Организация, формы и средства ППФП в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 14:20, реферат

Краткое описание

История развития профессионально-прикладной физической подготовки связана с общей историей физической культуры и отражает лишь её приклад-ную сторону – влияние физкультуры и спорта на подготовку человека к труду.
Начало формирования системы физической культуры восходит к перво-бытно-общинному строю. Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к со-циальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества.

Содержание

1.1. Введение (Краткая историческая справка).
1.2. Организация, формы и средства ППФП в ВУЗе.
2.1. Значение педагогического мастерства для спортивного педагога.
2.2. Реализация педагогического мастерства в
профессиональной деятельности спортивного педагога.
3. Основные положения организации физического воспитания в вузе.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Организация, формы и средства ППФП в ВУЗе

План: 
1.1. Введение (Краткая историческая справка). 
1.2. Организация, формы и средства ППФП в ВУЗе. 
2.1. Значение педагогического мастерства для спортивного педагога. 
2.2. Реализация педагогического мастерства в  
профессиональной деятельности спортивного педагога. 
3. Основные положения организации физического воспитания в вузе. 
 
1.1.Введение (Краткая историческая справка) 
 
История развития профессионально-прикладной физической подготовки связана с общей историей физической культуры и отражает лишь её приклад-ную сторону – влияние физкультуры и спорта на подготовку человека к труду. 
Начало формирования системы физической культуры восходит к перво-бытно-общинному строю. Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к со-циальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем, перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры и спорта. 
Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду. В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. 
Яркими примерами использования физических упражнений в прикладных целях являются системы подготовки в Древней Греции и Римской империи. В Спарте и Афинах каждый ребёнок с 7 лет занимался гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15 лет – борьбой и кулачным боем. 
История создания отечественной системы физического воспитания восхо-дит к реформам Петра I, направленным на развитие просвещения, науки,культуры и физической культуры правящего класса. В частности, физическое воспитание было введено в качестве обязательного предмета в военных и некоторых гражданских учебных заведениях. 
Положительное использование результатов физической подготовки в оборонных целях ярко проявилось в период Великой Отечественной войны, когда советские спортсмены активно участвовали в боях с фашистами. Наши воины на фронте и в тылу проявляли беспримерную храбрость, прекрасную физическую подготовку, закалку, силу и выносливость. 
На рубеже XIX–XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечения максимальной прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека.  
В 20–30-х гг. XX в в нашей стране была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления – специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). 
 
1.2. Организация, формы и средства ППФП в ВУЗе 
 
Методическую основу такой подготовки составляют различия в соотношении разносторонней физической подготовки и специализированной ППФП к конкретным специальностям, например, при подготовке инженеров-программистов и будущих геологов, инженеров строительных специальностей. Необходимы учет требований единства физической и психической деятельности в условиях внешней среды, уровень предварительной подготовленности занимающихся. При этом считается, что резкого разграничения между разносторонней физической подготовкой и ППФП не должно быть, так как это и есть составные части гармоничной подготовки будущих специалистов. ППФП можетпроводиться как последовательно, так и параллельно с общей физической подготовкой. При этом можно лишь акцентировать внимание на формировании у студентов прикладных знаний и навыков применения ППФП в режиме труда и отдыха. Необходимо также овладение прикладными умениями и навыками, входящими в отдельные виды спорта – с целью развития физических и специ-альных качеств для конкретной профессии, с учетом положительного «переноса» их в профессиональную деятельность. 
Формирование прикладных знаний ведется в плане информации студентов о возможностях использования физической культуры и спорта при борьбе с производственным утомлением и негативным влиянием производственной среды, ознакомлением с навыками организации оздоровительной, спортивно-массовой работы. 
Формами ППФП в высших учебных заведениях являются специально организованные учебные занятия: самостоятельные и самодеятельные занятия; массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, избирательно применяемые в различных вузах или на факультетах. 
В процессе учебных занятий студенты проходят теоретическую подготовку и осваивают практические навыки, позволяющие им методически грамотно готовить себя к профессиональной деятельности, а также вырабатывать качества будущего руководителя, организатора спортивной и производственной деятельности целых коллективов с учетом требований специальности. 
Самостоятельные и самодеятельные занятия, прежде всего, включают выполнение заданий преподавателя по ППФП. В качестве контроля эти задания вводятся в зачетные требования (составление комплексов утренней и производственной гимнастики, материалы по организации соревнований и др.). Для совершенствования ППФП используются занятия в студенческих общежитиях и спортивном лагере, в режиме рабочего дня и в период каникул. Важной составной частью организации ППФП является методика подготовки судей, общественных инструкторов по спорту. 
Массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия имеют положительное значение, если они насыщаются прикладными видами спорта или их элементами. В этом плане полезны соревнования по спортивному ориентированию, марш-броски, эстафеты и подвижные игры с элементами ППФП. Необходима также связь спрофилирующими кафедрами вуза. Это позволит разработать мероприятия с включением элементов будущей специальности студентов в виде комби-нированных эстафет и т.д.  
2.1. Значение педагогического мастерства для спортивного  
педагога  
 
