Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Одним из основных принципов развития военной организации государства, рассматриваемых Военной доктриной Российской Федерации, является реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни. В современных условиях, к сожалению, не всегда можно сказать, что эти принципы соблюдены в полной мере. Государство хоть и предоставляет данной категории граждан определённые блага, но эти блага не компенсируют в достаточной степени заслуг военнослужащих.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.раб.ПСО.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основных принципов  развития военной организации государства, рассматриваемых Военной доктриной  Российской Федерации, является реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение  их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни. В современных условиях, к сожалению, не всегда можно сказать, что эти принципы соблюдены в полной мере. Государство хоть и предоставляет данной категории граждан определённые блага, но эти блага не компенсируют в достаточной степени заслуг военнослужащих.

При этом в ходе военной  реформы все большее значение приобретает решение социальных вопросов. Реально действующая система социально-экономических гарантий военнослужащим в значительной мере определяет отношение общества к людям в погонах, значимость военной организации как важнейшего института государства. Значение этой проблемы определяется ее выходом на судьбы миллионов людей. В нашей стране каждая семья, так или иначе, связана с военной службой через службу по призыву сыновей, мужей, братьев, судьбу ветеранов, через память о минувших войнах и военных конфликтах, антитеррористических операциях.

Специфика работы военнослужащих состоит в особо сложных условиях труда, повышенном риске. Защитники  Отечества должны быть уверены в  том, что по окончании нелёгкой ратной службы или в случае потери трудоспособности они получат обеспеченную старость1.

Поэтому вполне логичным является обеспечение военнослужащих дополнительными социальными гарантиями и льготами. Военнослужащие вправе рассчитывать на дополнительную заботу со стороны общества и государства, в которой они особенно нуждаются в условиях экономического кризиса, инфляции, роста цен.

Кроме того, одним из важнейших  параметров, влияющих на боеготовность  армии и флота, является проводимая государством политика в вопросах повышения престижа военной службы, формирование у граждан страны уважения к военной профессии.

Ежегодно около двух миллионов  граждан России становятся пенсионерами2. Их общая численность в настоящее время составляет более 39 миллионов человек3. При этом только на Министерство обороны РФ возложено пенсионное обеспечение 2464,9 тысяч военных пенсионеров4, а с учетом численности граждан, приравненных к военнослужащим и членов семей бывших военнослужащих, от состояния законодательной базы, деятельности органов социального обеспечения федеральных органов исполнительной власти зависит материальное благополучие более 7,5 млн. граждан России.

Все вышеизложенное и объясняет актуальность данной курсовой работы. Кроме этого актуальность данной работы определяется следующими обстоятельствами:

- необходимостью повышения престижа  военной службы и авторитета  Вооруженных Сил в обществе;

- необходимостью формирования  у допризывной молодежи и военнослужащих, проходящих службу по контракту, уверенности в своем обеспеченном будущем после увольнения с военной службы;

- объективной потребностью в  создании условий для самореализации  бывших военнослужащих, их социально-экономической  адаптации после увольнения в  запас;

- недостаточной теоретической  разработанностью проблем пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих. Предметом выступает законодательство, регулирующее эти общественные отношения.

Цель исследования заключается  в том, чтобы проанализировать понятие  и содержание пенсионного обеспечения  лиц, проходивших военную службу.

Задачи работы: 

1. Исследовать понятие и правовые основы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу;

2. Дать характеристику пенсии за выслугу лет лиц, проходивших военную службу;

3. Рассмотреть пенсионное обеспечение военнослужащих по инвалидности.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру работы: данная работа будет состоять из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Вопросы правовой характеристики пенсий по случаю потери кормильца в данной работе рассмотрены не будут.

Нормативной основой для данной работы послужили Федеральный Закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», также другие нормативные акты.

Теоретической основой данного исследования послужили работы таких авторов, как Федотов А.И., Петров К.Н., Попович В.В..

При проведении данного исследования использовались общие и частные научные методы, например, логический и формально-юридический.

