Особенности муниципального управления в Санкт-Петербурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа ставит своей задачей проанализировать те факторы и тенденции, которые позволяют "объективизировать" эту проблему, подойти к ней не как к объекту политической борьбы, а как к научной и организационной задаче, имеющей объективные предпосылки для своего решения. Очевидно, что для достижения данной цели необходимо сконцентрироваться в первую очередь на теоретических основах организации власти и управления в Санкт-Петербурге в области функционирования местного самоуправления.

Содержание

Введение
1. Анализ существующего положения и особенности муниципального управления в городах федерального значения
1.1. Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
1.2 Законодательная база организации местного самоуправления в городах федерального значения и ее специфика
1.3 Законодательство и практика муниципального управления в Санкт-Петербурге
2. Проблемные вопросы муниципального управления в Санкт-Петербурге
2.1 Проблемы формирования местного самоуправления
2.2 Проблемы функционирования местных органов власти
2.3 Противоречия территориальных и финансовых основ местного самоуправления
3. Пути решения и предложения по совершенствованию муниципального управления в Санкт-Петербурге
3.1 Расширение объемов полномочий органов местного самоуправления
3.2 Наделение внутригородских муниципальных образований адекватным объемом муниципального имущества
3.3 Финансовое обеспечение внутригородских муниципальных образований
3.4 Формирование полноценных муниципальных образований на пригородных территориях
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности муниципального управления Санкт-Петербурга.doc

— 436.00 Кб (Скачать файл)

Разновидность общественной теории самоуправления - хозяйственная. По мнению ее сторонников (Р. Моль, А. Васильчиков), функции самоуправления - строго хозяйственные. Этим оправдывается самостоятельность общины (коммуны) и отсутствие государственного надзора за ее деятельностью. Однако властные функции общины на практике не могут быть только хозяйственными.

Юридическая теория исходит из того, что органы местного самоуправления выполняют часть функций государственного управления, но являются органами не государства, а общины. Все самоуправляющиеся единицы, согласно этой теории, рассматриваются как субъекты государственных прав, предоставленных им в полное обладание. Поэтому необходимо наличие выборных органов местного самоуправления в противоположность органам, назначаемым правительством.

В дореволюционной России существовала политическая теория самоуправления. Согласно ей, должностные лица местного самоуправления не являются профессиональными чиновниками, так как исполняют свои обязанности не по назначению правительства, а по выбору местного населения. Самоуправление выражается прежде всего в самостоятельности граждан, несущих свою безвозмездную службу и потому свободных в своем волеизъявлении.

Государственная теория (Л. Штейн, Н. Лазаревский, А. Градовский), в противоположность рассмотренным выше, исходит из того, что местное самоуправление - часть государства, и поэтому невозможно точное разграничение общинных и государственных дел. Согласно этой теории, общинные дела - часть государственных дел, переданных для исполнения на местах. Источником общинной власти является государство. Всякое управление есть дело государства, поэтому местное сообщество не обособлено от него, а служит его интересам и целям. Практика организации местной власти в советский период основывалась именно на этой теории.

Следует заметить, что между государственными и местными делами все же есть принципиальное различие.

Государство имеет дело с гражданами.

Местное самоуправление имеет дело с жителями.

Это образное выражение принадлежит видному российскому юристу М. Краснову и несет глубокий смысл.

Действительно, соблюдение гражданских и социальных прав и свобод человека, зафиксированные в Конституции РФ, - вопрос государственный, тогда как устройство жизни в конкретном поселении - вопрос местного значения.

Большинство современных ученых придерживаются позиции двойственной, государственно-общественной природы местного самоуправления. Соответствующая теория предполагает выполнение общиной как местных задач, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступают в качестве агентов государства на местном уровне и действуют под его контролем.

Наряду с различием местных и государственных дел, следует подчеркнуть принципиальное отличие местного самоуправления от самоуправления в общественных организациях. Оно состоит в том, что местное самоуправление носит форму публичной власти. Член самоуправляемой общественной организации, не желающий подчиняться ее уставным положениям и требованиям, может просто выйти или быть исключенным из ее состава. Жителя данного поселения исключить невозможно, поэтому он должен быть принужден к выполнению общих правил и порядков, установленных общиной. Для этого органы местного самоуправления должны иметь властные полномочия, полученные от избравшего их населения.

Определение и общие принципы местного самоуправления

Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления, получили отражение в Европейской Хартии местного самоуправления - документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985 года. В ней дается следующее определение местного самоуправления:

"Под местным самоуправлением  понимается право и реальная  способность органов местного  самоуправления регламентировать  значительную часть государственных  дел и управлять ею, действуя  в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. У советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает".

