Муниципальные образования. Муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 04:56, контрольная работа

Краткое описание

Понятие муниципального образования относится к числу неоднозначных в современной юридической науке1.Нередко муниципальные образования отождествляют с территорией либо вкладывают в этот термин преимущественно общественное содержание. С точки зрения теории муниципального права, однако, под муниципальным образованием логичнее всего понимать юридическое лицо публичного права, обладающее правосубъектностью и, следовательно, определенным юридическим статусом.

Содержание

Муниципальное образование. Виды…………………………………… 3
Муниципальная собственность. Состав……………………………….. 13

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 38.32 Кб (Скачать файл)

 

Муниципальная собственность. Состав.

 

Собственность представляет собой исторически определённую общественную форму присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства. Желание присваивать и обладать всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен преступления против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми. 

Право собственности являясь гражданско-правовой категорией, подробно урегулировано в гражданском законодательстве. Оно составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота. 

Конституция РФ (ст.35) и Гражданский  кодекс РФ (ст.209), раскрывая содержание права собственности, определяет его  как совокупность прав владения, пользования  и распоряжения своим имуществом.  
Собственность в современном обществе является ценностью, которая, безусловно, защищается различными отраслями права. Муниципальное право в данном случае не исключение. 

Со времени становления  российской государственности и  вплоть до петровских времен управление государственными имуществами находилось в ведомстве Приказов - органов  центрального управления. Реформы Петра  Великого, направленные на централизацию  и коллегиальность решения вопросов управления Россией, привели к созданию Сената, и в помощь ему, Коллегий, заменивших Приказы. 

По вступлении на престол  Император Александр 1 предпринимает  ряд реформ во всех отраслях государственного управления, в том числе в области  государственного хозяйства России. В 1802 году на смену Приказам приходят министерства. 

При учреждении министерств  создание отдельного ведомства для  надзора за государственными имуществами  не предусматривалось. Эти функции  распределялись между подразделениями  Министерства внутренних дел и Министерства финансов. 

Желая упорядочить управление государственными имуществами, государственными крестьянами (землями, им принадлежавшими), Александр 1 учреждает 8 декабря 1811 при  Министерстве финансов особый Департамент  Государственных имуществ. 

Департамент явился началом  сосредоточения управления государственными имуществами и государственными крестьянами, переданными из разных учреждений и ведомств. 

26 декабря 1837 года вышел  Указ Александра I об учреждении  Министерства государственных имуществ, которому передаются дела по  управлению государственными имуществами  и государственными крестьянами. 

В 1843 году в состав Министерства переходит из финансового ведомства  Лесной департамент вместе с Корпусом лесничих. В 1845 году образуется Департамент  лесного хозяйства, который в 1866 году преобразован в Департамент  земледелия и сельской промышленности. 

В 1894 году ведомство было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ. В  мае 1905 года оно снова меняет статус - реорганизуется в Главное управление землеустройства и земледелия, в  котором сосредоточилось все  дело осуществления столыпинских аграрных реформ

В октябре 1915 года Главное  управление вновь преобразуется  в Министерство. 

Министерству государственных  имуществ вверялось управление государственными имуществами (казенными землями, казенными  оброчными статьями, лесами казенного  ведомства); общий надзор за исполнением  повелений о сбережении лесов  и поощрение лесоразведения и  устройства лесов на землях частных  владельцев; заведование «предметами  сельского хозяйства»; заведование  кустарными промыслами; попечение над  некоторыми категориями населения, организация управления государственными крестьянами, которое бы повысило их благосостояние.  
В современной России институт муниципальной собственности впервые получил свое закрепление в Законе «О собственности в РФ» 1990 г., Законе «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г., в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8). В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность. Статьей 132 Конституции России установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью. 

В настоящее время понятие  муниципальной собственности, порядок  ее образования, а также порядок  владения, пользования и распоряжения ею определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими  федеральными и региональными законами. 

Согласно статье 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью». 

Наличие муниципальной собственности - одно из важных условий успешного  существования муниципального образования. Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной  собственности и переданным в  управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в  соответствии со статьёй 61 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствие муниципальной  собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования. 

