Общие сведения о развитии городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

Для градостроительного периода конца 18 века первой половины 19 характерно: изменение всей совокупности городов России: освоение земель на юге России, создание системы поселений, что требовало значительных планировочных мероприятий; развитие городов в близи строящихся крупных дорог; упорядочение и перепланировка губернских и уездных центров, крепостей, портов, промышленных поселений; активная деятельность по планировке и реконструкции крупнейших столичных городов Петербурга и Москвы. Данные преобразования были вызваны значительным усилением "городского" фактора в промышленности и торговле. Наиболее значительные концепции и их реализация конца восемнадцатого века и первой половины девятнадцатого связаны с классицизмом.

Вложенные файлы: 1 файл

1. Общие сведения о развитии городов.docx

— 43.84 Кб (Скачать файл)

Для градостроительного периода  конца 18 века первой половины 19 характерно: изменение всей совокупности городов  России: освоение земель на юге России, создание системы поселений, что  требовало значительных планировочных  мероприятий; развитие городов в  близи строящихся крупных дорог; упорядочение и перепланировка губернских и уездных центров, крепостей, портов, промышленных поселений; активная деятельность по планировке и реконструкции крупнейших столичных городов Петербурга и  Москвы. Данные преобразования были вызваны значительным усилением "городского" фактора в промышленности и торговле. 
   Наиболее значительные концепции и их реализация конца восемнадцатого века и первой половины девятнадцатого связаны с классицизмом. В России уже на грани 18-19 веков классицизм принимает своеобразный характер. Наступление классицизма находится в прямой связи с политическими, хозяйственными и культурными реформами, которые начались при Петре I и продолжались в период царствования Екатерины II. Основной чертой русского классицизма было создание многочисленных градостроительных комплексов, использование крупного пространственного ордера, который применялся с необычным чувством, и условий местной среды, и масштаба человека. 
   В русском классицизме проявились отзвуки древнерусской и византийской культуры, а одновременно и русского барокко, который был первой ступенью связи русской архитектуры с европейскими течениями. Но от единой архитектурной системы, основанной на идеалах классики, в виде различных архитектурных направлений, архитектура в целом действует как единая национальная школа на протяжении ряда десятилетий от начала 60х годов XVII в. до 30х годов XIX в. В процессе развития классицизм охватил системой композиционных, строительных и пластических приёмов все области архитектурно-строительной деятельности и бытовой художественной культуры: от грандиозных ансамблей  столицы до рядового провинциального особняка, от сложного комплекса загородной дворцово-парковой резиденции до скромной помещичьей усадьбы; от уникального дворцового здания до типовых производственных и административных построек; от монументального архитектурного образа до деталей бытового убранства и обстановки жилья. 
   Важнейшим фактором развития всей русской архитектуры и русского классицизма в эту эпоху явились строительство Петербурга. Становление новой архитектуры осуществлялось и "внизу": в бесчисленных усадьбах, в провинциальных городах, обустраивавшихся, перестраивавшихся и возникавших вновь на новых землях русского юга; в разнообразном деревянном строительстве городском и сельском; в бескрайней деревянной Руси, во всех концах которой с удивительной быстротой были усвоены приёмы и формы "нового стиля". Это движение распространяется внутрь и вглубь, проникая к народному зодчеству. В XVIII-XIX вв. В это время  Москва являет собой как бы синтез внестоличной русской культуры: и в застройке города, и в московских жилых домах полугородских-полуусадебных , и в строительстве подмосковных усадеб находят своё выражение черты архитектурного классицизма, неразрывно связанные с русской усадьбой и русской провинцией. именно благодаря этому процессу становления стиля архитектура классицизма скоро стала национальным движением, выражающим самые разнообразные и глубокие стремления русской культуры. 
