Управление муниципальной службы администрации города Магнитогорска.  Подбор персонала осуществляется путем подачи объявления о проведении конкурса подлежит официальному опубликованию в газете "Магнитогорский рабочий", а также размещению на информационном сайте администрации города Магнитогорска[4]. Замещение вакантных должностей в органах самоуправления осуществляется на конкурсной основе.  В настоящее время администрация придерживается политики приема на работу только граждан имеющих высшее образование. Данные касательные уровня образования, стажа службы и денежного вознаграждения, отражены в таблице приведенной ниже:

Занятость и заработная плата

Показатели

Ед. измерения

2013

Численность муниципальных служащих на конец отчетного периода

   

Органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований - всего (c 2012)

   

Всего

человек

669

Представительные органы муниципальных образований - всего

   

Всего

человек

21

Представительные органы городских округов

   

Всего

человек

21

Среднемесячная заработная плата муниципальных служащих

   

Органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований - всего (c 2012)

   

Всего

рубль

37283.4

Представительные органы муниципальных образований - всего

   

Всего

рубль

56540.2

Представительные органы городских округов

   

Всего

рубль

56540.2

Численность и состав работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы по состоянию на 1 октября по стажу работы

   

Органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований - всего (c 2012)

   

До 1 года (впервые поступившие на государственную гражданскую (муниципальную) службу)

   

на 1 октября

человек

34

От 1 года до 5 лет

   

на 1 октября

человек

142

От 5 до 10 лет

   

на 1 октября

человек

136

от 10 до 15 лет

   

на 1 октября

человек

146

От 15 до 25 лет

   

на 1 октября

человек

180

25 лет и свыше

   

на 1 октября

человек

33

Представительные органы муниципальных образований - всего

   

От 1 года до 5 лет

   

на 1 октября

человек

1

От 5 до 10 лет

   

на 1 октября

человек

4

от 10 до 15 лет

   

на 1 октября

человек

9

От 15 до 25 лет

   

на 1 октября

человек

8

Представительные органы городских округов

   

От 1 года до 5 лет

   

на 1 октября

человек

1

От 5 до 10 лет

   

на 1 октября

человек

4

от 10 до 15 лет

   

на 1 октября

человек

9

От 15 до 25 лет

   

на 1 октября

человек

8

Численность и состав работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы по состоянию на 1 октября по уровню образования

   

Органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований - всего (c 2012)

   

на 1 октября

человек

671

Среднее профессиональное образование

   

на 1 октября

человек

34

Высшее профессиональное образование

   

на 1 октября

человек

637

Имели 2 и более высших профессиональных образований

   

на 1 октября

человек

135

Послевузовское профессиональное образование

   

на 1 октября

человек

5

Имели ученую степень

   

на 1 октября

человек

5

Кандидат наук

   

на 1 октября

человек

5

Представительные органы муниципальных образований - всего

   

на 1 октября

человек

22

Высшее профессиональное образование

   

на 1 октября

человек

22

Имели 2 и более высших профессиональных образований

   

на 1 октября

человек

11

Представительные органы городских округов

   

Всего

   

Всего

   

на 1 октября

человек

22

Высшее профессиональное образование

   

на 1 октября

человек

22

Имели 2 и более высших профессиональных образований

   

на 1 октября

человек

11


 

 

Важное место в кадровой работе отводится мотивации труда служащих, для этого в управлении муниципальной службы администрации г.Магнитогорска был создан «Отдел мотивации труда»[5] . На мой взгляд, государство неплохо заботится об экономическом и социально-правовом обеспечении муниципальных служащих, предусмотрев для них в соответствующих законах ряд гарантий в предоставлении материальных и социальных благ, улучшенное по сравнению с другими пенсионное обеспечение, что дополнительно содержать такой отдел не имеет смысла. К примеру, среднемесячная заработная плата муниципальных служащих г.Магнитогорска составляет 37283.4 рубля[6], а среднемесячная заработная плата по городу в целом составляет 31454,4 рублей[7], на мой взгляд именно финансовое поощрение является одним из основных факторов мотивации работников. По моему мнению, присуждение рангов, разрядов, категорий, которые влияют на уровень заработной платы, нередко носит характер «уравниловки». Часто уровень и содержание работы одного служащего от другого отличается весьма кардинально, а денежное вознаграждение у них одинаковое. Необходимо дифференцировать размер денежного вознаграждения муниципального служащего в зависимости от его обязанностей и качества работы. С другой стороны возникает вопрос о том, какие критерии необходимо учитывать для определения качества работы. Определение этих критериев является весьма сложной задачей, требующей глубокого исследования, так как деятельность муниципального служащего мы не можем оценить в количественном эквиваленте, как например у рабочего занятого на производстве, где его работа оценивается в количестве единиц произведенной продукции и качестве этой продукции. Данный вопрос не укладывается в рамки нашего исследования.

Для сбора информации я обратился за помощью в Управление муниципальной службы администрации города Магнитогорска, где получить всю необходимую  мне информацию не удалось по причине ее «строгой секретности», но все-таки один из сотрудников рассказал, что существуют неформальные группы в коллективе, их лидеры, которые существенно влияют на состояние межличностных отношений, на психологический климат в аппарате администрации. Вдаваться в подробности существующих разногласий он не стал. Но сказал, что глава администрации знает о существовании неформальных групп, и умело пресекает нежелательные явления и направляет в нужное русло деятельность и неформальных групп, и отделов и управлений в целом, подчиняя все слаженной продуктивной работе и решению тех задач, которые стоят перед администрацией. И снова при обращении к муниципальным служащим гражданам приходится сталкиваться с закрытостью данной системы, где получить полную, официальную и доступную информацию либо очень сложно, либо не представляется возможным.

Информация о работе Проблемы кадровой работы и пути их разрешения в муниципальных органах