Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 10:26, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтоб при исследование ЖКХ в г. Нижний Новгород, дать полный анализ ситуации в городе, выявить структуру, проблемы ЖКХ и меры совершенствования.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы организации содержания и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования………….5
         1. Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………….5
1.2 Основы управления  жилищно-коммунальным хозяйством……………..…8
Глава 2. Жилищно-коммунальное хозяйство г. Нижний Новгород …………13
2.1 Анализ ситуации  ЖКХ в г. Нижний Новгород…………………………....13
2.2. Структура  департамента жилья и инженерной инфраструктуры………..18
Глава 3. Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы…………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы решаются местными органами власти. К вопросам местного значения относятся:
     В 
связи с необходимостью развития 
конкуренции, демонополизации сферы 
и повышения эффективности 
Каждый уровень имеет конкретную организационную структуру, содержательную и функциональную сторону управления. Именно это положение является элементом новизны структуры, так как включает выделение первичного уровня управления в виде собрания собственников жилья и введение в структуру управления регионального уровня как обязательного элемента, в отрыве от которого невозможно рассматривать управление ЖКХ.
Разработанная структура уровней управления позволяет организационно разделить функции каждого из них и определить систему информационных связей в системе ЖКХ региона.
     Первичным 
уровнем управления жилищным фондом 
является общее собрание собственников 
жилья, которое выбирает способ управления 
домом, условия содержания общего имущества 
и принимает окончательные 
Второй уровень управления отображает различные формы управления жилищным фондом и их особенности, определенные в ЖК РФ. На практике в настоящее время различают две основные формы: управляющая компания (УК) и товарищество собственников жилья (ТСЖ). УК – организация, профессионально занимающаяся управлением жилищным фондом, плюсы работы которой заключаются в профессиональном подходе к управлению, возможности аккумулировать денежные средства нескольких домов для проведения капитального ремонта, в наличии производственной базы. ТСЖ – объединение домовладельцев для совместного управления и, в установленных законом рамках, распоряжения недвижимым имуществом, – наиболее демократичный способ управления, когда собственники самостоятельно управляют своей и общедолевой собственностью. Характерной особенностью в управлении ЖКХ является возможность непосредственного управления жильцами своим имуществом, без организации, занимающейся профессиональным управлением. Однако сложности, возникающие при таком способе участия населения в управлении, перевешивают его плюсы, и мы не рекомендуем его повсеместное использование.
Каждая форма управления ЖФ имеет ряд особенностей, оказывающих влияние на эффективность этого управления в тех или иных условиях.
Третьим уровнем управления являются органы местного самоуправления, представленные разными типами муниципальных образований, главная задача которых – не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.
     Четвертый 
уровень управления включает региональные 
органы власти и ориентирован на поддержку 
развития муниципального самоуправления 
в системе жилищно-коммунального хозяйства, 
а также независимый контроль эффективности 
работы муниципалитетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Жилищно-коммунальное хозяйство г. Нижний Новгород
2.1 Анализ ситуации ЖКХ в г. Нижний Новгород
    По состоянию 
на 01.01.2010 года общее количество многоквартирных 
домов, расположенных на территории города 
Нижнего Новгорода, составляет 9972 единиц, 
из них в 1084 домах созданы товарищества 
собственников жилья, в 169 домах жилищно-строительные 
кооперативы. 
   В управлении управляющих организаций 
находится 7931 многоквартирный дом. В 225 
 многоквартирных домах собственники помещений 
не выбрали или не реализовали выбранный 
способ управления.   
   В 219 многоквартирных домах все 
помещения находятся в собственности 
муниципального образования.  
 
   В последний год прослеживается 
тенденция роста количества вновь зарегистрированных 
и реорганизованных из жилищных и жилищно-строительных 
кооперативов товариществ собственников 
жилья. Со стороны департамента жилья 
и инженерной инфраструктуры, в целях 
выполнении условий получения финансовой 
поддержки из Фонда содействия реформирования 
жилищно-коммунального хозяйства, с собственниками 
помещений в многоквартирных домах посредством 
СМИ проводится информационно-разъяснительная 
работа о преимуществах различных способов 
управления домом. 
 
    По инициативе администрации 
города создана нижегородская Ассоциация 
собственников жилья, которая, являясь 
деловым партнером администрации, оказывает 
квалифицированную практическую помощь 
собственникам помещений многоквартирных 
домов. 
 