Спортивный педагог является носителем знаний, умений и  
навыков, которые он должен передать своим воспитанникам.  
Чтобы быть профессионалом в своей области необходимо  
обладать не только спортивно-практической подготовленностью,  
но и большим арсеналом методов и средств воспитания и  
обучения, быть незаурядной личностью, способной привести  
воспитанников к достижению результатов в спорте. Все это  
накладывает большие требования к его профессионально- 
педагогической культуре, одной из составляющей сторон  
которой, является педагогическое мастерство преподавателя- 
тренера.  
Следовательно, значение педагогического мастерства для  
спортивного педагога можно выразить в ряде факторов:  
- педагогическое мастерство является носителем  
профессионально-педагогической культуры, что  
выражается в деятельности и становлении личности;  
- педагогическое мастерство способствует развитию  
профессиональных знаний, педагогических  
способностей, педагогической техники ( культуры  
общения, культуры речи, умение управлять собой);  
- педагогическое мастерство обеспечит высокий уровень  
самоорганизации профессиональной педагогической  
деятельности, что выражается в педагогическом  
творчестве и индивидуальном стиле учебно- 
тренировочной работы.  
Однако в области физической культуры и спорта  
взаимодействие между педагогами-тренерами и их  
воспитанниками чаще всего осуществляется на интуитивном  
уровне, без учета знаний и убеждений рассматриваемого понятия,  
что и послужило основанием для написания данного параграфа.  
 
 
 
 
2.2.Реализация педагогического мастерства в  
профессиональной деятельности спортивного педагога.  
 
