Понятие современного МП и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат

Краткое описание

Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие современного МП и его особенности.docx

— 438.98 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие современного МП и его особенности

Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.

Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Так же МПП представляет собой самостоятельную систему права, включающую совокупность институтов и отраслей МП. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образуют институт МП. Примером здесь может служить- институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности гос-в.

Отрасль МПП – это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования и регламентирующих отношения субъектов МПП в широкой сфере сотрудничества. В систему отраслей МП входят право международных договоров, право международных организаций, право внешних сношений, международное морское право, М воздушное право, М космическое право, М экологическое право, М уголовное право, право прав человека, М гуманитарное право.

Особенности МПП:

МПП как система права отличается от национальной правовой системы по субъекту, способу разработки и обеспечения норм права.

  1. Субъекты МПП- это коллективные образования, наделенные нормами МП правами и обязанностями и являющиеся или могущие стать участниками международних правоотношений.

К субъектам МПП относятся: гос-ва (около 214), нации или народы, международные организации, межправительственные организации, государствоподобные образования (субъекты-суверены, напр. Ватикан).

Гос-ва – первоначальные и основные субъекты МПП, обусловливающие его возникновение и развитие. Определяющая роль гос-в в МП объясняется наличием у них суверенитета – способность самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над населением своей территории. Отсюда можно сделать вывод, что все гос-ва равны в правосубъектности.

Нация ли народ, - общий термин, относящийся к многонациональному населению, - сравнительно новый субъект МПП, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения народов».

Международные межправительственные организации создаются гос-ами путем заключения договора- учредительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли гос-в-учредителей и закрепляется в уставе международной организации. В связи с этим объем правосубъектности у международных организаций не одинаков.

 

  1. Нормообразование. Нормы МП создаются самими субъектами МП путем согласования интересов и приобретает форму договора или обычая.
  2. В международных отношениях не существует централизованного аппарата принуждения. В случае необходимости гос-ва сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка. Основой поддержания Мпорядка является принцип  добросовестного выполнения взятых на себя обязательств. Принуждение осуществляется самими гос-ми в строго определенных случаях, закрепленных в Уставе ООН.
  3. Нет судебных органов, которые разрешали бы споры м/у гос-ами без их согласия.

Нужно отметить, что МПП имеет согласительныю природу.

  1. Вопросы МП в КРФ 1993г.

КРФ 1993г. Сделала большой шаг вперёд в деле признания МП не только в регулировании отношений м/у субъектами МП, но и в регулировании правовых отношений внутри страны. Она пронизана ссылками на МП.

Обязанность руководствоваться нормами МП закреплена во многих статьях КРФ. Однако центральным положением в этой области является норма о соотношении международного и внутригосударственного права, закрепленная в ч.4 ст. 15 КРФ. Согласно этой норме «общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.» Впоследствии эта норма была воспроизведена в ФЗ «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995 года (Закон о международных договорах). Норма ч.4 ст.15 КРФ ставит вопрос об иерархии общепризнанных принципов и норм МП и КРФ. В силу п.1 ст. 15 КРФ имеет высшую юр. Силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Поэтому нормы К имеют приоритет перед общепризнанными принципами и нормами МП. КРФ имеет приоритет перед международными договорами РФ. Согласно п.6 ст.125 КРФ не соответствующие её положениям международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Пленум ВС в постановлении «О некоторых вопросах применения КРФ при осуществлении правосудия» от 31октября 1995 г. (далее-постановление), по существу, дал толкование того, как следует понимать положение ч.4 ст.15 КРФ. В п.5 Постановления указывается, что суд должен руководствоваться нормами МД, решение о согласии на обязательность которого для РФ было выражено в форме ФЗ, т.е. Имеется в виду в основном ратифицированные МД.

В этой связи возникают 2 вопроса. 1- правомерно ли такое толкование К Пленумом ВС РФ? Ведь закон о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981г. (далее- закон о судоустройстве) с последующими изменениями, внесенными законами от 29 мая 1992г., от 3 июля 1992г., от 28 ноября 1994г., закрепляет за ним право давать руководящие разъяснения относительно практики российского зак-ва, а не толкования КРФ.

