Понятие и сущность местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:59, реферат

Краткое описание

Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий.
В XIX в. возникло множество теорий местного самоуправления, которые до сих пор остаются актуальными и продолжают влиять на его практическую реализацию.

Вложенные файлы: 1 файл

муниципальное право.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ  И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Понятие и сущность местного самоуправления в Российской Федерации.

 

 

 

                                                                                                  Выполнил: студент:

                                                                                                 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

                       

 

 

 

 

                                        Санкт-Петербург 2010 год.


Введение

 

Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий.

В XIX в. возникло множество теорий местного самоуправления, которые до сих пор остаются актуальными и продолжают влиять на его практическую реализацию.

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.


Понятие и сущность местного самоуправления.

 

Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль, оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров.

Что же представляет собой понятие "местное самоуправление"? Можно выделить три основных направления, которые тем не менее не исчерпывают всего многообразия существующих в юридической литературе определений этого понятия.

Первое, распространенное в основном в дореволюционной юридической науке, касается местного самоуправления как разновидности управления. В.П. Безобразов, Н.М. Коркунов характеризуют местное самоуправление как составную часть государственного управления, которое может осуществляться местными жителями.

Второе направление – современное – понимает местное самоуправление как систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Для третьего направления характерно понимание местного самоуправления как участия местных жителей в решении задач местного значения и как одного из видов управления. Решающее значение для понимания природы местного самоуправления должны иметь такие факторы, как наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении, его положение в системе управления данного государства, набор функций местного самоуправления, его материально-финансовая база.

Местное самоуправление в его современном понимании стало формироваться на рубеже XVIII-XIX столетий. Законодательное закрепление прав местного самоуправления нашло свое наиболее полное отражение в бельгийской конституции 1831 г., которая сыграла значительную роль в распространении идей местного самоуправления в европейских странах.

За последние 200 лет местное самоуправление получило развитие во всем мире, накоплен значительный опыт демократического решения местных проблем.

В основе учения о местном самоуправлении лежит мысль о том, что население и образуемые им органы могут сами гораздо лучше решать задачи повышения уровня и качества жизни, эффективнее помогать людям, нежели государственные органы при централизованном управлении местными делами. Для осуществления местного самоуправления необходимы инициатива и желание граждан заниматься местными делами, финансово-экономические возможности и другие ресурсы территории, позволяющие проживающему на ней населению самостоятельно и ответственно решать местные проблемы.

Местное самоуправление – это способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

Местное самоуправление – это власть организационно обособленная, подразумевающая невмешательство государства в местные вопросы жизнедеятельности людей. Статья 12 Конституции Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий.

При этом система местного самоуправления – это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему государственного управления и занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью. Можно говорить лишь об известных пределах независимости органов местного самоуправления в решении местных дел – тех пределах, которые устанавливает Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство.

Впервые понятие местного самоуправления было использовано еще в XVII в. в Англии, откуда его в XIX в. заимствовали государствоведы Германии и России.

Англичанин И. Редлих определял местное самоуправление как «осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву.

Немецкие ученые связывают появление указанного термина с деятельностью прусского министра Г. фон Штейна, который рассматривал местное самоуправление как активную форму участия граждан в управлении делами государств.

По мнению известного германского государствоведа Г. Еллинека, данное понятие означает «государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными должностными лицами,- управление, которое в противоположность государственно-бюрократическому есть через посредство самих заинтересованных лиц».

Русский государствовед Н.И. Лазаревский под местным самоуправлением понимал децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением.

Отечественный ученый Л.А. Велихов уже в советское время дал «марксистское» определение местного самоуправления: это «государственное управление каким либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения».

В исследовании Г. Холлиса и К. Плоккера также дано толкование ряда терминов, относящихся к местному самоуправлению. Так под «местным управлением» понимаются «все уровни ниже государственного», под «местной властью» − «организация, представляющая и действующая в интересах своих избирателей через избираемый совет и его исполнительный орган», а под «местным самоуправлением» − «право демократически автономной единице субнационального уровня управления регулировать и управлять значительной частью проблем общественности в интересах местного населения» [49, с. 15].

Необходимо отметить, что как в нашей стране, так и за рубежом, трудно сегодня найти какое-либо универсальное определение понятия местного (муниципального) самоуправления. Понятие «местное самоуправление» (самоуправление) встречается в разных источниках. Так, в законе бывшего Союза ССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства”, принятого в 1990 году, была дана следующая формулировка: Местное (территориальное) самоуправление – это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы.

Большая Советская Энциклопедия определяет самоуправление как «управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.)». Но в то же время здесь мы встречаем следующее определение понятия «местное самоуправление». Во-первых, оно рассматривается как «один из видов государственного управления на местах», а уже потом говорится, что при этом «население административно – территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством». Действительно, в СССР как такового местного самоуправления в современном понимании, то есть самостоятельного, не было: оно было в системе строгой управленческой вертикали государственного управления. Отсюда и определение в Большой Советской Энциклопедии, отличное от встречаемых во многих других источниках, на которые сегодня целесообразно опираться. Например, в Конституции Российской Федерации говорится, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения»[1, с. 59].

Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»[1, с. 4].

Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Российский закон о местном самоуправлении 1991 года практически многие положения союзного закона повторил, однако, кое-что изменил в определении понятия местного самоуправления в Российской Федерации: Местное (территориальное) самоуправление в Российской Федерации – система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации.

В этом определении, во-первых, местное самоуправление понимается не как самоорганизация граждан, а как система организации деятельности граждан. Во-вторых, в словосочетании всех вопросов местного значения исключено слово всех. Что касается указания в определении лишь на республики в составе Российской Федерации, в то время еще не подписан был Федеративный договор, который значительно расширил субъектный состав Российской Федерации.

В ФЗ №154 от 12 августа 1995 года определение понятия местного самоуправления сформулировано следующим образом: Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантированная Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного с самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Особенностью данного определения является то, что в нем нашло свое отражение положение статьи 12 новой Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году.

Одним из недостатков всех трех определений является отсутствие в них указания на то, в каких территориальных пределах осуществляется местное самоуправление.

Еще одно определение, можно почерпнуть из текста Европейской Хартии о местном самоуправлении пункта 1 статьи 3, в которой, закрепляется, что под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

В данном определении, во-первых, достаточно четко указано на правовую субъективность органов местного самоуправления; во-вторых, что органы местного самоуправления регулируют, то есть имеют право издавать в рамках своей компетенции локальные нормативные акты, а также управлять, то есть осуществлять исполнительно-распорядительные, управленческие функции.

Информация о работе Понятие и сущность местного самоуправления в Российской Федерации