Изучение характеристики личности и педагогической  
деятельности спортивного педагога высокого уровня  
педагогического мастерства позволяет нам рассмотреть способы  
и приемы педагогического взаимодействия своспитанниками.  
Буквально ответить на вопросы: как же происходит передача  
специальных знаний, умений и навыков, посредством чего  
спортивный педагог осуществляет нравственное и педагогическое  
воздействие на учащихся?  
Деркач А.А. в своей работе отмечает, что мастерство  
тренера выражается в умении владеть средствами педагогической  
техники, т. е. быть эстетически выразительным, уметь, когда это  
нужно скрывать своё дурное настроение, а если необходимо –  
показать свою взволнованность, радость, страстность. Он говорит  
о том, что именно педагогическая техника позволяет тренеру  
управлять своими эмоциями, организовывать своё поведение. Что  
является неотъемлемым условием для успешной организации  
педагогического процесса.  
Традиционно считается, что педагогическая техника как  
научное понятие было введено А.С.Макаренко. В широком  
смысле она понимается «как научно организованная система всех  
влияний на главный объект воспитания – личность и коллектив».  
В этом случае речь идёт о целом ряде приёмов и методов  
воспитания и обучения (традиции, игры, доверие, проектировка  
личности, педагогика действия и т.д.).  
В более узком плане педагогическая техника  
рассматривается здесь « как средство реализации внешних  
проявлений педагогического мастерства». А.С.Макаренко  
выделил такие её компоненты как:  
- постановка голоса, необходимая для точного выражения  
мыслей и чувств;  
- мимика и пантомимика для точной реакции на те или  
иные действия или ситуации, позволяющие проявлять в  
целесообразных границах гнев, негодование, радость,  
любовь;  
- умение «смотреть» на ребёнка и видеть процессы в нём  
происходящие.  
Однако одни авторы сводят педагогическую технику к  
педагогическому такту. Другие рассматривают её как форму  
организации поведения педагога, совокупность средств, приёмов  
эффективного педагогического воздействия. Третьи – как  
практический уровень реализации мастерства, как специальную  
подготовку педагога к творческому труду и даже как  
интегральное качество личности. Педагогическая техника также  
рассматривается, как умение использовать в педагогическомпроцессе эмоционально-выразительные средства – голосовые,  
моторные, мимические, управление своим психическим  
состоянием.  
Турчанинова Ю.И. рассматривает сущность педагогической  
техники с точки зрения её двухкомпонентной структуры,  
состоящей из техники общения и техники предметной  
деятельности. Исследователь определяет педагогическую  
технику, как части системы общепедагогических умений  
учителя, которая в непосредственном взаимодействии с  
воспитанниками обеспечивает оптимальное использование  
педагогического потенциала личности учителя ( техника  
общения). А так же, и педагогического потенциала  
разнообразных объектов материальной и духовной культуры  
(техника предметной деятельности).  
Зязюн И.А. говорит, о том, что педагогическая техника  
способствует гармоническому единству внутреннего содержания  
деятельности учителя и внешнего его выражения. Он определяет  
технику как совокупность приёмов, а речь и невербальные  
средства общения называет её средствами. В понятие  
«педагогическая техника» включены две группы компонентов.  
Первая группа компонентов связана с умением педагога,  
управлять своим поведением, что означает:  
- владение своим организмом (мимика, пантомимика);  
- управление эмоциями, настроением ( снятие излишнего  
психического напряжения, создание творческого  
самочувствия);  
- социально-перцептивные умения ( внимание,  
наблюдательность, воображение);  
- техника речи (дыхание, постановка голоса, дикции, темп  
речи).  
Вторая группа компонентов педагогической техники связана  
с умением, воздействовать на личность и коллектив, и  
раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и  
обучения: дидактические, организаторские, конструктивные,  
коммуникативные умения; технологические приёмы  
предъявления требований, управления педагогическим общением,  
организация коллективных творческих дел.  
Таким образом, при любом подходе к определению  
педагогической техники в ней устойчиво сохраняются следующие  
элементы:  
- техника речи (голос, дыхание, дикция, интонирование,  
эмоциональность);  
- мимическаятехника (мимика лица);  