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

1.1 ИСТОЧНИКИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Проведение реформирования Вооруженных Сил на современном этапе требует от органов государственного и военного управления проведения активной социальной политики в отношении военнослужащих, создания благоприятных условий для выполнения ими служебных обязанностей. Одним из ее элементов является совершенствование системы пенсионного обеспечения военнослужащих.

Именно поэтому в системе  государственного регулирования военной  службы особое место занимают законодательные акты, закрепляющие социально-экономические гарантии военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Безусловно, пакет военных законов, принятый в 90-х годах прошлого века в совокупности с другими нормативно-правовыми актами положил начало ныне действующей системе пенсионного обеспечения военнослужащих, но реалии дня требуют ее дальнейшего развития, так как законы должны развиваться вместе с обществом. Законы должны быть адаптированы ко всем изменениям, происходящим в обществе. К большому сожалению, в настоящее время в России нет единого основополагающего правового акта, регулирующего государственную политику по социально-экономической защите военнослужащих.

Действующее законодательство о социально-экономической защите, в том числе о пенсионном обеспечении военнослужащих России, все еще остается хаотичным. В этой сфере действует около 100 актов бывшего СССР и Российской Федерации, причем актов разного уровня: законов, указов Президента Российской Федерации, приказов, инструкций, указаний различных министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские формирования.

Основным источником правового  регулирования пенсионного обеспечения  граждан России является Конституция Российской Федерации. В частности статьей 39 гарантируются государственные пенсии в установленных законами случаях5.

Действующая Конституция России, хотя и закрепляет широкий круг прав граждан  страны, однако не упоминает о каких-либо особых гарантиях их соблюдения в  отношении военнослужащих. В такой сложной сфере общественной жизни, как военная служба, с присущем ей ограничением прав и свобод человека, именно военнослужащий в наибольшей степени нуждается в конституционном закреплении гарантий социальной защиты со стороны государства. Хотелось бы, чтобы изначально статьи Конституции компенсировали отчуждение у военнослужащих их конституционных прав: права на свободу передвижения, права на выбор места жительства, некоторых гарантий личной безопасности, возможности заниматься предпринимательством, права на свободу вероисповедания и другие.

Основным нормативным документом, который определяет основы военно-социальной политики, является Федеральный закон (далее Закон) от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».6 Согласно статье 3 Закона, для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих и членов их семей, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Время нахождения граждан на военной  службе по контракту засчитывается  в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается  в специальный трудовой стаж при  установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Военнослужащим, проходящим военную  службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

Основным нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы пенсионного  обеспечения военнослужащих, является Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».7

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные указанным Законом, распространяется на следующие категории военнослужащих:

1) лиц, проходивших военную службу  в качестве офицеров, прапорщиков  и мичманов или военную службу  по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лиц офицерского состава, прапорщиков  и мичманов, проходивших военную  службу в Вооруженных Силах,  войсках и органах Комитета  государственной безопасности, внутренних  и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР;

3) лиц, проживающих на территории  Российской Федерации и проходивших  военную службу в качестве  офицеров, прапорщиков, мичманов  и военнослужащих сверхсрочной  службы или военную службу  по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим СССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении;

4) лиц, проходивших военную службу  в качестве офицеров, прапорщиков  и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего СССР, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.8

Другим нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы определения  выслуги лет для назначения пенсии, в том числе в льготном исчислении, является постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 (ред. от 18.05.2009 г.)9.

Так, например, в выслугу лет  для назначения пенсий уволенным  со службы военнослужащим засчитывается  на льготных условиях:

1) один месяц службы за шесть  месяцев - в постоянном составе  штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны;

2) один месяц службы за три  месяца:

- в составе смешанных сил  по установлению мира и поддержанию  правопорядка в зоне грузино-осетинского  конфликта, в том числе членам  Смешанной контрольной комиссии  и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г.;

- в составе смешанных сил  по установлению мира и поддержанию правопорядка в приднестровских регионах Республики Молдова, в том числе членам объединенной Контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 27 июля 1992 г.

Информация о работе Право социального обеспечения