   Развитие русского классицизма означает и развитие градостроительных начал в архитектурном творчестве. Отдельное здание начинает трактоваться как функция города. Это было законом для поколения Воронина, Захарова, Росси, Стасова. В Петербурге от собственно регулярного плана архитектура переходит к пространственной композиции города, к созданию больших архитектурных организмов. Этот пространственный план застройки основных, опорных частей города позволяет включать во вновь создаваемые ансамбли различные элементы старой застройки, которые не были рассчитаны на организующую роль в ансамбле и на ансамбль вообще. Сопоставление Биржи, сооружавшейся по проекту Кварнеги, с Биржей, построенной Томоном, наглядно демонстрирует различие двух архитектурных подходов к проблеме города: в одном случае самодовлеющая архитектурная композиция здания, не считающаяся со своим будущим окружением, в другом здание, импонирующее городской ансамбль. Петербургский центр города это не замкнутый ансамбль зданий и площадей, а монументальный архитектурный пейзаж. Здесь действует архитектура дальних дистанций, приличествующая мировому городу. Свободные резервуары архитектурного пространства Марсово поле, набережные и стрелка Невы напоминают панораму петербургского центра той ширью масштабов, какие ведомы только немногим из крупнейших городов мира. В этой панораме мирового города сочетаются два активных начала архитектуры дальних расстояний: силуэт зданий и их объёмная пластика. Силуэт рассчитан на восприятие и воздействие издалека. Так воспринимаются высотные части сооружений колокольня Петропавловской крепости, башня Адмиралтейства, ростральные колонны около Биржи, купол Исаакиевского собора. Пластика архитектурных объёмов выдержана в крупных и сильных формах, воздействуя на большое расстояние вовне. Такова громадная двойная арка Главного штаба, купол Исаакиевского собора. Александрийская колонна с венчающей её бронзовой статуей, мощный периптер Биржи. Пластика больших архитектурных форм продолжена в очертаниях крупных сооружений массивов. Пластичное начало развивается в декоративном уборе отдельных зданий с их характерными для русского классицизма разнообразными скульптурными композициями( фигуры, группы и барельефа Адмиралтейства, триумфальная Колесница Главного штаба, горельефы тимпанов собора святого Исаакия, бронзовый ангел Александрийской колонны, скульптурное убранство Сената и Синода, сидящие фигуры у колонн Биржи). Силуэт и пластика дополняют друг друга, иногда переходя один в другую. Так купол собора св. Исаакия читается издалека как венчающий пространство силуэт, а вблизи как мощная пластическая форма; то же относится к монументальному периптеру Биржи. Однако основное воздействие оказывает в этом громадном архитектурном построении чисто пейзажные перспективы. Человек находится внутри обширной панорамы. Обширнейшее пространство Марсова поля с его разнообразными пейзажными перспективами, раскрывающееся на Инженерный замок, на Михайловский и Летний сады, характерно своей архитектурной организованностью. 
   Важную черту русского классицизма составляет самоограничение в композиционных и декоративных приёмах, которым сопровождался отбор архитектурных типов. Это общий замок архитектурной классики, превращённый в обязательную форму архитектурного мастерства и в архитектурную особенность стиля. Композиция построения на простых сочетаниях архитектурных объёмов, располагающихся по чётким осевым планам, крупные формы классических портиков, составляющие объёмный и пластический центр всего построения; подчинённые центральному объёму крылья флигели, непосредственно примыкающие к центру или соединённые с ним галереями; удлинённый прямоугольник или вытянутый полуовал парадного двора, образуемого этим трёх численным построением здания; ещё более упрощённая композиция в небольших особняковых постройках, где дело ограничивается одним объёмом с миниатюрным портиком, вокруг этих типичных приёмов сосредоточены все созданные московским классицизмом композиционные типы. С развитием классицизма изменяются и эти композиционные схемы. Планы городской усадьбы становятся более городскими, более тесным сделался усадебный участок. Изменилась конфигурация дома, который сократил свои размеры и приобрёл облик ампирного особняка, при этом оставаясь усадебным.10-30е годы XIX в. поздняя стадия московского классицизма, именуемая московским ампиром. Вырабатываются новые мотивы и пластические приёмы фасадного убранства, характерные для "ампира". Здесь типовое начало проявляется с ещё большей последовательностью. Жилярди и Григорьев московские архитекторы практики этого периода придерживаются выработанных или композиционных схем фасадного убранства и их типовых деталей. Строго ограниченный "набор" этих деталей, как и вся композиционная схема, варьируется в зависимости от характера, масштаба здания, его положения в городе. Композиция фасада предельно упрощается. 
   Классицизм вырабатывает своё отношение к цвету и свою гамму красок, особенно активную в XIX в. Художественной нормой в архитектуре позднего классицизма становится двухцветность. Этот принцип органически связан с композиционной системой. Два контрастных цвета соответствуют сочетанию крупных архитектурных элементов и деталей с большими фоновыми плоскостями. Белые колонны портиков, белый рельеф лепных украшений масок, венков, фризов чётко выделяются на фоне тёплых, охристо жёлтых стен. Штукатурная плоскость стены, окрашенная в тёплый интенсивный тон, приобретает и новые пластические качества. Двухцветность фасадов классицизма связана и с самим материалом оштукатуренным кирпичом и деревом. Штукатурка выступает как носитель своеобразных и относительных пластических и цветных особенностей архитектурного произведения. Не следует усматривать в штукатурной технике только цветовую имитацию материалов (дерево под камень, кирпич под натуральную облицовку и т.д.), т.е. развитие архитектуры, отделочной техники и художественного ремесла привело к тому, что оштукатуренное дерево само сделалось новым материалом, обладающим своими, вполне оригинальными качествами. Примечательные аристократические особняки, имеющие в своей конструктивной основе избяной сруб; портики, белые колонны которых оказываются брёвнами, обитыми фанерой, иногда с натянутым поверх холстом, на который нанесён слой штукатурки; энтазис этих колонн, выполненный также при помощи дерева и штукатурки; цокольный руст, составленный из оштукатуренных досок; наконец, поверхность стен, благодаря штукатурке получающие возможность быть окрашенной в интенсивный цвет. 