- пантомимическая техника (внешний вид, жест, взгляд);  
- саморегуляция психической деятельности (самоконтроль,  
выдержка).  
Чтобы убедиться в том, что развитие умений педагогической  
техники действительно возможно и необходимо для спортивного  
педагога, рассмотрим подробнее элементы педагогической  
техники, опираясь на работу Зязюна А.И.  
По подсчётам учёных на учебное слушание приходится  
приблизительно ј - Ѕ всего учебного времени, следовательно,  
процесс правильного восприятия учащимися учебного материала  
зависит от совершенства речи учителя.  
Некоторые считают, что голос и его тембр – только  
природные данные человека. Однако современная физиология  
доказала, что качество голоса можно совершенствовать. Как уже  
отмечалось выше, техника речи включает в себя дыхание, голос,  
дикцию, ритмику.  
Так дыхание выступает энергетической базой речи. Речевое  
дыхание называют фонационным (от греческого слова phono –  
звук). Из всех видов дыхания (верхнее, грудное, диафрагмальное,  
диафрагмально-рёберное), правильным считается диафрагмально- 
рёберное. Оно осуществляется за счёт изменения объёма грудной  
клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие  
сокращения диафрагмы, межрёберных дыхательных мышц, а  
также брюшных мышц живота. Такое дыхание используют как  
основу для речевого дыхания. В речевом дыхании выдох длиннее  
вдоха. Последовательность речевого дыхания – короткий вдох,  
пауза ( для укрепления брюшного пресса), длинный звуковой  
выдох. Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому его  
правильная организация важна для постановки речевого дыхания  
и голоса, их развития и совершенствования.  
Голос, поставленный природой, встречается довольно редко.  
Голос – звук, образующийся после смыкания и размыкания  
голосовых связок, в результате прохождения выдыхаемого  
воздуха через гортань. Важной особенностью голоса педагога  
является сила звука. Сила зависит от активности работы органов  
речевого аппарата. Важное условие слышимости голоса –  
полётность. Этот термин определяет способность посылать свой  
голос на расстояние и регулировать громкость.Существенное  
значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко  
изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Диапазон –  
объём голоса. Границы его определяются самым высоким и  
самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведёт к  
появлению монотонности. Тембр – окраска звука, яркость, его  
мягкость, теплота, индивидуальность.  
Все эти свойства голоса вырабатываются специальными  
упражнениями. Процесс воспитания голоса трудоёмкий и  
индивидуальный. Он требует строго индивидуальной методики и  
контроля со стороны опытных специалистов.  
Дикция - это ясность и чёткость в произношении слов,  
слогов и звуков. Она зависит от согласованной и энергичной  
работы всего речевого аппарата. Частый дефект дикции –  
скороговорка. Невнятной речь бывает из-за звучания « сквозь  
зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова.  
Некоторым свойственно нечёткое произношение свистящих и  
шипящих из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы.  
Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой  
артикуляции – движения органов речи. Для этого необходимо  
выполнять специальную артикуляционную гимнастику, которая  
включает упражнения для разминки речевого аппарата и  
упражнения для отработки артикуляции каждого гласного и  
согласного звука.  
Ритмика определяет скорость речи в целом, длительность  
звучания отдельных слов, слогов, и использование пауз. Скорость  
речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его  
речи и ситуации общения. Длительность звучания отдельных слов  
зависит не только от их длинны, но и от их значения. Для  
достижения выразительности звучания следует умело  
пользоваться логическими и психологическими паузами. Без  
логических пауз – речь считается безграмотной, а, без  
психологических – безжизненной.  
Подводя итог можно утверждать, что голос педагога должен  
быть ярким, звучным, чётким, привлекающим внимание,  
побуждающим к мышлению, действию. Воспитание всех  
перечисленных качеств, безусловно, требует специальной  
тренировки.  
Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства,настроения, состояния посредствам движения мускулов лица.  
Нередко движения лица и жесты оказывают на учащихся более  
сильное влияние, чем слова. Выражение лица должно  