Субъектом права муниципальной  собственности являются муниципальные  образования. В соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Закона Российской Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное  образование это городское или  сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть  поселения, иная населенная территория в пределах которых осуществляется местное самоуправление. В Санкт-Петербурге субъектом права муниципальной  собственности являются города, муниципальные  округа и поселки. 

Объекты права муниципальной  собственности. Круг объектов права  муниципальной собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности  не могут быть отнесен ряд объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, например, боевое оружие. 

Объекты права муниципальной  собственности возможно классифицировать по нескольким основаниям: 

Во-первых:  Имущество составляющее муниципальную казну. Имущество, находящееся в оперативном управлении и хозяйственном ведении. 

Во-вторых: Движимое имущество. Недвижимое имущество.  Имущественные права. 

Указанная классификация  может быть использована для создания реестра муниципальной собственности. 

Пункт 1 статьи 29 Закон Российской Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в состав муниципальной собственности  входят: 

-средства местного бюджета, 

-муниципальные внебюджетные  фонды, 

-имущество органов местного  самоуправления, 

-муниципальные земли  и другие природные ресурсы, 

-муниципальные предприятия  и организации, 

-муниципальные банки  и другие финансово-кредитные  организации, 

-муниципальные жилищный  фонд и нежилые помещения, 

-муниципальные учреждения  образования, здравоохранения, культуры  и спорта, 

-другое движимое и  недвижимое имущество. 

Статья 9 Конституция России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю  и природные ресурсы. Правовой режим  муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим других природных  ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об охране окружающей природной среды», Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование. 

Содержание права муниципальной  собственности составляют принадлежащие  собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем  интересе. 

Полномочие владения - это  юридически обеспеченная возможность  хозяйственного господства собственника над вещью. 

Полномочие пользования - это юридически обеспеченная возможность  извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее потребления.

Полномочие пользования  обычно опирается на полномочие владения. 

Полномочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность  определить судьбу вещи путем совершения юридических актов по отношению  этой вещи. 

Право муниципальной собственности, как и право собственности  вообще, является элементом абсолютного  правоотношения. Все лица по отношению  к муниципальной собственности  выступают в качестве обязанных  лиц. Их обязанность состоит в  том, что они не должны посягать на целостность муниципальной собственности. В свою очередь, собственник может  совершать в отношении своего имущества любые действия, которые  не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. 

Муниципальной собственности  отчасти присущ властный характер, который выражается в способах ее осуществления. В то же время властное начало муниципальной собственности никак не должно сказываться на реализации права муниципальной собственности в гражданских правоотношениях. 

В законах многих субъектов  РФ состав муниципальной собственности  дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в  том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке  мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных  обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований. 

 

1 См., например: Сергеев Д.Б. Понятие и сущность муниципального образования: противоречия в российском законодательстве// Труды Камчатского филиала Дальневосточного государственного университета. Петропавловск-Камчатский. 2004. С. 85-88.

2 См.: Ершова Л.А. О формировании правосубъектности муниципальных образований// Проблема правосубъектности: современные интерпретации. Самара, 2006.

3 См.: Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" от 14 апреля 1993 г. с послед. изм.// ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 683. СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2863. 2004. № 35. ст. 3607.

4  См.: Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации" от 25 декабря 2000 г. с послед. изм.// СЗ РФ. 2000. № 52 (Ч. 1). Ст. 5021. 2002. № 28. Ст. 2780. 2003. № 27 (Ч. 1). Ст. 2696.

5 См.: Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации" от 25 декабря 2000 г. с послед. изм.// СЗ РФ. 2000. № 52 (Ч. 1). Ст. 5020. 2002. № 28. Ст. 2781. Ст. 2782. 2003. № 27 (Ч. 1). Ст. 2697. 2005. № 10. Ст. 753.

6 См.: Федеральный конституционный закон "О Государственном гимне Российской Федерации" от 25 декабря 2000 г. с послед. изм.// СЗ РФ. 2000. № 52 (Ч. 1). Ст. 5022. 2001. № 13. Ст. 1139.

7  См.: Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. с послед. изм.// СЗ РФ. 

 


Информация о работе Муниципальные образования. Муниципальная собственность