   Окрашенная штукатурка существенный элемент среди архитектурных особенностей и выразительных средств русского классицизма. Благодаря этому средству сделалось возможным не только широкое проникновение архитектурных типов, созданных этой школой, в рядовое провинциальное и усадебное строительство, но и самостоятельное "низовое" (провинциальное, усадебное, при широком участии крепостных мастеров) архитектурное творчество в духе и формах единого стиля. 
   От широкого применения "дерева в штукатурке" недалеко оставалось до проникновения в собственно деревянное строительство. "Деревянный классицизм" закономерная ветвь стиля. Классицизм приобрёл широкое распространение в деревянном усадебном строительстве. Через усадьбу он проник в деревню. Его экономичные формы и детали легко усваивались плотником и деревенским резчиком. Его чёткое построение планов отвечало практическим нуждам мелкого поместья в той же мере, в какой оно отвечало запросам столицы, купеческой и барской Москвы, богатой усадьбы. Здесь осуществлялась встреча народного зодчества с усадебно городским  "ампиром", которая дала характерные для русской архитектуры начала XIX в. произведения деревянной классики. В крыльцах и воротах, где брёвна фигурируют в облике тосканского ордена, в мезонинах, обрамлённых классическим фронтоном, в резных украшениях, воспроизводящих венки, арматуру и метопы классицизма во всех этих приёмах зодчество подражало "городским" образцам. Эта архитектура была наивна в несколько примитивной и прямолинейной тяге к классике. Но "деревянный классицизм" облагораживал быт и облик мелкого поместья, заштатных уездных городов, доносил отблеск классической красоты до рядового провинциального строительства. 
   Столь же важным связующим звеном была планировка провинциальных городов. Конец XVIII в. был исключительным периодом в развитии русского градостроительства. Планировочное творчество получило широкое развитие с 70-х годов XVIII в., когда начался период нового русского градостроительства, который связан с перестройкой многих старых городов и с возникновением новых. Принцип регулярности был перенесён со строительства Петербурга на новую планировку почти всех губернских и многочисленных уездных городов. Страна требовала обновления своих городов, одни из которых были древними организмами, включавшими в себя кремли, старые посады, монастырские комплексы, другие сравнительно поздними образованиями, ещё не обладавшими сложившимся архитектурным обликом. Строились новые города, только что основанные на землях Украины и Новороссии, вновь возникавшие на южных и восточных окраинах государства, такие как Одесса, Новороссийск, Екатиринослав, Екатеринодар. "Сочинение планов" всех новых и подавляющего большинства старых городских центров составляет одну из важнейших сторон архитектурной деятельности эпохи. Этой деятельности были посвящены государственные усилия, нашедшие своё выражение в работах "Комиссии по строению столичных городов", в создании института губернских архитекторов, в практических градостроительных начинаниях. Архитекторы, геодезисты, строители были заняты этой градостроительной работой. Многие из "сочинённых" в этот период городских планов остались только планами, ещё более значительное число их было реализовано, наложив печать градостроительных идей классицизма на планировку русских городов. Для многих из них планировка XVIII в. и сегодня составляет основу построения (Одесса, Пермь, Екатеринослав, древние города Тверь, Ярославль, Кострома, малые городские организмы Осташков, Одоев и многие другие). Для всех этих новых и старых городов, получивших в XVIII в. регулярные планы, характерно сочетание чёткой схемы уличной сети со свободной застройкой. Регулярные планы не мешали усадебному типу застройки, поэтому во всех заново распланированных городах сохранялся характер их архитектурного облика. Так, вместе с "петербургским" началом регулярного плана жило "московское" начало живописной усадебной застройки города. 
   На протяжении второй половины XVIII в. шло изменение дорожной сети. Дороги были важным элементом пространственной среды России, существенной частью её градостроительной культуры, во многом определяющей развитие системы городского расселения. В последней четверти XVIII в. возникло новое отношение и к архитектурному пространству крупных трактов, на которых строились лучшими зодчими почтовые дворы, мосты и т.д. 
   После 1762 года, когда дворянство было освобождено от обязательной государственной службы, по всей России развернулось бурное строительство усадьб. При них развивались сады и парки. В сельской местности появились тысячи новых архитектурных комплексов. Таким образом вся архитектурно пространственная среда России во второй половине XVIII в. приобрела новые черты. Это было вызвано значительным усилением "городского фактора" в экономике промышленности и торговле, изменением социальной структуры, увеличением роли купечества, числа мастеровых и новым образом жизни дворянства, которое стремилось к приобретению городской усадьбы наряду с  сельской. 
Русское градостроительное искусство первой половины XIX в. основывалось на тех достижениях, к которым оно пришло в течение XVIII в. За это время в ходе переустройства древнерусских городов сложилась устойчивая традиция создания регулярных поселений. Градостроительная деятельность в первой половине XIX в. характеризовалась двумя явлениями. С одной стороны, в связи со стремлением к созданию строго регламентированной системы градостроительных приёмов продолжали развиваться планировочные идеи мастеров XVIII в., и это приводило к дальнейшему усилению единообразия в структуре и облике городов, что складывалось в планировочных мероприятиях и в разработке целого ряда серий образцовых проектов, предназначенных для "устроения селений". С другой стороны, ясно обозначилась тяга к созданию монументальных архитектурных ансамблей, вносивших разнообразие в стереотипную среду регулярных городов. Ансамбли позднего классицизма, содействовали возникновению образного характера городов, их ярких, запоминающихся центров. 
