Особенности управления государственным и муниципальным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 22:01, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей управления государственным и муниципальным имуществом.
В рамках достижения ранее указанной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть особенности перераспределения имущества между уровнями публичной власти;
рассмотреть особенности управления ценными бумагами, закрепленными в государственной и муниципальной собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление гос и мун имущесством.docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

Одной из причин медленного экономического развития Российской Федерации в целом, а также отдельных ее субъектов и муниципальных образований является неэффективность управленческого аппарата. Управление государственным и муниципальным имуществом является важнейшей составляющей данного аппарата. При переходе от плановой экономики к рыночной складывающаяся экономическая ситуация потребовала от государственной власти передачи ряда имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в частные руки. По мнению многих ученых управление предприятиями, а также владение имуществом, в том числе и землей, дает наибольший эффект при нахождении в частной собственности. Однако в результате проведенной приватизации произошел ряд проблем, последствия которых приходится решать и сегодняшней власти. Поэтому изучение основ управления государственным и муниципальным имуществом является необходимым, так как сегодня существует большое число актуальных проблем, связанных с данным имуществом.

Объект данной работы – государственное и муниципальное имущество. Предмет – управление государственным и муниципальным имуществом.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей управления государственным и муниципальным имуществом.

В рамках достижения ранее указанной цели необходимо решить ряд задач:

    • рассмотреть особенности перераспределения имущества между уровнями публичной власти;
    • рассмотреть особенности управления ценными бумагами, закрепленными в государственной и муниципальной собственности.

 

1. Перераспределение имущества между  уровнями публичной власти.

Вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, согласно пункту «г» статьи 72 Конституции РФ. Согласно пункту «д» статьи 71 Конституции РФ, в ведении РФ находятся федеральная собственность и управление собственностью.1

Порядок отнесения государственного к разным уровням публичной власти должен устанавливаться специальным законом, который еще не принят. В его отсутствие сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Все государственное имущество, кроме имущества, которое прямо определено в качестве муниципального (указано в приложении 3 ранее названного постановления), считается федеральным. Федеральное имущество в свою очередь разделено на исключительно федеральное имущество (указано в приложении 1) и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектам Федерации (указано в приложении 2). Если объекты государственной собственности не упомянуты ни в одном из приложений к названному постановлению, они предаются в собственность соответствующим субъектам Федерации. Однако высшие органы субъектов должны представить специальное обращение по этому поводу. До этого момента данное имущество считается федеральной собственностью. Таким образом, имущество субъектов Федерации может образовываться за счет федерального имущества только в случаях прямой его передачи (отчуждения) от Федерации в собственность какого-либо ее субъекта. В свою очередь, субъект Федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.2

Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает обязательность перераспределения имущества между уровнями публичной власти: федеральным, уровнем субъектов РФ и муниципальными образованиями. Особенностью такого перераспределения является безвозмездность передачи имущества от государства муниципальным образованиям и от муниципальных образований государству.

По отношению к муниципальным образованиям этим федеральным законом установлены три возможных варианта перераспределения имущества:

    • передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность;
    • передача имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность;
    • передача имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ. 3

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в следующих случаях:

— если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления;

— если указанное имущество используется органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 закона № 131-ФЗ.

Находящееся в собственности субъектов РФ имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в следующих случаях:

— если нахождение указанного имущества в собственности субъектов РФ не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

— если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 закона № 131-ФЗ.

Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов РФ в следующих случаях:

    • если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
    • если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными РФ или субъектами РФ, для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».4

Таким образом, можно сделать вывод, что для основаниями для перераспределения имущества могут быть: несоответствие объекта имущества законодательно установленным целевым видам использования или использование имущества для целей, которые в соответствии с законодательством отнесены к полномочиям других публично-правовых образований.

Процедуру перераспределения имущества можно условно разделить на следующие этапы:

    • проведение инвентаризации имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности;
    • соотнесение имеющегося у публично-правового образования имущества с установленными федеральным законом целевыми видами использования;
    • подготовка и направление предложений о передаче имущества соответствующим органам государственной власти или органам местного самоуправления;
    • принятие органами государственной власти решений о передаче имущества;
    • подписание уполномоченными органами передаточного акта;
    • утверждение передаточного акта и внесение изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества;
    • регистрация возникших прав на недвижимое имущество и земельные участки. 5

Федеральным законодательством предусмотрены четыре случая, когда имущество может находиться в муниципальной собственности:

    1. имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, с целевым назначением, прямо указанным в пунктах 2–4 статьи 50 закона № 131-ФЗ. В пункте 2 перечислено имущество, которое может находиться в собственности поселений, в пункте 3 – муниципальных районов, в пункте 4 – городских округов, причем этот перечень объединяет первые два.6
    2. имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами. Право муниципальных образований иметь подобные виды имущества не может быть истолковано как обязанность государственных органов власти передать данное имущество в собственность муниципальных образований.
    3. имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.
    4. объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления.

