Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 06:43, контрольная работа

Краткое описание

Муниципальное право - отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.

Содержание

1. Понятие, предмет и особенности муниципального права…………….3
1.1. Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности……………..…………………………………………………………3
1.2. Предмет и метод муниципального права…………………….....……4
1.3. Муниципально-правовые нормы и институты…...……..…………...6
1.4. Муниципально-правовые отношения…………………...……………8
1.5. Источники муниципального права…………...……………………..10
1.6. Муниципальное право как наука……………………..…………......13
1.7. Муниципальное право как учебная дисциплина…………………...15
2. Поясните, что общего имеется у муниципального права с конституционным и административным правом. В чем отличие муниципального права от названных отраслей?................................................16
3. Составить и заполнить сравнительную таблицу относительно вышеуказанных отраслей, указав следующие элементы для сравнения: понятие отрасли права; предмет; основные институты; субъекты; метод; источники………………………………………………………………………...18
Библиографический список……………………………………...……….22

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 1 (муницип право).docx

— 37.26 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1. Понятие, предмет и особенности муниципального права…………….3

1.1. Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности……………..…………………………………………………………3

1.2. Предмет и метод муниципального права…………………….....……4

1.3. Муниципально-правовые нормы и институты…...……..…………...6

1.4. Муниципально-правовые отношения…………………...……………8

1.5. Источники муниципального права…………...……………………..10

1.6. Муниципальное право как наука……………………..…………......13

1.7. Муниципальное право как учебная дисциплина…………………...15

2. Поясните, что общего имеется у муниципального права с конституционным и административным правом. В чем отличие муниципального права от названных отраслей?................................................16

3. Составить и заполнить сравнительную таблицу относительно вышеуказанных отраслей, указав следующие элементы для сравнения: понятие отрасли права; предмет; основные институты; субъекты; метод; источники………………………………………………………………………...18

Библиографический список……………………………………...……….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, предмет и особенности муниципального права

1.1. Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности.

 

Муниципальное право - отрасль российского  права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное  право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельное  правовое образование в системе  права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.

Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного  права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении  основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления. Кроме того, в его содержание входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в  различных сферах местной жизни. Важную роль в регулировании муниципальных  отношений играют акты международного права, напр. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября  1985 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Предмет и метод муниципального права.

 

Под предметом муниципального права понимают:

  • общественные отношения в системе местного самоуправления;
  • общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в том числе в процессе реализации права населения на местное самоуправление;
  • общественные отношения, возникающие на местном уровне жизни общества.

Каждая профилирующая отрасль  права имеет свои методы правового регулирования. Муниципальное право, будучи комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в разных отраслях. Поэтому правовое регулирование в ней основано на сочетании следующих методов:

  1. частноправового (диспозитивного);
  2. публично-правового (императивного);
  3. гарантий (государство, признав местное самоуправление, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушения прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую и экономическую самостоятельность);
  4. саморегулирования.

В целом для местного самоуправления как публично-правового института  характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная  с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами.

Методы правового регулирования  во многом ориентированы на способы правового регулирования. В теории государства и права выделяют три способа правового регулирования:

  1. дозволение - предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий;
  2. запрещение - возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий;
  3. обязывание (предписание) - возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных активных действий.

Таким образом, главными признаками метода правового регулирования можно  назвать:

  • каково устанавливаемое юридическое положение сторон;
  • с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
  • как определяются права и обязанности субъектов правоотношений;
  • как защищаются права и обязанности субъектов правоотношений.

Для юридического режима муниципального права как комплексной отрасли  характерно ориентирование на дозволение и обязывание. Иными словами, муниципальное  право отличается от других отраслей права сочетанием императивного  и диспозитивного методов регулирования отношений. Его специфика как раз и состоит в комбинации различных способов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Муниципально-правовые нормы и институты.

 

Муниципально-правовая норма - это  норма права, регулирующая отношения  в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения

Муниципально-правовые нормы подразделяются:

I. По объекту правового регулирования:

1) нормы, закрепляющие общее понятие местного самоуправления;

2) нормы, закрепляющие организационные основы местного самоуправления;

3) нормы, определяющие основные положения государственной муниципальной службы;

4) нормы, складывающиеся в процессе принятия решений по вопросам местного значения;

5) нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.

II. По характеру:

1) управомочивающие правовые нормы;

2) обязывающие правовые нормы;

3) запрещающие правовые нормы.

III. По территориальным пределам действия:

1) нормы, действующие на всей территории Российской Федерации;

2) нормы, действующие только в пределах конкретного субъекта Российской Федерации;

3) нормы, действующие только в определенном муниципальном образовании.

IV. По методу правового регулирования:

1) императивные правовые нормы;

2) диспозитивные правовые нормы;

V. По назначению в механизме правового регулирования:

1) материальные правовые нормы;

2) процессуальные правовые нормы.

Муниципально-правовые институты - это  определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные  общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права 

К числу институтов муниципального права относятся:

1) местное самоуправление как  самостоятельный институт и форма  народовластия;

2) основы местного самоуправления;

3) формы местного самоуправления;

4) предметы ведения и полномочия  местного самоуправления;

5) гарантии местного самоуправления;

6) ответственность органов и  должностных лиц местного самоуправления  и др.

Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и  признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной  службы, муниципальной собственности, форм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Муниципально-правовые отношения.

 

Муниципально-правовые отношения - это  общественные отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления и подлежащие регулированию муниципально-правовых норм.

Виды муниципально-правовых отношений:

1) общественные отношения в сфере организации местного самоуправления;

2) общественные отношения в сфере осуществления своих полномочий органами местного самоуправления;

3) общественные отношения, связанные с осуществлением муниципальной службы.

Субъекты муниципально-правовых отношений - это участник общественных отношений  в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения, наделенный конкретными правами  и обязанностями.

Виды субъектов муниципально-правовых отношений:

- граждане РФ;

- органы местного самоуправления;

- муниципальные образования;

- муниципальные служащие;

- иные государственные и негосударственные  органы и организации.

Объекты правоотношений - то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных  отношений относятся территория муниципальных образований, муниципальное  имущество, муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности  их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в  сфере осуществления функций  местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений  на создание муниципальных образований  и корреспондирующую ему обязанность  органов власти обеспечить соответствующее  волеизъявление людей и принять  меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято  жителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Источники муниципального права.

 

В общей теории права принято  различать понятия источника  права в материальном и в формальном юридическом смыслах.

В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые  определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде всего материальные условия жизни  общества, свойственные ему экономические  отношения.

В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются  формы, в которых объективируются  правовые нормы, получают общеобязательность и общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в РФ соответствующие нормативные правовые акты.

Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле, являются действующие в настоящее время  в РФ правовые акты, содержащие нормы  муниципального права.

Виды источников муниципального права:

Во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.

Внутрироссийская система источников муниципального права включает в  себя три иерархически взаимосвязанных  уровня нормативно-правовых актов.

К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права.

Среди них важнейшее значение принадлежит  действующей Конституции РФ. В  ней содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени  местного самоуправления.

Однако особое значение имеют положения  статей 12. 130-133. Для муниципального права  Конституция РФ является базовым  источником права, но не ее главным источником.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные  конституционные законы, содержащие нормы муниципального права.

Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от 12.08.95 № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года и вступивший в силу с 1 сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в данный ФЗ. Можно с полным основанием сказать, что ФЗ № 154 является главным источником муниципального права РФ.

По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Этим законом федеральный законодатель определил основы местного самоуправления в РФ, закрепил общие принципы организации  и деятельности муниципальных образований  в нашей стране.

Информация о работе Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности