Особенности управления развитием образования в Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение темы «Особенности управления развитием образования в Московской области».
Перед нами стоят следующие задачи, такие как рассмотрение проектов модернизации системы образования Московской области, развития региональной системы оценки качества образования, развития сети общеобразовательных учреждений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Способы реализации программы, направленной на развитие образования в регионе………………………………………………4
1.1. Сельский школьный автобус………………………………………7
1.2. Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием....9
1.3. Доступ к Интернету………………………………………………11
1.4. Поддержка талантливой молодежи……………………………..14
1.5. Повышение уровня воспитательной работы в школах……………..17
2. Результаты всероссийского конкурса региональных комплексных проектов модернизации образования………………………………………..…20
3. Комплексный проект модернизации системы образования Моковской области………………………………………………………....23
3.1. Введение новой системы оплаты труда работников общего
Образования……………………………………………………………...25
3.2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ)………………………….27
3.3. Развитие региональной системы оценки качества образования…………28
3.4. Развитие сети общеобразовательных учреждений……………………….30
3.5. Расширение общественного участия в управлении образованием……..31
Заключение…………………………………………………………….…32
Список использованных источников…………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

При определении размера субсидии учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные  решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний/3/.

2.   Результаты всероссийского конкурса региональных комплексных проектов модернизации образования

 

Конкурс проходит в рамках приоритетного  национального проекта "Образование". Регионы-победители (а их будет порядка 20) получат от 150 миллионов до одного миллиарда рублей на реализацию своих проектов. Всего же объем государственной поддержки российских регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, в 2007 году составит 3,5 миллиарда рублей, а предполагаемый объем финансирования победителей в течение трех лет - 16,3 миллиарда рублей.

Как рассказал корреспонденту "РГ" Игорь Остроумов, проректор по научно-исследовательской  работе Саратовского института повышения  квалификации и переподготовки работников образования, проект предусматривает  введение новой системы оплаты труда школьных педагогов. Планируется разделить зарплату учителей на базовую и стимулирующую части. Первая - остается неизменной и устанавливается согласно тарифной сетке, вторая - меняется в зависимости от эффективности работы учителя - здесь учитывается и квалификация педагога, участие его класса в жизни школы, района, города, а также ряд других критериев. Если намеченное удастся воплотить в жизнь, то уже к 2009 году зарплата учителей вырастет на 50 процентов. Специалисты рассчитывают, что такая существенно модернизированная система оплаты труда педагога позволит привлечь в школы молодых специалистов. По данным министерства образования, средний возраст учителя в области сейчас составляет 46 лет, а ведь еще два года назад этот показатель не превышал 41 года.

Разработчики проекта уже сейчас ожидают, что больше всего споров вызовет планируемое укрупнение ряда сельских школ - создание так называемых базовых школ в крупных населенных пунктах, куда школьников будут подвозить  из соседних и даже отдаленных сел. В основном это коснется учащихся старших классов, программу начального образования сельские ученики будут осваивать в родных школах. Эти меры считаются неизбежным и, как полагают в областном министерстве, представляют собой один из путей повышения качества образования на селе. С 2002 года численность учащихся в сельских школах сократилась с 329 тысяч до 243 тысяч человек. И тенденция эта продолжается: в некоторых сельских школах сегодня учатся меньше десятка ребят.

Эту проблему как раз и призваны решить школьные автобусы.

Оценивать качество образования теперь тоже будут по-новому. Кроме повсеместного  введения единого государственного экзамена (к 2009 году в Саратове его  будут сдавать уже по 11 предметам, тогда как сегодня лишь по четырем), изменения ждут и девятиклассников. Второй год в области идет эксперимент: экзамены девятиклассники сдают не своим педагогам, а муниципальной экзаменационной комиссии. Письменные работы шифруются, так что проверяющие не знают, кому они ставят оценку. В 2005 году в эксперименте участвовали четыре района: Красноармейский, Балашовский, Советский и Кировский район Саратова. В этом году участвовать в эксперименте будут уже девять территорий. Планируется, что к 2009 году все саратовские девятиклассники будут сдавать экзамены по такой системе. 

Предложили специалисты-педагоги и свой вариант расширения общественного  участия в школьном управлении - создание управляющих советов/3/.

- Такой прецедент в нашей  области уже есть, - рассказывает  Остроумов. - В школе №1 поселка  Степное Советского района создали такой совет, в него вошли родители, представители от работодателей района, профсоюзной организации, ну, и, конечно же, шефы - руководители крупных предприятий, которые помогают школе. Предполагается, что управляющие советы вместе со школьной администрацией будут определять размеры стимулирующей части зарплаты учителей, решать, какие специалисты должны работать с их детьми. Известно, например, что на психологах и социальных педагогах директора школ сегодня нередко стараются экономить, а родители как раз хотят видеть таких специалистов рядом со своими детьми. Совет, в частности, будет наделен правом вмешиваться в подобные ситуации, вплоть до наложения права вето на решения администрации.

По словам Игоря Остроумова, все  намеченные в проекте направления реалистичны. Но получение дополнительной финансовой поддержки в случае победы регионального проекта во всероссийском конкурсе позволит намного быстрее начать модернизацию системы.

На протяжении последних десяти лет очень много говорилось о повышении качества образования, но реальных шагов предпринималось не так уж и много. По моему мнению, есть две главных составляющих качественного образования - хорошие педагоги и сильная материально-техническая база. Именно на их укрепление и направлен наш проект. Оснастить все сельские школы на достойном уровне не получится, да и вряд ли имеет смысл, когда за партой сидят лишь десять человек. А вот серьезная помощь базовой школе, рассчитанной в большей степени на учащихся старших классов, - вполне возможна. Объединять школьников важно не только ради более высокого уровня знаний, но и в целях их социальной адаптации перед поступлением в вузы и техникумы.

Думаю, что главная заслуга нацпроекта в целом и конкурса комплексных  проектов модернизации образования  заключается в том, что они смогли дать толчок руководителям и заставить их обратить внимание на систему образования в своем регионе, приступить к ее реальной модернизации.

 

3.   Комплексный проект модернизации системы образования Саратовской области

 

Срок реализации – 2008-2009гг.

Источники финансирования:

областной бюджет – средства, выделенные в рамках реализации областных целевых  программ «Развитие образования» на 2006-2008 гг., «Дети Саратовской области» (подпрограмма «Одаренные дети») на 2007-2010 гг., «Информатизация Саратовской области» на 2008-2010 гг., «Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации на 2008-2010 годы»; 
федеральный бюджет - средства, выделенные в рамках реализации направления «Модернизация региональных систем образования» приоритетного национального проекта «Образование».

Участники проекта:

министерство образования области;

Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;

Муниципальные органы управления образованием;

Муниципальные финансовые службы в  сфере образования;

Общеобразовательные учреждения области

Цель проекта:

предоставить всем школьникам независимо от места жительства возмож-ность  получать качественное образование

Направления реализации проекта:

1. введение новой системы оплаты  труда работников общего образования,  направленной на повышение доходов  учителей;

2. переход на подушевое финансирование  Общеобразовательных учреждений;

3. развитие региональной системы  оценки качества образования;

4. Развитие сети общеобразовательных  учреждений;

5. расширение общественного участия  в управлении образованием

 

 

3.1. Введение новой  системы оплаты труда работников  общего образования направлен  на повышение доходов учителей (НСОТ)

 

Введение НСОТ планируется в 2этапа:

I этап – с сентября 2008г. –  городские школы;

II этап – 2009 год – всеобщеобразовательные  учреждения.

При переходе на НСОТ устанавливается  прямая зависимость базовой части  зарплаты учителя от количества учеников в классе. Надтарифная часть будет учитывать интенсивность труда и квалификацию педагога. При этом учебному учреждению предоставляется высокая степень самостоятельности при расчете стимулирующих доплат.

Особая роль в распределении  стимулирующей части фонда оплаты труда, определении качества работы педагогов будет отведена органам государственно-общественного управления школ (попечительские, управляющие советы, родительские комитеты)/4/.