соответствовать характеру речи, отношениям в коллективе. Оно,  
как и весь внешний облик, должно выражать уверенность,  
одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение,  
заинтересованность и другие чувства и эмоции в различных  
вариантах. Широкий диапазон чувств способна выразить улыбка,  
свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе  
человека. Также выразительными деталями мимики являются  
глаза и брови. Мимика и жесты повышают эмоциональную  
значимость информации, способствуют лучшему её усвоению.  
Педагог должен уметь показать на лице и в жестах лишь то, что  
способствует успешному осуществлению учебного процесса,  
решению поставленных педагогических задач. Взгляд должен  
быть обращен к слушателям, создавая визуальный контакт. Ни в  
коем случае нельзя допускать обращения к окнам, стенам,  
потолку.  
Таким образом, визуальный контакт и мимическую технику,  
в общем, следует сознательно развивать и тренировать.  
Пантомимика – это движения тела, рук и ног. Она помогает  
выделить главное, рисует образ. Красивая, выразительная осанка,  
прямая походка, собранность движений говорят об уверенности  
педагога в своих силах и знаниях. В то время как сутулость,  
опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней  
слабости человека, его неуверенности в себе. Жест педагога  
должен быть сдержанным и ограниченным, без широких взмахов  
и резких углов, но одновременно нескованным и естественным.  
Различают описательные и психологические жесты.  
Описательные жесты иллюстрируют ход мыслей.  
Психологические жесты гораздо важнее, так как они выражают  
чувства. Известно, что жесты чаще всего предупреждают ход  
высказываемой мысли, а не следуют за ней. Практика показывает,  
для того, чтобы общение было активным, следует принимать  
открытую позу, что означает: не скрещивать руки, повернуться  
лицом к аудитории, уменьшить дистанцию между учениками ипреподавателем. Открытая поза создает эффект доверия.  
Рекомендуются передвижения по классу вперёди назад, а не в  
стороны. Это объясняется тем, что шаг вперёд усиливает  
значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание  
аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт слушателям  
отдохнуть.  
Следовательно, педагогу необходимо выработать манеру  
правильно стоять перед воспитанниками. Добиться того, чтобы  
все движения и позы привлекали учащихся изяществом и  
простотой. Это обязательно должно учитываться в процессе  
вузовской подготовки будущих педагогов, независимо от их  
специализации.  
Психическая саморегуляция – своеобразная психофизическая  
гимнастика, включающая релаксацию и самовнушение с целью  
формирования профессионально необходимых качеств.  
Общение начинающего педагога с классом часто вызывает у  
него « мышечные зажимы», чувства неуверенности, страха,  
скованности, действия « на виду» отражаются на стройности  
мыслей, состоянии голосового аппарата, физическом  
самочувствии, психическом состоянии. Всё это требует знания и  
умения осуществлять психофизическую настройку на  
предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным  
состоянием во время общения.  
Проведённые исследования показывают, что существует ряд  
типичных ошибок педагогической техники у начинающих  
педагогов. Они проявляются в неумении подавить неуверенность,  
душевно беседовать с учеником и его родителями, сдержать или,  
наоборот, проявить гнев. Нередко, практиканты сами отмечают,  
что они не спокойны за свою речь, говорят о том, что проявляли  
чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона,  
говорили скороговоркой, испытывали чувство страха, излишне  
жестикулировали или стояли, окаменев, не зная, куда деть  
тяжёлые руки. В осанке многих отмечалась сутулость, опущенная  
голова. Основными недостатками во владении голосом являются  
монотонность, безжизненность речи, отсутствие навыков  
выразительного чтения. Много индивидуальных недостатков в  
речи – нечёткая дикция, неумение найти оптимальный вариант  
громкости.  
Все эти ошибки мешают педагогу эффективно  
воздействовать научащихся и мешают выполнению  
педагогических задач. Поэтому, нам видится необходимым,  
ликвидировать их ещё в процессе вузовского обучения будущих  
педагогов.  
В рамках данной темы нам необходимо конкретизировать  
сущность педагогической техники для спортивных педагогов,  
что отражено на рис.4.  
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 4. Педагогическая техника спортивного педагога  
 