   Администрация города участвует 
 в финансировании работ по содержанию 
и ремонту общего имущества многоквартирного 
дома в доле муниципалитета, оказывают 
бюджетную помощь на проведение капитального 
ремонта. 
 
    В соответствии с Федеральным 
законом от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия 
реформированию жилищно-коммунального 
хозяйства" предоставление бюджетных 
средств на капитальный ремонт жилых домов 
возможно при следующих условиях: 
- принятие общим собранием собственников 
помещений многоквартирного дома решения 
об участии в адресной муниципальной программе 
по проведению капитального ремонта, утверждение 
сметы расходов на капитальный ремонт; 
- принятие собственниками помещений решения 
о долевом софинансировании капитального 
ремонта - не менее 5% от предоставляемых 
средств. 
 
   В 2008г. на основные направления 
капитального ремонта многоквартирных 
домов было направлено 2,55 млрд. руб. в т.ч.: 
- средств городского бюджета - 1328 млн. 
руб. 
- средств областного бюджета - 209,0 млн. 
руб.  
- средства Фонда - 863,0 млн. руб.  
- средства собственников помещений 150 
млн. руб. 
Всего в 2008 году 
капитальный ремонт проводился на 4159 
домах (550 домов ТСЖ и ЖСК). 
 
    В 2009г. в рамках муниципальной 
адресной программы по проведению капитального 
ремонта многоквартирных домов в Нижнем 
Новгороде за счет средств Фонда содействия 
реформированию ЖКХ, бюджетов Нижегородской 
области и города Нижнего Новгорода были 
проведены работы по капитальному ремонту 
на 400 домах. Общая стоимость работ составила 
546,1 млн. руб., в том числе: 
- 462,83 млн. руб. - средства Фонда, 
- 20,56 млн. руб. - средства бюджета Нижегородской 
области, 
- 20,56 млн. руб. - средства бюджета города 
Нижнего Новгорода, 
- 42,15 млн. руб. - средства собственников 
помещений в многоквартирных домах. 
  | 
    Кроме 
того, финансовую помощь в размере 18,5 млн. 
руб. из бюджета города на проведение аварийно-восстановительных 
работ получили 88 ТСЖ. 
Всего в 2009 году за счет всех источников 
финансирования работы по капитальному 
ремонту были выполнены более чем на 2 
тыс. домов.   
 
    В 2010г. в рамках муниципальной 
адресной программы по проведению капитального 
ремонта многоквартирных домов в Нижнем 
Новгороде за счет средств Фонда содействия 
реформированию ЖКХ, бюджетов Нижегородской 
области и города Нижнего Новгорода запланирован 
капитальный ремонт 262 домов. Общая стоимость 
работ составит 310,38 млн. руб., в т.ч.: 
- 242,39 млн. руб. - средства Фонда, 
- 10,76 млн. руб. - средства бюджета Нижегородской 
области, 
- 10,76 млн. руб. - средства бюджета города 
Нижнего Новгорода, 
- 46,44 млн. руб. - средства ТСЖ, собственников 
помещений в МКД. 
 
    В текущем году будет сформирована 
программа по установке общедомовых приборов 
учета на системах холодного водоснабжения, 
реализована муниципальная адресная программа 
"Освещение придомовых территорий города 
Нижнего Новгорода".
   Теплоэнергетический 
комплекс города Нижнего Новгорода включает 
в себя 272 котельные (в том числе 167 котельных, 
находящихся в муниципальной собственности 
города), отапливающие жилищный фонд и 
объекты социальной сферы; центральных 
тепловых пунктов и тепловых насосных 
станций - 251 ед., 2752 км. тепловых сетей в 
однотрубном исчислении (в том числе находящихся 
в муниципальной собственности - 2535 км.). 
 
    В систему водоснабжения города 
входят 5 водозаборных станций, 234 повысительных 
насосных станций, 1854 км. водопроводных 
сетей. 
 
    Система канализации включает 
в себя Нижегородскую станцию аэрации, 
109 ед. насосных канализационных станций, 
1392 км. сетей канализации. 
 
   Система электроснабжения включает 
в себя 4274 км линий электроснабжения (в 
том числе 1316 км, находящихся в муниципальной 
собственности города). подстанций 110 кВ 
- 24 ед.; распределительных пунктов - 137 
ед.; трансформаторных подстанций - 1645 
ед. 
 