   Особое развитие в первой половине XIX в. получило "образцовое" проектирование. В конце XVIII в. применялось только восемь разновидностей "образцовых проектов" жилых зданий. В течение следующих 50 лет они создавались десятками и сотнями, они выпускались целыми "собраниями", как для жилых, так и для разнообразных "казённых" построек. 100 проектов жилых домов были созданы архитекторами А. Захаровым, В. Гесте и Л. Руска, ещё 125 образцовых проектов разработал В. Стасов. Были определены также типовые фасады ворот, заборов и т.д.; изданы серии образцовых фасадов почтовых станций и церквей, тюремных зданий и присутственных мест. С помощью этих проектов стремились к тому, чтобы были выдержаны во всех городах в единых правилах высота и ширина домов, их пропорции, разрывы в застройке. Определялась колористика города, так как покраска всех сооружений подвергалась "упорядочению": "... дозволяется красить дома нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно жёлтым, светло серым, бледно розовым...",  "запрещается пестрить дома краскою...". Это было закреплено первым строительным уставом 1809 г. Таким образом устанавливается единый стилистический и композиционный строй всех сооружений, возводившихся в традициях классицизма, с использованием ордерного декора. 
   Типизации подвергались не только отдельные здания, но и целые градостроительные образования. В 1811 г. был опубликован альбом "Разделение городских кварталов на участки", разработанных архитектором В. Гесте. Он создал 19 вариантов кварталов в виде различных геометрических фигур и показал, как их расчленить, чтобы дома размещались равномерно при разных типах пересечения улиц. Гесте предложил и семь разновидностей площадей. Они также имели строго геометрические формы. Эти чертежи кварталов и площадей представляли собой сборник образцовых проектов, рекомендованных к осуществлению. Они были применены лишь в Уфе, Александровске, Шадринске, Петровске, Томске, Бахмуте и некоторых других городах. Отдельные типовые проекты жилых домов и казённых зданий применялись значительно чаще, практически везде. 
   С особой жесткостью образцовое проектирование осуществлялось в военных поселениях, которые в 1810-1830-х гг. по инициативе Александра I получили широкое распространение. Стремились создать целую систему казарменных городов. Эти городки, возведённые по образцовой планировочной схеме во  многих губерниях России, вошли в историю под именем "аракчеевских" военных поселений (их созданием руководил А.А. Аракчеев). Здесь попытки регламентировать и искусственно организовать жизнь поселения достигли апогея. 
   На протяжении первой половины XIX в. продолжалась перепланировка поселений на регулярной основе. В основном это были поселения тех регионов, где шло активное развитие экономики. Проекты исполнялись как губернскими архитекторами, так и в столице. Все планы проверялись, исправлялись и утверждались централизованно в Петербурге. В проектах методы создания регулярных структур развивались и конкретизировались. В них в большей степени, чем в XVIII в., использовалась исторически сложившаяся планировка, точнее учитывался рельеф местности. Более сложным делалось функциональное построение генеральных планов. Чётко определялось назначение отдельных площадей. Особое внимание уделялось рациональной организации транспортных путей, созданию озеленённых пространств в городе парков, бульваров, скверов. Структуры, где господствовал какой то один приём, охватывающий город единым лучевым или радиально кольцевым построением, встречались редко. Подавляющее большинство составляли проекты, где городская структура основывалась на соединении нескольких планировочных систем, прежде всего прямоугольных. Они продолжали традицию, заложенную Комиссией о каменном строении в последней четверти XVIII в., когда получили преобладание подобные "составные" планы. 
   В начале XIX в. прослеживается несколько планировочных методов. В Новом Месте применялась центрическая структура. Планировка была построена на крупной квадратной сетке, с одной стороны "подрезанной" речным берегом. Основной квадрат со стороной около 4 км был разделён посередине перпендикулярными магистралями на четыре малых квадрата, а те поделены диагональю. В небольших городах пытались создать торжественную систему ансамблей при необычайной простоте и ясности крупномасштабных, строго прямоугольных членений. Приведу пример другой системы (г. Ливна), где прямой угол почти не применялся. Улицы ломались, пересекались под разными углами, однако магистрали были прямыми, а замкнутые площади геометрически очерченными. Была сделана попытка найти "естественную" планировку, точно соответствующую рельефу. Третья система использована в Прилуках. При регулярной строгости, как в Новом Месте, членения мелкие, кварталы некрупные, вытянутые вдоль широкой главной магистрали. Такой приём можно рассматривать как попытку создать нечто подобное "линейному городу" с системой площадей, развивающихся вдоль главной оси. 

