Понятие местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Основы местного самоуправления определены, прежде всего, в Конституции РФ. Данная конституция содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации, гарантии прав местного самоуправления. Основой так же является Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Нормами этого закона закреплены основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизлияния граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления, ответственность должностных лиц.
Актуальность В настоящее время местное самоуправление один из важнейших атрибутов демократического правового государства. Наличие его означает децентрализацию власти, расширения возможностей для участия граждан в управлении делами государства и общества.

Содержание

Введение
1.Понятие местного самоуправления
2. Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя РФ
3.Формы осуществления местного самоуправления
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Понятие местного  самоуправления

2. Местное самоуправление  как одна из основ конституционного  строя РФ

3.Формы осуществления  местного самоуправления

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями.

Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится  значительная роль; оно рассматривается  как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей  стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства.

Основы местного самоуправления определены, прежде всего, в Конституции РФ. Данная конституция содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации, гарантии прав местного самоуправления. Основой так же является Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Нормами этого закона закреплены основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизлияния граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления, ответственность должностных лиц.

Актуальность В настоящее время местное самоуправление один из важнейших атрибутов демократического правового государства. Наличие его означает децентрализацию власти, расширения возможностей для участия граждан в управлении делами государства и общества.

Цель работы: рассмотреть местное самоуправления, дать ему определение и формы его осуществления.

1.Понятие местного самоуправления

Понятие «местное самоуправление» (самоуправление) встречается  в разных источниках. Большая Советская  Энциклопедия определяет самоуправление как «управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.)» . Но в то же время здесь мы встречаем следующее определение понятия «местное самоуправление». Во-первых, оно рассматривается как «один из видов государственного управления на местах», а уже потом говорится, что при этом «население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством». Действительно, в СССР как такового местного самоуправления в современном понимании, то есть самостоятельного, не было: оно было в системе строгой управленческой вертикали государственного управления. Отсюда и определение в Большой Советской Энциклопедии, отличное от встречаемых во многих других источниках, на которые сегодня целесообразно опираться. Например, в Конституции Российской Федерации (ст. 130) говорится, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения» .

Интересным  является трактовка понятия местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления (ст. 3). Здесь  «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»1.

В данном определении, во-первых, достаточно четко указано на правосубъектность органов местного самоуправления, это «право и реальная способность»; во-вторых. что органы местного самоуправления «регулируют», то есть имеют право издавать в рамках своей компетенции локальные нормативные акты, а также «управлять», то есть осуществлять исполнительно-распорядительные. управленческие функции. И еще одна особенность в указанном определении: в отличие от российских субъектов осуществления местного самоуправления признается не население, а органы местного самоуправления.

Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления не предусматривает градацию вопросов ведения на вопросы местного значения и государственные дела. Скорее хартией  определяется, что вопросы местного значения являются частью «государственных дел». В этом особенность понятия местного самоуправления, даваемого в настоящем документе. Отметим также, что Европейская хартия местного самоуправления «в свое время послужила ориентиром формирования национального законодательства в этой сфере, включая и проблемы юридической защиты местного самоуправления»2.

На очередном  заседании Сессии Конгресса муниципальных  образований Российской Федерации, где было сказано что «органы  местного самоуправления входят в систему  публичной власти». А также Большая Советская Энциклопедия среди основных признаков самоуправления называет «принадлежность публичной власти населению или избирателям соответствующей территории, членам общественной организации, коллектива»1. Вышесказанное свидетельствует о том, что понятия «местное самоуправление» и «публичная власть» не просто близкие, но и взаимосвязанные и – более того – «местное самоуправление» неотъемлемо от «политической власти».

Федеральный закон  Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местное самоуправление как - форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантированная  Конституцией РФ самостоятельная и  под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или через органы местного с самоуправления вопросов местного значения. исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Особенностью данного определения является то, что в нем нашло свое отражение положение статьи 12 новой Конституции РФ, принятой в 1993 году.

Одним из недостатков  всех определений является отсутствие в них указания на то, в каких  территориальных пределах осуществляется местное самоуправление.

Обобщив все  вышесказанное о понятии местного самоуправления, можно выделить ряд  характерных для него признаков (применительно, естественно, к РФ).

Итак. местное  самоуправление в РФ это:1) самоорганизация  или организация деятельности граждан  РФ:2) в городских, сельских поселениях и на других территориях;3) для самостоятельного решения вопросов местного значения;4) либо непосредственно, либо через органы местного самоуправления; 5) под свою собственную ответственность;6) на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ. а также уставов муниципальных образований;7) достаточной материальной и финансовой базы;8) исходя из интересов населения;9) его исторических, национально-этнических и иных местных особенностей и традиций

2. Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя РФ

Со вступлением  в силу Конституции Российской Федерации 1993 года в нашей стране «...признается и гарантируется местное самоуправление.» (ст.12 Конституции РФ). Таким образом, система управления в России состоит из трех уровней:

«Государственную  власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» (п.1 ст.11 Конституции РФ). “Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти» (п.2 ст.11 Конституции РФ).

«...Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти» (п.1 ст.11 Конституции РФ).

Согласно п.1 ст. 2 Федерального Закона “ Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года «Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная  и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций»

Понятие «местное самоуправление» включает в себя комплексное и многообразное представление об организации жизнедеятельности общества и государства, которое естественно предполагает различные подходы к его толкованию. Обычно под местным самоуправлением понимается конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. 1Следовательно, местное самоуправление является:

а) основой конституционного строя страны;

б) правом населения  на самостоятельное решение вопросов местного значения;

в) формой народовластия. 

Конституция Российской Федерации, определяя российское государство  как демократическое, закрепляет важнейшие  устои его демократизма, находящие  выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление признаётся и гарантируется в статьях 3(п.2), 12, 130-133 и др. Конституции, а в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 прямо указывается: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».  

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со статьёй 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет предметы ведения местного самоуправления, затем разграничивает полномочия органов государственной власти РФ (ст.4) и органов государственной власти субъектов РФ (ст.5) в области местного самоуправления. В свою очередь закон Республики Хакасия ( как субъекта РФ) от 17 ноября 1998 г. «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», аналогично определяет предметы ведения местного самоуправления (ст.7), а также разграничивает полномочия органов государственной власти РХ (ст.5) и территориальных органов государственной власти районов (ст.6) в области местного самоуправления. 

Статьи 32(п.2) и 130 Конституции  РФ определяют местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения путём формирование органов местного самоуправления и через прямое участие(референдумы, выборы и другие формы волеизъявления) граждан в интересах всего населения. Российское законодательство признаёт основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил: «Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления» (ст.12). 

Право населения на местное  самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина РФ на осуществление  местного самоуправления. Это право  закреплено в статье 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия». Согласно данной статье Закона граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 

Гражданам гарантируется  право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной  службе (ст.3 закона РХ «О муниципальной  службе в Республике Хакасия» от 22 февраля 2000 г.), право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и др. 

Право населения на осуществление  местного самоуправления предполагает также и другие формы его реализации. Это прежде всего территориальное  общественное самоуправление, под которым  закон понимает самоорганизацию граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения (глава Х закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»). 

И наконец, согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. 

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 2 данного Закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». В статье 1 закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» прямо указывается, что местное самоуправление в Хакасии признаваемая и гарантируемая Конституциями РФ и РХ форма народовластия. 

Информация о работе Понятие местного самоуправления