2- какое значение может иметь  постановление Пленума ВС РФ  для иных правоприменительных  органов, за исключением судов? По-видимому, постановление является обязательным  для всех правоприменительных  органов, т.к. Согласно ст. 56 Закона о судоустройстве, руководящие разъяснения Пленума ВС обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Норма ч.4 ст.15 КРФ имеет большое значение для внутренней жизни

Нашего гос-ва. Так как нормы МП стали составной частью российской правовой системы, они должны применяться на территории РФ. В РФ конституционно закреплена международно-правовая концепция об общепризнанных принципах и нормах и МД как части правовой системы России, т.е. Как части совокупности явлений правовой действительности, которыми выступают: 1) правовые нормы РФ;

2) правовая деятельность, выражающаяся  в осуществлении органами гос  власти РФ функции создания  и реализации правовых норм; 3) правовые доктрины, концепции, теории.

Частью каждого из компонентов правовой системы РФ должны в соответствии с КРФ стать нормы МП – общепризнанные принципы и нормы и МД. Это означает, что общепризнанные принципы и нормы и МД РФ в соответствии с КРФ становятся частью правовых норм РФ, правовой деятельности по реализации правовых норм, правовых доктрин. 

 

 

 

  1. Соотношение МД и национального законодательства

МП и внутригосударственное право – самостоятельные, но взаимосвязанные правовые системы, они находятся в постоянное взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга

Существуют различные теории соотношения МП и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую.

Дуалистическая теория основывается на разграничении МП и национального права и их неподчинении друг другу

Монистические концепции исходят из соединения МП и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости от того, какая часть преобладает -

Внутригосударственное право или МП, - различают примат внутреннего права государства или МП.

Механизмы воздействия

1. Влияние внутригосударственного  права на формирование и осуществление  норм МП.

A. Воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на МП в рамках нормообразования последнего

B. Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права

C. Устранение из МП под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм

D. Рецепция и активное использование в МП основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права

2. Влияние МП на формирование  и развитие внутригосударственного  права – имплементация - фактическая  реализация международных обязательств  на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления

A. Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. 3 формы:

I. Прямая - заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона

Ii. Опосредованная - правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта

Iii. Смешанная

B. Инкорпорация – если формулировка закона совпадает по тексту с положением договора

C. Рецепция – заимствование:

I. Прямая – полное заимствование тех или иных норм МП

Ii. Косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства

 

 

4.Международно-правовое  определение субъекта МП

Существуют различные подходы к определению субъектов М/НП: 1)определение суб. Исходя из общей теории права, т.е. Лицо, способное быть участником правоотношения, способное выступать в качестве носителя прав и обязанностей. Всякая правосубъектность включает в себя способность как обладать правами и обязанностями, так и их осуществлять. 2) М/НП имеет свое определение суб. – участник м/н отношений,который обладает суверенитетом, правообразующими f, обладает автономностью воли. 3) 1+2 подходы. У науки М/НП нет оснований отказываться от общепринятого определения субъекта права. В М/НП нет недееспособных субъектов. Когда характеризуется субъект применяется термин правоспособность. Ст.6 Венской Конвенции о праве м/н договоров 1969 г. – каждое гос-во обладает правоспособностью заключать м/н договоры => договорная правоспособность явл. Определяющей дя категории субъекта.  

Субъект М/НП- действующий или потенциальный участник м/н правовых отношений, способный обладать правами и обяз-ми и способный нести м/н правовую ответ-ть. 1) Государства. Нормы м/н права регулируют межгос. Отношения => именно гос-вам отводится ряд специфических свойств: суверенитет и полная правоспособность. Гос-ва вступают в различные отношения по своей воле. Суверенитет- верховенство нац. Закона/права на территории данного гос-ва,независимая внешняя политика. Каждому гос-ву присущ суверенитет. Гос-ва в силу факта самого существования явл-ся субъектами права, но для реализации права нужно других гос-в. Суверенитет- правовое понятие, поэтому гос-во вправе ограничивать свой сув-т либо лишать себя его. Гос-во,войдя в состав др. Гос-ва, перестает обладать гос. Сув-том в м/н правовом смысле. Членство в м/н организациях и др. Союзах/ассоциациях сохраняется за гос-ми,а значит обеспечивает их суверенитет и правосубъектность. Конференция с точки зрения М/НП – договорная форма объединения гос-в, которые делегируют новому союзу какие-либо специфические полномочия. Цель создания-объединение обороны и внешней политики.