 Эти планировочные  эксперименты проводились в небольших  городах с незначительной опорной  застройкой. Более сложным было  найти подход к исторически  сложившимся поселениям. Отличная от представлений XVIII в. концепция  проявилась  в проекте планировки  Саратова, созданном в 1810 г. Он отличался большей реалистичностью и конкретностью, чем генеральные планы XVIII в. В старой части города проводилось лишь упорядочение и выпрямление улиц. Их начертание оставалось сложно прорисованным, сохранялось мелкое членение на кварталы и площади неправильных форм, учитывались овраги, балки и другие особенности рельефа. Таким образом, ведущим оказывалось стремление избежать радикальной ломки сложившейся планировки. Иной проектировалась новая часть города, где шло ужесточение  регулярной схемы. Эта часть города состояла из трёх прямоугольных планировочных систем, соединявшихся вместе и окружавших старый город. Крупные, вытянутые прямоугольные кварталы выстраивались в новые ряды вдоль равномерно расположенных длинных параллельных улиц. Обе части органично соединялись между собой благодаря тому, что на их границе размещена широкой полосой система площадей, преимущественно торговых. Таким образом зодчие XIX в. старались сохранить решение градостроителей предшествовавшей эпохи, развивая город за счёт новых территорий и обогащения его крупным ансамблем, служившим для обеспечения растущих экономических потребностей населения, его возросшей хозяйственной роли. 
   На протяжении первой половины XIX в. сложился определённый метод проектирования городов. Он отличался стремлением к "практичности" планировки. Обращалось внимание не столько на красоту плана, сколько на единообразие создававшихся проектов для различных поселений. К характерным чертам этого метода градостроительства позднего классицизма можно отнести: господство прямоугольных планировочных систем; разделение города на части в соответствии с рельефом; применение в каждом из таких подразделений прямоугольной сетки улиц, ориентированной таким образом, что были учтены уклон местности, положение рек и оврагов и другие природные факторы; соединение отдельных фрагментов планировочной системы с тем расчётом, что возникали "сквозные" магистрали, по которым можно было проходить через всё поселение (форма этих улиц могла быть различной, среди них встречаются прямые, ломаные, кольцевые). Цельность города достигалась близкими размерами всех кварталов, тяготением планировки к какой либо "природной доминанте" реке, как в большинстве случаев, или горе, как например, в Керчи. 
   Существенное внимание уделялось созданию системы площадей, каждая из которых имела правильные геометрические формы и была замкнута в городском организме, в отличие от многих решений XVIII в., когда площади часто открывались одной стороной в пейзаж. Создавались площади перед административными зданиями (иногда здесь выделялось место для постоянной торговли и ставились гостиные дворы), рыночные площади для периодической торговли, соборные. Обычно они составляли в центре взаимосвязанные ансамбли. В окраинных частях городов площади устраивались вокруг приходских церквей, иногда делались дополнительные торговые площади. На границу поселения или предместья выносилась ярмарка. Общая форма города мало интересовала проектировщиков 1820-х годов. Таким образом, планировочная практика первой половины XIX в. стала необходимой ступенью на пути от идеализированного регулярного города XVIII в. к поселению, структура которого возникает в связи с архитектурно пространственным выражением городских функций. 
   Важнейшую особенность русского градостроительства составляло формирование центральных ансамблей провинциальных городов. Создавались ансамбли площадей, мемориальные сооружения, бульвары. Эти центральные ансамбли, задуманные и осуществлённые в первой половине XIX в., привлекательны тем, что здания выдержаны в стилистически единых формах классицизма, что при сравнительно крупных размерах данные комплексы сохраняют сомасштабность человеку, создавая в то же время торжественный образ города. Парадность и уют, монументальность и соразмерность отличают эти памятники русского градостроительного искусства. Благодаря цельности и единству архитектурных решений и сложился облик провинциального русского города первой половины XIX в. с его небольшими, но монументальными зданиями с белыми колоннами, карнизами, сандриками над окнами на фоне чаще всего жёлтых стен, где дома были окружены обширными садами, а широкие немощёные улицы порастали травой. 