Что касается российского законодательства, то в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", принятом в 1995 году (в дальнейшем - Федеральный закон 1995 года), была приведена следующая формулировка:

"Местное самоуправление в  Российской Федерации - признаваемая  и гарантируемая Конституцией  Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".

В Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в дальнейшем - Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ), говорится следующее:

"Местное самоуправление в  Российской Федерации - форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая  в пределах, установленных Конституцией  Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций".

Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в Федеральном законе 1995 года акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в Федеральном законе 2003 года - как на форму осуществления народом своей власти. Очевидно, важно и то и другое.

Отличие формулировок российских законов от Европейской Хартии местного самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает прежде всего само население и уж затем - органы местного самоуправления. В то же время Европейская Хартия говорит не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998 году Европейской Хартии требует учета всех ее отправных положений. В ней установлено, что "принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны".

Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов. К их числу относятся:

самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;

организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;

соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

законность в организации и деятельности местного самоуправления;

гласность деятельности местного самоуправления;

сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;

государственные гарантии местного самоуправления.

Л. Велиховым была дана характеристика основных признаков местного самоуправления, отличающих его от государственной власти. К ним он относит:

различие в характере власти. Местное самоуправление - власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;

разграничение сфер компетенции. Речь идет об отграниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению;

самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства для осуществления своих задач;

территориально ограниченный выборный принцип.

Все эти принципы и признаки в тех или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.

Таким образом, местное самоуправление - это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе

Признание местного самоуправления особой формой власти и особым общественным институтом означает признание того, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует также коллективный интерес местной общины, местного сообщества, т.е. муниципальный интерес. Последний состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории. Сам термин "муниципалитет" происходит от латинских слов munis - тяжесть, тягота, бремя и capio, recipio - беру, принимаю. Иными словами, самоуправление - бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет является своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Ведь население и выбранные им органы местного самоуправления лучше знают, как успешнее организовать свою жизнь и как лучше вести дела, чем государственные органы в случае централизованного управления местными делами. Из признания местного самоуправления следует признание важности местных интересов в реализации государственной политики.

------------------------------------------------------------------------¬

¦ С   ---------------------¬ -------------------¬ -------------------¬  ¦

¦ Т   ¦      I сектор      ¦ ¦     II сектор    ¦ ¦     III сектор   ¦  ¦

¦ Р   ¦                    ¦ ¦                  ¦ ¦                  ¦  ¦

¦ У   ¦    Государство     ¦ ¦      Бизнес      ¦ ¦   Гражданское    ¦  ¦

¦ К   ¦   (федеральный и   ¦ ¦  (хозяйствующие  ¦ ¦     общество     ¦  ¦

¦ Т   ¦    региональный    ¦ ¦    субъекты)     ¦ ¦ (некоммерческие ¦  ¦

¦ У   ¦      уровни)       ¦ ¦                  ¦ ¦   организации)   ¦  ¦

¦ Р   ¦                    ¦ ¦                  ¦ ¦                  ¦  ¦

¦ Ы   L-----T------T-------- L--------T---------- L------T---T--------  ¦

L-----------+------+------------------+------------------+---+-----------

------------+------+------------------+------------------+---+----------¬

¦ Ф         Ў      L--------------¬   Ў   ----------------   Ў          ¦

¦ У   ---------------------¬ -----Ў-------Ў-----¬ -------------------¬  ¦

¦ Н   ¦  Властная функция  ¦ ¦   Хозяйственная  ¦ ¦   Общественная   ¦  ¦

¦ К   ¦                    ¦ ¦      функция     ¦ ¦     функция      ¦  ¦

¦ Ц   ¦                    ¦ ¦                  ¦ ¦ (самоорганизация ¦  ¦

¦ И   ¦                    ¦ ¦                  ¦ ¦     граждан)     ¦  ¦

¦ И   L--------------------- L------------------- L-------------------  ¦

¦              ^                     ^                       ^          ¦

L--------------+---------------------+-----------------------+-----------

L---------------------+------------------------

                   ------------------+---------------¬

                   ¦      Местное самоуправление     ¦

                   L----------------------------------

Рис. 2. Местное самоуправление в системе основных структур общества

Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе. Для оценки этой роли и функции напомним, что политологи разделяют общество на три основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и свои функции: первый - власть (функция власти, политическая функция); второй - бизнес (хозяйственная функция); третий - гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий). Если под этим углом зрения взглянуть на местное самоуправление, то можно сделать вывод, что в современном обществе оно выполняет все три перечисленные функции (рис. 2).

Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть, реализует политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.

Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.

                 --------------------------------------¬

                 ¦   Система местного самоуправления   ¦

                 L------------------T-------------------

                            --------+---------¬

Информация о работе Особенности муниципального управления в Санкт-Петербурге