    В 2009 году ресурсоснабжающими 
организациями выполнен капитальный ремонт 
объектов инженерной инфраструктуры, 
находящихся в муниципальной собственности: 
- сетей отопления и ГВС - 76,3 км; 
- сетей холодного водоснабжения - 24,1 км. 
- сетей канализации - 3,4 км. 
- сетей электроснабжения - 29,9 км. 
 
    Всего в рамках подготовки к 
отопительному сезону 2009-2010гг. реализовано 
мероприятий по ремонту инженерной инфраструктуры 
общей стоимостью 990 млн. руб. (ОАО "Нижегородский 
водоканал", ОАО "Теплоэнерго", 
ООО "Энергосети"). 
 
    В период подготовки к зиме 
2009-2010гг. наиболее острыми моментами были 
вопросы обеспечения теплоснабжением 
домов и объектов социальной сферы от 
ведомственных котельных: ОАО "Вермани", 
ОАО "Снабспецпром" (бывший ОАО "Хлебзавод 
№5"), Нижегородская сельхозакадемия. 
Решения по всем котельным найдены. 
    Котельная сельхозакадемии 
принята в муниципальную собственность. 
Её подготовка к зиме произведена силами 
ОАО "Теплоэнерго". Надо отметить, 
что котельная передана в крайне неудовлетворительным 
состоянии и требовалось выполнение большого 
объема работ в кратчайшие сроки. 
 
   В настоящее время ОАО "Теплоэнерго" 
завершаются работы по обеспечению горячими 
водоснабжением домов, подключенных к 
котельным ОАО "Вермани" (ж.д. №1б 
по переулку Светлогорский, ж.д. №4 по проезду 
Светлогорский) в Советском районе и ООО 
"Снабспецпром" (ж.д. №15 по ул. Профинтерна) 
в Ленинском районе. 
 
2.2. Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры
 Управлением 
ЖКХ г. Нижний Новгород занимается Департамент 
жилья и инженерной инфраструктуры, который  
организует эксплуатацию муниципального 
жилищного фонда, объектов коммунального 
хозяйства, обеспечивает коммунальное 
обслуживание населения, организует работы 
по благоустройству города. 
Структура 
департамента жилья и инженерной 
инфраструктуры 
 
Основные 
функции Департамента: 
1. Участие в разработке и корректировке 
генерального плана развития города Нижнего 
Новгорода.  
 
2. Составление концепции развития жилищно-коммунального 
хозяйства города.  
3. Анализ состояния 
жилищно-коммунального 
 
4. Подготовка для принятия главой администрации 
города правовых актов по жилищно-коммунальному 
хозяйству.  
 
5. Определение потребности в капитальных 
вложениях на развитие жилищно-коммунального 
хозяйства города, осуществление контроля 
за их использованием.  
 
6. Планирование бюджетных ассигнований 
на капитальный ремонт и содержание объектов 
жилищно-коммунального хозяйства.  
 
7. Организация аукционов и конкурсов в 
сфере жилищно-коммунального хозяйства.  
 
8. Разработка перечня приоритетных объектов 
инженерной инфраструктуры, строительство 
и реконструкция которых должно осуществляться 
за счет средств городского бюджета и 
внебюджетных источников.  
 
9. Разработка целевых программ по подготовке 
объектов теплоэнергетического комплекса, 
социально-бытового и жилищно-коммунального 
назначения к работе в зимних условиях, 
осуществление контроля за их реализацией.  
 
10. Координация деятельности жилищно-эксплуатационных 
служб и муниципальных унитарных предприятий 
по проведению проектных, строительно-монтажных 
работ на объектах инженерной инфраструктуры, 
по обслуживанию и содержанию жилищного 
фонда, лифтового оборудования, систем 
дымоудаления.  
 
11. Осуществление контроля за санитарным 
содержанием городских территорий, состоянием 
уличного освещения, озеленения площадей, 
парков, скверов, производством земляных 
и инженерно-коммуникационных работ.  
 
12. Осуществление контроля за сохранностью 
и соблюдением правил пользования жилищным 
фондом и его придомовыми территориями.  
 
13. Организация работы с кадрами подведомственных 
организаций, принятие мер по повышению 
их квалификации.  
 
14. Организация приема граждан, рассмотрение 
предложений, заявлений и жалоб. Принятие 
соответствующих решений.  
 
15. Привлечение в установленном порядке 
на договорной основе для разработки вопросов, 
входящих в компетенцию департамента, 
научно-исследовательских организаций, 
а также отдельных ученых и специалистов.  
 
16. Проведение совещаний по вопросам, входящим 
в компетенцию департамента, с привлечением 
необходимых специалистов.