 
 
 
 
Теперь мы можем, утверждать, что владение умениями  
педагогической техники позволяет спортивному педагогу в  
полной мере осуществлять свои функции. Попытаемся  
обосновать данное утверждение. Хотя функции преподавателя  
тренера уже были перечислены выше ( тема 4.), рассмотрим  
подробнее те из них, осуществление которых требуют от педагога  
владения умениями педагогической техники.  
Например, функция воспитание культуры, для  
осуществления которой спортивный педагог должен уметь  
находить с воспитанниками общий язык, проводить беседы о  
моральном облике спортсмена, развивать познавательные  
интересы и способности, воспитывать сознательную дисциплину,  
находить и применять разнообразные меры поощрения и  
наказания. Всё это, по сути, и является умениями педагогической  
техники.  
Следующая функция спортивного педагога – учебно- 
тренировочная. Преподавателю необходимо уметь использовать  
многообразные принцип, средства, формы и методы обучения и  
совершенствования. Обучать мерам безопасности; формировать и  
совершенствовать определённые физические, психические  
качества воспитанников, а также их индивидуальные личностные  
качества. Чётко, ясно и образно объяснять упражнения на основе  
ассоциации с имеющимся двигательным опытом; владеть  
навыкам чёткой подачи команд; образно показать каждое  
изучаемое упражнение; формировать навыки по самоконтролю и  
другое. Таким образом, и здесь чётко прослеживается  
необходимость владения умениями педагогической техники,  
поскольку невозможно научить ребёнка самоконтролю, если не  
владеешь им сам. Также невозможно установить дисциплину и  
добиться того, чтобы дети тебя слушали, не владея техникой речи  
и невозможно развивать и совершенствоватькакие-либо  
личностные качества, если ты не в состоянии их выявить и  
проанализировать.  
Рассмотрим ещё одну очень важную функцию спортивного  
педагога – функцию самосовершенствования. Она  
предусматривает умение пополнять запас знаний и правильно применять их на практике; постоянное совершенствование  
культуры речи и поведения; умение управлять своим  
психическим состоянием и психологической настройкой на  
занятие; умение осуществлять контроль над своим поведением,  
действиями, движениями, мимикой, эмоциями. И опять же мы  
видим, что владение педагогической техникой необходимо  
спортивному педагогу.  
Таким образом, педагогическая техника способствует  
гармоническому единству внутреннего содержания деятельности  
спортивного педагога и внешнего его выражения.  
По мнению Деркача А.А существует область педагогической  
техники, которая мало изучена и не обобщена. Это « скрытая  
педагогическая позиция» педагога. На скрытой педагогической  
позиции основан метод косвенного воздействия, т.е. создания  
естественной педагогической ситуации, направляющей  
воспитанника на самоанализ своего поведения.  
Исследователь утверждает, что косвенное воздействие на  
личность при скрытой воспитывающей позиции тренера  
представляет один из путей преодоления сопротивления  
воспитанию. Обобщая исследования ряда учёных, Деркач А.А.  
выделяет некоторые приёмы косвенного воздействия на личность  
занимающегося:  
- переключение деятельности подростков с отрицательной  
на положительную путём создания увлекательных  
перспектив;  
- самопереключение на вновь организуемые виды  
деятельности;  
- дружеская просьба, которая заставляет подростка по- 
иному взглянуть на своё поведение;  
- подключение к личности, когда она изменяет своё  
поведение под воздействием определённых лиц, которые  
незаметно подключаются к ней тренером;  
- рассказ об аналогичном поступке;  
- обращение по неизвестному адресу;  
- мнимое безразличие к поступку;  
- мнимое игнорирование недостатков личности;  
- ожидание меры воздействия;  
- авансирование доверием.  
Далее авторутверждает, что эти приёмы косвенного  
воздействия на личность основаны на общем принципе создания  
воспитывающей ситуации, побуждающей подростка к  
улучшению своего поведения. При этом воспитывающая позиция  
тренера остаётся скрытой. Также он делает акцент на том, что  
большое значение в применении любого метода педагогического  
воздействия имеет владение искусством общения. Выбор верного  
тона и стиля общения с воспитанниками во многом предрешает  
успех педагогического воздействия на них.  
Таким образом, педагогическое мастерство спортивного  
педагога реализуется в его деятельности через владение им  
компонентами педагогической техники.  
Большая значимость педагогической техники и  
педагогического мастерства, позволяет нам рекомендовать  
формирование умений педагогической техники по четырём  
аспектам:  
1. Формирование техники речи;  
2. Формирование умений невербального общения;  
3. Формирование умений словесной коммуникации (вербального  
общения);  
4. Формирование умений психической саморегуляции.  
 
Таблица 1.  
Формирование умений педагогической техники спортивных педагогов 
 
 
 