Формы разграничения муниципального имущества, предусмотренные законом № 131-ФЗ:

    1. Перераспределение — безвозмездная передача муниципальным образованием муниципального имущества органам государственной власти, федеральным и субъектов РФ.
    2. Разграничение — перераспределение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями и городскими округами.
    3. Отчуждение — возмездная передача муниципальной собственности юридическим и физическим лицам.
    4. Перепрофилирование — изменение целевого назначения отдельных объектов муниципального имущества. 7

 

2. Особенности управления ценными  бумагами, закрепленными в государственной  и муниципальной собственности.

Согласно статье 128 ГК РФ, ценная бумага является вещью, объектом гражданских прав.8 С ценной бумагой могут совершаться различные сделки (купля-продажа, мена, дарение, доверительное управление, залог и т. д.), как и с большинством вещей.9

Согласно статье 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Важной составляющей экономико-правового содержания ценной бумаги является источник того права, которое она удостоверяет. Во всех случаях таким источником является какое-либо обязательство, которое, исходя из статьи 307 ГК РФ, представляет собой некое правоотношение, в рамках которого всегда существует две стороны (кредитор и должник).10 Кредитор является субъектом права, лежащего в основе обязательства, а должник — соответственно субъектом обязанности (долга). Это означает, что по отношению к ценной бумаге как вещи особого рода, всегда позиционируются две стороны того обязательства, из которого и проистекает право, удостоверяемое этой ценной бумагой. Именно это отличает ценную бумагу от любой другой вещи, где вторая (помимо собственника) сторона правоотношений появляется только в результате совершения сделки с этой вещью.11

Эмиссия и обращение ценных бумаг в РФ регулируются следующими нормативными правовыми документами:

    • Частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (статьи 142–149).
    • Частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (статьи 807–812; 816–817).
    • Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ (статьи 6, 114).
    • Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
    • Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
    • Постановлением Правительства РФ от 30.09.2000 г. № 754 «О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмиссии».

При анализе целей заимствований, осуществляемых публичными субъектами права (государством и муниципальными образованиями), используются несколько подходов.

Теоретический подход основан на выделении трех целевых групп заимствований:

    • фискальные цели;
    • цели обеспечения экономической стабилизации и экономического стимулирования;
    • цели оптимизации распределения общественных ресурсов.

Практический подход содержит финансово-правовой аспект и реализуется через действующее бюджетное законодательство, которое выделяет следующие цели заимствований:

    • финансирование планового дефицита бюджета;
    • покрытие так называемого «кассового разрыва», вызванного неравномерностью текущих доходных поступлений в бюджет;
    • погашение существующих обязательств;
    • финансирование целевых инвестиционных программ (капиталоемких проектов). 12

В рамках возникновения долговых обязательств необходимо рассмотреть понятие «муниципальный долг», которое раскрывается в статье 100 БК РФ. В этой статье содержится перечень обязательств, из которых складывается муниципальный долг:

    • ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
    • бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
    • гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).13

Все эти обязательства имеют заемный характер и могут называться заемными обязательствами.

Единственной составляющей муниципальных ценных бумаг может являться только муниципальные облигации. Из представленного ранее перечня обязательств следует, что ценные бумаги муниципальное образование может выпускать для оформления займов. А в соответствии со статьей 816 ГК РФ одним из способов заключения договора займа является выпуск и продажа облигаций. Из этого можно сделать вывод, что муниципальные ценные бумаги включают в себя только муниципальные облигации.

Экономическое содержание любой ценной бумаги сводится к следующим параметрам (характеристикам):

    1. валюта обязательства;
    2. срочность обязательства;
    3. возмездность (стоимость, цена и т. д.);
    4. цель выпуска (выдачи) ценной бумаги;
    5. налогообложение дохода по ценной бумаге (или дохода от операции с ценной бумагой).14

Информация о работе Особенности управления государственным и муниципальным имуществом