Изменится и система аттестации учителей. Обновление процедур и форм аттестации, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений осуществляется с 2007 г. Новая модель аттестации педагогических работников образовательных учреждений объединяет в единую систему мониторинг профессиональной деятельности педагога и его повышение квалификации, с учетом критериев и показателей результативности труда. Такая система позволяет проследить динамику профессионального развития и в связи с введением новой системы оплаты труда повысить требования к работникам, претендующим на присвоение первой и высшей квалификационных категорий.

Таким образом, внедряемая модель НСОТ Саратовской области предполагает:

дифференциацию заработной платы  в зависимости от квалификации работника;

сложности и интенсивности (специфики  труда по типам и видам образовательных учреждений);

повышение стимулирующих функций  оплаты труда, рост объема стимулирующих  надбавок в общем фонде оплаты труда до 20% (в настоящее время  – менее 3%);

совершенствование механизмов учета  в оплате труда всех видов деятельности работников образования;

внедрение механизма связи заработной платы с качеством, результативностью  труда, основанного на исчислении рейтинга педагога за учебный год;

совершенствование системы аттестации управленческих и педагогических кадров.

Применение такой системы оплаты труда позволит увеличить среднюю заработную плату учителя в 2 раза (до 14 тыс. руб.)

Для введения НСОТ работников образования  области в I полугодии 2008 г. будет  принят соответствующий закон области  и внесены изменения в действующие  региональные законодательные акты. Запланирована разработка автоматизированной программы расчета бюджетов общеобразовательных учреждений, обучение работников образования/4/.

 

3.2. Переход на нормативное  подушевое финансирование общеобразовательных  учреждений (НПФ)

 

Переход на нормативное финансирование образовательных учреждений в Саратовской области осуществляется поэтапно.

29 июля 2005 года был принят закон  Саратовской области № 63-ЗСО  «О порядке определения нормативов  финансирования общеобразовательных  учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ».

Данный закон предусматривал расчет на нормативной основе субвенций, направляемых в муниципальные бюджеты на реализацию общеобразовательных программ. Он вступил  в силу с 1 января 2006 года. На муниципальном уровне субвенция распределяется по общеобразовательным учреждениям по фактически сложившимся расходам.

Следующим этапом перехода на нормативное  финансирование является формирование бюджетов муниципальных общеобразовательных  учреждений с использованием нормативов финансирования (с 1.01.08 г). Для этого приняты необходимые нормативные правовые акты, проведено обучение работников образования.

Переход на НПФ, в частности, позволит увеличить долю учебных расходов в нормативе финансирования в 2009 г. до 8%. Уровень учебных расходов в нормативе финансирования в бюджете 2008 г. увеличен более чем в 5 раз по сравнению с 2007 г. (с 0,6 до 3%) за счет включения в него в полном объеме расходов на учебно – методическую литературу.

 

3.3. Развитие региональной системы оценки качества образования

 

В области сформирована система  оценки качества общего образования, включающая оценку условий организации функционирования систем образования, образовательного и вос-питательного процесса, оценку результатов образовательной деятельности.

С 2006 г. в области апробируется независимая  форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов школ. В 2007г. она проведена в 19 муниципальных  образованиях области для 16853 (57% от общего числа, 7,5 % в 2006г.) выпускников 9-х классов из 285 общеобразовательных учреждений. В результате реализации проекта в 2009 г. обязательные экзамены в независимой форме будут сдавать все выпускники 9-х классов школ/5/.

С 2004 г. Саратовская область участвует  в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена (до 2007 г. – по 3-м предметам, 2007г. – по 4-м предметам). В 2008 г. единый государственный экзамен будет проводиться по 6-ти предметам. В 2009 г. экзамен пройдет в штатном режиме по всем предметам учебного плана.

Ежегодно в мониторинговых исследованиях в среднем принимают участие более 15000 обучающихся, 1370 педагогов, 5240 родителей, 570 медицинских работников.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта по развитию РСОКО:

• систематизация различных информационных потоков по результатам мониторинговых исследований (деятельность образовательных учреждений, работников системы образования, образовательные достижения школьников),

• разработка и внедрение стандартизированных  процедур оценки качества образования,

Информация о работе Особенности управления развитием образования в Московской области