   Эпоха классицизма значительно изменила облик как провинциальных городов, так и заметно преобразовала столичные Петербург и Москву. В 1760-х годах Комиссия о каменном строении создала новый проект планировки Петербурга. Было решено установить чёткие границы города и предместий, сделать Петербург более компактным и уплотнить его застройку, создать в нём планированный художественный "порядок", соответствовавший новым классическим представлениям. Комиссия о каменном строении рассматривала Петербург как единое планировочное целое. Для неё самым важным было единообразие, неразрывная цельность и компактность столицы. На смену прежнему чередованию пространств с различными архитектурными свойствами пришла единая трактовка городского пространства, наполненной сплошной массой застройки. В 1764 г. был издан указ "строить в Петербурге только каменные дома". Предписывалось ставить их по улицам сплошной прямой улицей без промежутков. Провозглашался принцип периметральной застройки. К концу XVIII в. в центре города застройка располагалась на участках, замкнутых в каре, примыкавших друг к другу, с внутренними дворами. Ограды, парадные ворота, открытые к магистралям сады, характерные для города эпохи барокко, постепенно уничтожались, въезды во двор устраивались в самих зданиях. Деревянная застройка быстро вытеснялась на окраины. В эпоху классицизма существенно развилась система общественных пространств Петербурга. Проект Комиссии предусматривал равномерное расположение целой сети площадей в городе и в предместьях. Общегородские пространства размещались во всех частях Петербурга. Они становились не только привилегией центра, но важнейшим и необходимым элементом всего городского организма. Планировочные методы, применявшиеся в Петербурге второй половины XVIII в., сводились в основном к расчленению города прямыми линиями улиц на геометрические чётко ограниченные участки. Прямолинейные очертания приобретал на плане 1766 г. как весь Петербург, так и каждый его квартал. Форма кварталов, их пропорции могли быть любыми. Встречались правильные и неправильные четырёхугольники, квадраты, параллелограммы, трапеции и т.д. самых разных размеров. Горд выступал как пространство, обладающее едиными чертами, его важнейшее свойство преобладание в планировке прямых линий и прямого угла. Даже реки выпрямлялись в планах, делились на отдельные "правильные" отрезки. Для градостроителей эпохи классицизма было важно установить в городе определённое соподчинение его элементов, строгую иерархию главного и второстепенного, что было невозможно достичь с помощью одной планировки. Поэтому градостроители второй половины XVIII в. перешли к созданию целого ряда ансамблей, которые должны были способствовать выделению ведущих районов, площадей и магистралей города. Таким образом стремились создать главные акценты его композиции, которым бы подчинялась массовая застройка и которые формировали бы образ Петербурга. Особое внимание при создании ансамблей Петербурга последней четверти XVIII в. первого десятилетия XIX в.в. уделялось районам города, располагавшимся вдоль невских берегов от Марсова поля на одной стороне реки до оконечности Васильевского острова на другой. К середине XIX в. основные ансамбли Петербурга были созданы. Возникло редкое в мировой истории градостроительное явление город, не только насыщенный монументальными зданиями, но весь составленный из великолепных ансамблей, город памятник, произведение архитектуры, раскинулся на многие тысячи гектаров. Петербург складывался постепенно, но всё же очень быстро всего за полтора века. И если общая планировка города была во многом наследием XVIII в., то в его архитектурном облике почти безраздельно господствовали ансамбли, рождённые первой половиной XIX в., "эпохой ансамблей". 
   Конец XVIII в. время, когда были синтезированы градостроительные начинания, проводившееся в Петербурге в течение столетия. Город приобрёл окончательную цельность плана, определённость структуры. Главное содержание этого периода заключалось в том, что при высоком уровне планировочной завершённости города развитие его шло путём возникновения в рамках уже сложившихся основных районов, магистралей и площадей более совершённых архитектурных ансамблей. 
   Первая половина XIX в. одна из самых значительных эпох в градостроительной истории Петербурга. Формирование его планировки было в основном закончено. Изменения уличной сети касались лишь отдельных районов города, прежде всего Выборгской и Петербургской сторон. На долю зодчих 1800-1850-х годов выпала задача продолжить и в основном завершить формирование центральных ансамблей города. Вместе с созданными ранее комплексами они составили то единство, которое и сегодня в значительной степени определяет своеобразие города. В течение первой половины XIX в. возникали не только мощные монументальные акценты, но и благоустраивался весь город, повышался качественный уровень его рядовой застройки, сооружений различного назначения и жилых домов. Процесс этот шёл очень активно. 
   В 1763 г. Комиссия о каменном строении начала деятельность по перепланировке Москвы с составления геодезического плана города в пределах Камер Коллежского вала. В 1768 г. была создана Экспедиция Кремлёвского строения для придания нового блеска Кремлю. В.И. Баженов создал проект перестройки древнего ансамбля. Вначале работа Баженова отражала деятельность Комиссии, которая приступила к созданию нового проектного плана всех остальных частей города. Проект перестройки Кремля крупнейший замысел не только в архитектурном творчестве Баженова, но и во всей практике реконструкции центров исторических городов России в XVIII-XIX в.в. Монументальность, крупный "столичный" масштаб нового дворцового ансамбля Москвы сближал его с центральными ансамблями Петербурга и ряда западноевропейских городов. Решению каждого фрагмента грандиозного комплекса: площадям, проспектам придавалась ясная, крупная форма, которой соответствовало чеканное, мощное архитектурное обрамление. Проект Баженова создавал мощный акцент в центре Москвы, заострял общую форму его ядра. Кремль, как его видел Баженов, соотносится со всей Москвой в целом. Однако работы по реконструкции ансамбля были переданы М.