Однако прежде чем приступать к освоению умений  
педагогической техники, студентам необходимо изучить  
понятийный аппарат профессионально-педагогической культуры,  
раздела педагогического мастерства в частности. На наш взгляд,  
этому способствует составление словаря-справочника основных  
понятий профессиональной культуры спортивного педагога,  
составление перечня качеств «идеального спортивного педагога»  
с последующим обсуждением, самоанализ сформированности  
личностных качеств. Далее можно приступать к освоению  
конкретных умений педагогической техники.  
Так, в качестве основных мероприятий для формирования  
техники речи мы рекомендуем выполнение упражнений на  
развитие фонационного дыхания, на развитие силы, гибкости,  
диапазона голоса; работу над дикцией. Занятия предпочтительно  
проводить в микро группах, большое значение имеет  
самостоятельная работа.  
Освоению навыков невербального общения способствует  
овладение методиками визуальной диагностики. Развитие  
наблюдательностии воображения формируется посредством  
техники контактного взаимодействия, а также выполнением  
физических упражнений, позволяющих лучше координировать  
движения тела. Научиться контролировать мимику лица помогут  
упражнения на развитие умений передавать эмоциональные  
различные состояния посредством мимики лица. Для  
приобретения навыков невербального общения используются  
специальные жесты (например, судейские жесты, жесты-команды  
и др.)  
В качестве рекомендуемых мероприятий по формированию  
навыков вербального общения можно выделить: тренировочные  
упражнения по обучению общению – это упражнения на развитие  
умений педкоммуникативной ориентировки и на развитие умений  
контактировать. Занятия рекомендуется проводить в группах.  
Хороший эффект даёт моделирование игровых ситуаций,  
различные тренинги.  
Овладение умениями психической саморегуляции  
осуществляется посредством освоения методик и техники  
регуляции своего самочувствия ( аутотренинг, релаксация,  
контроль тонуса мимических мышц, контроль и регуляция темпа  
движения и речи, контроль и регуляция дыхания, и др.). В  
процессе занятий рекомендуется составление программ  
саморегуляции психических процессов: «Я уверен в себе», «Я  
спокоен» и др., а также тренинговые упражнения по регуляции  
эмоциональных и волевых состояний и качеств, упражнения на  
управление тонусом скелетной мускулатуры ( подробно о тренировке педагогической техники можно узнать в учебном  
пособии Зязюна И.А. «Основы педагогического мастерства», 1989  
г.). 
 