Юр.цель-создание единого гос-ва.Конференции не явл. Субъектами М/НП,но гос-ва-члены сохраняют статус субъекта М/НП. Правильнее говорить о конфедеративном гос-ве,кот. Образуется при подписании договора. 7 типов правомерного перехода территории от 1 гос-ва к др:

1)Объединение гос-в. Новое единое  гос-во берет на себя все  права и обяз-ти объединившихся  гос-в (1989-Йеменская арабская республика+ Народная демократическаяреспублика Йемен=Йеменская Республика). 2)Присоединение 1 или нескольких гос-в к др. Гос-ву.Принимающее гос-во берет на себя все права и обяз-ти входящих гос-в. (1991-ГДР к ФРГ). 3) Присоединение части территории 1 гос-ва к другому. На основе логовора цессии. Гос-ва договариваются,что в определенное время происходит переход юрисдикции причем принимающая страна берет на себя все обяз-ва локальных м/н договоров гос-ва-предшественника в отношении этой территории. (1997-Гонконг Китаю от Великобритании). 4) Разделение гос-ва предусматривает возникновение на территории гос-ва предшественника 2 или нескольких гос-в,каждое из которых явл-ся субъектом М/НП. Новообразованные гос-ва принимают на себя все м/н правовые  обяз-ва гос-ва предшественника(которое перестает существовать) в отношении тех территорий,которые к ним перешли. Эти гос-ва равны м/у собой и в отношениях с 3ми субъектами М/НП. (1991-распад СССР,1992-распад Чехословакии). 5)Отделение части территории гос-ва. На территории гос-ва возникают 1 или несколько гос-в при сохранении гос-ва предшественника. (1947-отделение Пакистана от Индии,1971-Бангладеша от Пакистана). 6)Образование гос-ва на частях территорий 2х или нескольких гос-в. Гос-ва-предшественники продолжают существовать.За этими гос-ми сохраняются все права и обяз-ти. В то же время создается новое гос-во ,которое не имеет прав и обяз-тей (создание Курдского гос-ва из 9 гос-в). 7) Раздел территории гос-ва м/у 2 или несколькими гос-ми.Несколько референдумов. Исключение составляет образование гос-в в процессе деколонизации-венскаиеконвенции о правоприемстве 1978 и 1983 гг определяют выделение из колониальной зависимости гос-ва как новые независимые гос-ва и устанавливают для них особый режим правоприемства-непереход гос.долгов от метрополии. 2) М/н организации полностью признаются субъектами м/н права,но это не означает,что они приравниваются к гос-вам. Разница в том,что гос-ва обладают полной правоспособностью,а организации-ограниченной.

Правосубъектность м/н орг-ций всегда имеет производный характер,т.к. Являются производными субъектами,создаются в силу волеизъявления гос-в. В М/НП нет норм,свидетельствующих о том,что м/н орг-ции имеют определенные права и обяз-ти. Сам факт наделения организации м/н правосубъектности говорит о возможности обладания м/н правами. По сравнению с компетенцией гос-ва,комп-ция орг-ций явл-ся специальной- ее объем ограничен целями международной организации.3)Нации,находящиеся на стадии становления своей государственности.. Одним из важнейших общепризнанных начал современного международного права является принцип самоопределения народов и наций (п.2 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН). Это, однако, не означает, что любая нация или народ должны рассматриваться в качестве субъекта международного права. Лишь нация или народ, борющиеся за свое освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъектов международного права. Понятие "народ" в термине "самоопределение народов" является более точным, чем понятие "нация", поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию. Народ, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, - не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней проживающих, а как минимум определенная экономическая и культурно-историческая целостность, осознающая свое единство. Если речь идет о нации, сюда добавляется и языковая общность. В практике ООН право на отделение и образование самостоятельного государства в качестве элемента права на самоопределение признается за народами несамоуправляющихся территорий (колоний и других зависимых территорий); народами, проживающими на территориях, имеющих, согласно конституции того или иного государства, право на выход (отделение); народами территорий аннексированных после 1945 г., т.е. После принятия Устава ООН; и народами, проживающими в государстве, которое не соблюдает принцип равноправия и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.Иными словами, только при соблюдении вышеперечисленных условий народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, могут считаться субъектами международного права на основании права на самоопределение.4) Государствоподобные образования(Ватикан). Специальный статус гос-ва-города как резиденции главы католической церкви в особо районе Рима определен в соглашении Ватикана,Рима,СБСЕ,СЕ в 1984. Делигации В. Получают право установления дипломат.отношений,дипломатич. Представит-ва,вступления в м/н орг-ции,иметь статус наблюдателя при м/н орг-ции универсал.хар-ра(напр,при ООН). Участвуют в м/н конференциях и имеют статус гостя на различных саммитах и встречах.

Информация о работе Понятие современного МП и его особенности