Ф. Казакову. Градостроительный метод Казакова, применённый в  Кремле, был менее ярок и смел, чем метод Баженова, но привлекал своим тактичным отношением к историческому наследию. Работы Казакова вне Кремля  были связаны с осуществлением другого крупнейшего  градостроительного начинания второй половины XVIII в. с "проектированным" планом Москвы 1775 г. Этот план был составлен особым Департаментом Комиссии о каменном строении Санкт Петербурга и Москвы. Этот документ оказал значительное влияние на дальнейшее развитие города и явился первым обширным проектом перестройки Москвы. План 1775 г. предусматривал изменение границ Москвы и разделение её на части. Собственно городом стали считать только Кремль, Китай город и Белый город, а Земляной отнесли к предместьям. Авторы плана предлагали внести существенные изменения в планировку центральной части Москвы. Была сохранена исторически сложившаяся ситуация, использовались её лучшие черты. Прежде всего развивались кольцевые направления, которые должны были сочетаться с радиальными, оставлявшимися без особых изменений. Структуру Москвы сильно меняла новая система городских пространств. Формы площадей отличались неопределённостью, хотя их границам стремились придать регулярность. Этим план Москвы отличался от планов Петербурга 1760-х годов, на которых были нанесены многочисленные площади в виде единой взаимоувязанной системы регулярных пространств. Архитекторы исходили из реального, исторически сложившегося организма города. Особенность планировочных работ 1775 г. заключалась в том, производилось не только регулирование улиц, но и высвобождение открытых пространств, которые должны были способствовать восприятию крупных зданий. На 17 новых площадях преполагалось разместить общественные здания, а также сделать более парадной существующую застройку. Создатели плана стремились "не подвергать ломке хороших и крепких строений; но одновременно обогащали город новыми архитектурными акцентами". В плане 1775 г. пытались лучше использовать и очасти изменить природные элементы города. Это относилось к регулированию речной сети, к учёту рельефа местности и созданию зелёных насаждений. План 1775 г. заключал в себе ряд мероприятий по улучшению водного режима в Москве реке. 
   Осуществление всех частей плана 1775 г. встретилось с многочисленными трудностями, вызванными ка сложностью реальной жизни города, так и отсутствием достаточных средств для проведения его в жизнь. От многих положений проекта 1775 г. отказались, в конце XVIII в. условия для реализации этих замыслов ещё не созрели. Развитие города шло более спокойным, эволюционным путём. В 1760-1812 гг. изменение облика Москвы происходило за счёт возведения новых общественных зданий, строительства купольных храмов и городских усадеб, а также регулирования улиц  и благоустройства площадей и набережных. В соответствии с замыслом плана 1775 года был составлен ряд проектов каменных набережных от Каменного моста до устья Яузы. 
   Возникновение ансамблей улиц, связанных в своей композиции с несколькими площадями, характерная черта градостроительства Москвы 1790-1800 гг. В это время особенно торжественный облик приобретает Тверская, застроенная преимущественно зданиями, выдержанными в стиле классицизма. Классические усадьбы во многом определяли облик застройки Москвы в конце XVIII начале XIX вв. Их близкие стилистические черты и общие композиционные закономерности (уравновешенность, построение на одной или нескольких осях, трёхчастное деление, широкое применение ордера и классических деталей) вносили элементы единства в образ Москвы. В то же время городская усадьба оставалась самостоятельной пространственной ячейкой в городе. Отсюда разнообразие типов её планировки с двором впереди или позади дома, свободно стоящим главным корпусом или соединённым с флигелями и т.д. При этом наметилась тенденция к сложению ансамблей улиц, основанных на чередовании различных типов жилых и общественных зданий, объединённых общей пространственной композицией улиц. Следующий шаг- застройка в основном по фронту улиц был сделан в Москве уже после Отечественной войны 1812  года. 
   После победы в Отечественной войне наступил период быстрого восстановле-ния Москвы. Была создана Комиссия для строений в Москве, существовавшая с 1813 по 1843 гг. Первая задача, которая встала перед зодчими, заключалась в необходимости строительства жилых зданий, для размещения вернувшегося в город населения. В ходе этих работ изменился характер московского жилища. Размеры участков уменьшились. В планировке каждого из них стали заметнее черты единообразия. Над усадьбой возобладала периметральная застройка. В центре значительная часть домов вышла на красные линии улиц. Общие черты, которые приобрела подавляющая часть жилых зданий, придали целостность облику Москвы. Это свойство особенно характерно для города 20-30-х годов XIX в. 
   Работы по планировке города велись двумя путями. Новый генеральный план был составлен в Петербурге архитектором В. Гесте. Проект был тщательно рассмотрен и отвергнут в связи с тем, что требовал слишком больших перемен и нарушал исторически сложившуюся планировку. Одновременно в Москве шло проектирование отдельных фрагментов поселения. Новый план, который был осуществлён, создали в Москве в 1817 году. Московские архитекторы выдвинули два чётких планировочных принципа. Первый заключался в сохранении сложившейся сети радиальных улиц. Изменения в их трассировке требовали значительных перемен в землевладении, сноса многих зданий, служивших важнейшими художественными акцентами в композиции города. Второй принцип сводился к возможно более активному развитию кольцевых магистралей, которое должно было компенсировать возросшую потребность в городских коммуникациях при стабильности радиальных улиц. Такие кольцевые структуры, создававшиеся на месте или около старых укреплений, не требовали нарушения общей планировки города. План 1817 года сохранял в неприкосновенности основные градостроительные традиции Москвы. В то же время он решал новые задачи, обеспечивал необходимые транспортные линии, отвечал потребностям города в общественных свободных пространствах. Он ценен также гармоническим сочетанием исторически сложившейся планировочной структуры и новых пространственных элементов. Этот проект развивал лучшие черты в композиции города. 