3. Основные положения организации физического воспитания в вузе 
 
Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего) и высшего профессионального образования» обязывает ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическаякультура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах – по 2 часа. При необходимости этот обяза-тельный курс может быть дополнен 1–2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организационно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осуществляется при проведении дополнительных элективных и факультативных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5–6 часов в неделю.  
Физическая культура, как учебная дисциплина в вузе, по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе и предусматривает использование дифференцированных форм и методов обучения в работе трех учебных отделений: основном (подготовительном), специальном и спортивном. Спе-цифика учебного процесса на данных отделениях связана с комплектованием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей, потребностно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов. Это предусматривает соответствующую регламентацию «должных» норм объема и интенсивности физических нагрузок, направленность и чередование различных видов и форм учебной работы. 
Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической под-готовленности. 
Характерными особенностями содержания учебной программы являются ее общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре отражена во всех ее разделах, выполняя таким образом интегративную функцию. Вместе с тем расширение объема гуманитарных знаний обеспечивает возможность преодоления технократичности мышления будущего специалиста и помогает сформировать духовно богатую творческую личность. Нормативное и программно-методическое обеспечение физкультурного образования студентов формируется сучетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культуре, и регионального компонента, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке содержания учебных планов и программ физкультурного образования. 
Кафедра физического воспитания предоставляет студентам широкие воз-можности для освоения различных оздоровительных систем и видов спорта, для чего рекомендовано использовать вариативные, элективные (авторские, интегративные и междисциплинарные) частные методики и программы, отвечающие потребностям студентов в их познавательной и практической деятельности. 
Целью физкультурного образования студентов высших учебных заведений является формирование физической культуры будущего ква-лифицированного специалиста. Данная цель, выполняя стимулирующую роль, осуществляет программирующую функцию и определяет интегративную специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач: 
? понимание роли физической культуры в развитии личности, в под-готовке к профессиональной деятельности; 
? освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни; 
? формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к 
физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями; 
? овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей; 
? обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии; 
? приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей. 
Отличительной особенностью содержания занятий физической культурой студентов вузов является наличие трех квалификационных уровней – бакалавра, магистра и аспиранта. 
Квалификация «бакалавр» (от латинского корня – первая ученая степень) предусматривает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовки. 
Бакалавр обязанпонимать роль физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, хорошо ориентироваться в вопросах, раскрывающих социально-биологические основы физической культуры и здорового стиля жизни, а также владеть системой практических умений и навыков профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающих укрепление здоровья, развитие психофизических способностей и качеств. 
Вторая, более высокая, ступень профессионального обучения на степень «магистра» (от латинского корня – мастер, учитель) предусматривает углубленное профессионально-теоретическое обучение, в значительной степени ориентированное на способных студентов. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике оздоровительных систем и технологий, профессионально-прикладной физической подготовке. 
Дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспирантуре осуществляется на основе магистерской степени и предусматривает высший духовно-творческий уровень осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры. 
Практический раздел программы физического воспитания студентов отражает содержание примерной учебной программы по физической культуре и представлен в двух формах занятий: во-первых, обязательных урочных (методико-практических) занятий, направленных на освоение знаниями, методами, обеспечивающими достижение практических результатов по физической культуре; во-вторых, учебно-тренировочных занятий, на-правленных на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов, а также формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. 
Учебные (академические) занятия являются основной формой физического воспитания, включая: 
? теоретические, практические и контрольные; 
? элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; 
? индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); 
? самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя. 
В методико-практической подготовке студентов могут быть использованы ролевые, имитационные игры, проблемные ситуации, тематическиезадания для самостоятельного выполнения. Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся для студентов, желающих углубить свои знания по данной учебной дисциплине. Они обеспечивают освоение методов и способов физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненно важных целей личности. В части профессионально-прикладной физической подготовки предусмотрено освоение методики составления комплексов утренней зарядки, производственной гимнастики, индивидуальных тренировочных программ. 
Учебно-тренировочные занятия связаны с приобретением необходимого опыта творческой практической деятельности, развитием самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения гармонии физического развития, повышения уровня функциональных и двигательных возможностей, направленного формирования свойств личности. Они носят преимущественно тренировочную (профессионально-прикладную) направленность по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных (быстрота перестроения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей и их сочетаний с учетом требований будущей профессиональной деятельности. Одновременно совершенствуются техника двигательных действий и тактика соревновательной деятельности, формируются навыки по их использованию в различных условиях. Выбор средств ППФП осуществляется с учетом требований трех принципов: максимальной реализации задач ППФП; адекватности и наибольшего переноса качеств и навыков; обеспечения комплексности решения задач физического воспитания. 
Внеучебные (самостоятельные) занятия организуются в форме выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий. Выделяют гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления деятельности при организации самостоятельных занятий.Занятия спортом в элективном курсе физического воспитания предусматривают самостоятельный выбор вида спорта или системы физических упражнений (например, атлетической гимнастики, восточных единоборств, шейпинга и т.д.) из числа культивируемых кафедрой физического воспитания. Эти занятия проходят в спортивных секциях в свободное время и направлены, во-первых, на укрепление здоровья и коррекцию телосложения, повышение функциональных возможностей организма студентов; во-вторых, на психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности; в-третьих, на достижение наивысших спортивных результатов. Учебно-воспитательный процесс отражает, таким образом, взаимосвязь учебных и внеучебных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, с тенденцией к возрастанию роли и значимости сферы студенческого спорта (развитие системы спортивных секций, клубов, объединений по интересам). Ориентация студентов к постепенному переходу от обязательных регламентированных занятий по физической культуре к индивидуальным самостоятельным занятиям является одной из важных задач всего учебного процесса по этой дисциплине. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность как высшее проявление сознательной активности студентов является критерием, позволяющим оценить качественную сторону образовательного процесса в решении практических задач физкультурного образования студенческой молодежи. 
Единство рассмотренных форм учебных и внеучебных занятий обеспе-чивает необходимые условия для реализации объема двигательной активности не менее 6 часов в неделю. Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 4 часов в неделю на первом и втором курсе (136 часов) и 2 часа в неделю на третьем и четвертом курсах (68 часов). 
Содержание работы спортивного отделения определяется рабочими программами по видам спорта. Объем учебных часов для групп, включающих спортсменов младших разрядов, не превышает 6 часов в неделю (240 часов в год); для подготовки квалифицированных спортсменов: 8–12 часов в неделю, в межвузовских группах спортивного совершенствования объем возрастает до 16–20 часов в неделю.

 


Информация о работе Организация, формы и средства ППФП в ВУЗе