   На основе плана 1817 года в Москве возник ряд значительных ансамблей. Создание их связано с именем О.И. Бове. Он существенно благоустроил район, прилегав-ший к Кремлю. Была уничтожена система каналов и бассейнов, построенная в конце XVIII в. в результате реконструкции русла Неглинной. Старинные рвы и земляные укрепления петровского времени, служившие преградой между Кремлём и остальным городом, исчезли. О.И. Бове в 1821-1823 годах разбил Александровский сад. Одновременно шло устройство Манежной площади. Сложился классицистический ансамбль, обращённый к Кремлю. Красная площадь была реконструирована. Величие русской истории соединилось в образе Красной площади с торжественностью классицизма. Красная площадь, Манежная площадь, Александровский сад создали вокруг Кремля целостную парадную зону. 
   В Москве первой половины XIX в. возрос интерес к неклассическим архитектурным формам. Возникла тенденция, впоследствии сыгравшая большую роль в градостроительстве Москвы,  желание выразить в новых архитектурных произведениях представление о культурной ценности древнего наследия с помощью интерпретации стилистических манер прошлого. Зодчие старались поддержать исторический колорит старинных частей города. После того, как была удовлетворена потребность в восстановлении жилья и были созданы наиболее важные "казённые" здания, более парадные частные и государственные постройки стали возводить в разных частях Москвы, что придало большую торжественность городу в целом. Эти здания отличаются ясными, определёнными членениями объёмов, спокойным соотношением вертикалей и горизонталей, укрупнёнными архитектурными формами, грандиозностью и совершенством декора. Они стали торжественными акцентами в различных частях города, содействовали возникновению торжественного приподнятого характера застройки Москвы. 
В 1840-х - на рубеже 1850-х годов было создано несколько графических документов, подытоживавших градостроительное развитие Москвы. Это планы Шуберта, Хавского, Нистрова, Рудольфа и Хотиева. Наибольшее значение имеет план, составленный в 1852-1853 гг. топографом А. Хотиевым. План был выполнен в крупном масштабе и показывал состояние всех 17 "полицейских частей", на которые подразделялась тогда Москва. Он позволяет проследить перемены в планировке и застройке города. Последняя стала значительно более плотной, но радикальных планировочных изменений не произошло. Проекты Комиссии 1817 г. были осуществлены не полностью. Правильную форму приобрели лишь несколько из намеченных площадей: Серпуховская, Калужская и другие. План Хотиева подтверждал, что градостроительство Москвы в первой половине XIX в. развивалось эволюционно, с сохранением традиционной радиально кольцевой структуры. Период 1812-1840-х годов имел для формирования города особое значение. Именно тогда были найдены пути дальнейшего планировочного развития города, отвечавшие новым требованиям и не нарушавшие его традиционной структуры. Решительно изменился характер застройки в нём победили принципы периметральности, стремление к комплектности, утверждалась стилистическая цельность. Одновременно возникла система ансамблей, которая вплоть до нашего времени является ценнейшей частью градостроительного наследия Москвы. 
   В русском градостроительном наследстве займут своё место не только грандиозные архитектурные просторы Петербурга и Москвы, но и городской и усадебный пейзаж русской провинции. Особенности русского города XVIII-XIX вв. заключаются в присущих ему чертах: чувстве природы, неутраченной пейзажности, непосредственном переходе архитектуры в природный ландшафт. Имел место и ряд слабых сторон городской культуры, таких как отсталость городской техники, благоустройства, строительного качества основной массы городских построек. Однако значение периода конца XVIII первой половины XIX вв. в развитии русского градостроительного искусства трудно переоценить. По существу за это время изменилась вся система городских поселений в стране. Было перепланировано или основано заново более 500 городов. Радикально изменился метод работы архитекторов. Они обратились к регулярности в планировке, вносили новые приёмы объёмного построения города, изменили функциональный характер, а также стиль архитектурных решений. В совокупности эти перемены привели к изменению русских городов. На смену стихийно живописным средневековым поселениям пришли созданные по единому плану архитекторами-профессионалами регулярные города с типизированной жилой застройкой и развитой системой общественных пространств. Конец XVIII и первая половина XIX вв. отмечены созданием многих замечательных ансамблей, прежде всего в Москве и Петербурге, а также Твери, Калуге, Ярославле, Туле, Богородицке, Осташкове и прочих. В эту эпоху зародилась теория градостроительства. К средине XIX века она стала превращаться в самостоятельную науку о городе, в которой соединялись вместе как действительно научные, так и утопические черты. Открылись перспективы нового понимания городского организма.


Информация о работе Общие сведения о развитии городов