Методы управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:52, реферат

Краткое описание

Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1.Понятие и состав муниципальной собственности…………………………4

2.Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью……………………………………………...6

5.Методы управления муниципальной собственностью………………........9

6.Заключение………………………………………………………………….13

7.Список использованной литературы……………………...........................14

Вложенные файлы: 1 файл

ОГМУ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 37.07 Кб (Скачать файл)

    Конституция РФ запрещает субъектам федерации, другим органам ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией (статья 133). На практике реализация конституционных предписаний встречается с трудностями. Одна из причин - принципиальное различие новой конституционной концепции местного самоуправления и сложившегося за долгие годы стереотипа управления на местах как централизованного управления “сверху".

   Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п.1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

   В законах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования воспроизводятся нормы федерального закона.

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса  РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени  самостоятельно. Приобретение, осуществление  имущественных и личных неимущественных  прав и обязанностей от имени муниципальных  образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для  населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции  Российской Федерации ни в Гражданском  Кодексе Российской Федерации. Но при  этом собственником остается все  население муниципального образования.

Управление муниципальной  собственностью должно учитывать как  социальные, так инвестиционные цели. Реализовать эти цели возможно, если:

будет создана эффективная  систем учета муниципального имущества;

будут разработаны критерии эффективного использования муниципальной  собственности; созданы условия  для инвестиционной привлекательности  муниципального имущества;

будет разработана эффективная  система аудита и контроля сохранности  и целевого назначения муниципального имущества.

   Одной из самых сложных задач является разработка критериев эффективного использования собственности. Это связано с тем, что в силу разных причин до сих пор сохраняются монополия муниципальных предприятий в отдельных отраслях; административные барьеры, препятствующие развитию в отраслях городского хозяйства частного бизнеса; ограничивается доходность бизнеса из-за регулирования тарифов на отдельные услуги и т.д.

Выполняя свои задачи, органы местного самоуправления часто сталкиваются с проблемами и к числу наиболее острых можно отнести:

отсутствие у местного самоуправления стимулов развивать  собственное производство, поскольку  с увеличением заработанных средств  растут и отчисления в региональный бюджет и сокращаются установленные  федеральным законом отчисления от федеральных и региональных налогов, а предусмотренные на сей счет гарантии региональным законодательством  не закреплены;

неадекватный подход к  доходам муниципальных образований-доноров. Заработанные ими средства перераспределяются в интересах "бедных" территорий, а размер средств, оставляемых в  их распоряжении, закладывается с  общим дефицитом по муниципальным  образованиям всей территории субъекта Федерации;

отсутствие реальной компенсации  местному самоуправлению на выплату  федеральных льгот, предусмотренных  центральной властью для различных  групп населения.

   Очевидно, что необходима коренная реформа, так как:

отсутствует координация  между органами государственной  власти и органами местного самоуправления. В этих условиях властные структуры  местных сообществ нередко дестабилизируют  ситуацию в peгионах;

местные самоуправления беспомощны, большинство муниципальных образований "сидят" на дотациях, между ними нет реальных связей и взаимопомощи;

потерян контроль государства  за деятельностью местных сообществ  на региональном уровне;

муниципальные образования  отдельных территорий практически  неуправляемы (с учетом значительных расстояний на востоке страны).

 

Методы управления муниципальной собственностью

 

Исследование единого  методологического подхода по управлению муниципальной собственностью, который  позволяет органам местного самоуправления принимать обоснованные решения  предполагает рассмотрение основных методов  и принципов управления муниципальным  имуществом.

Существуют четыре основных метода ведения муниципального хозяйства:

прямое управление;

муниципально-подрядная система;

муниципально-арендная система;

муниципальная концессия.

Прямое управление

   При прямом управлении муниципалитеты осуществляют непосредственное руководство муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями.

   Уточним, за какими организациями, и на каких правах закрепляется муниципальная собственность.

   Гражданским кодексом предусмотрено создание муниципальных предприятий в форме унитарных предприятий, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарные предприятия могут основываться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Но на праве оперативного управления создаются только федеральные казенные предприятия, поэтому муниципальные унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения.

   Владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, ограничено правом контроля со стороны собственника (муниципального образования в лице органов местного самоуправления) за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. А также правом собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия и запретом на распоряжение имуществом без согласия собственника.

   Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество, находящееся в муниципальной собственности.

Так же, в рамках этого  метода управления муниципальные образования  могут выступать учредителем  хозяйственных обществ.

   При наличии в стране более 24 тыс. муниципальных образований, около 20 тыс. из которых являются сельскими поселениями, небольшие муниципальные образования могли бы в полной мере реализовать свои полномочия на основе межмуниципального сотрудничества, посредством создания межмуниципальных хозяйственных обществ, для совместного решения вопросов местного значения.

 

Муниципально-подрядная система.

 

При муниципально-подрядной системе строительство и выполнение определенных функций ведется не службами муниципалитета, а временно нанимаемыми на конкурсной основе частными подрядчиками, получающими часть прибыли. Подрядная система играет очень важную роль в современных муниципальных хозяйствах, однако ее эффективное применение требует соблюдения определенных принципов и правил, строгой системы учета и контроля.

В российской Федерации этот метод регулируется Федеральным  законом от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"27.

 

Муниципально-арендная система

   Следующая форма распоряжения муниципальной собственностью это передача в аренду муниципального имущества.

   Применяется не с целью избавления органов местного самоуправления от расходов по эксплуатации имущества, а лишь при условии невозможности распорядиться муниципальным имуществом более выгодным образом.

Муниципальное имущество  на определенный срок сдается в аренду частным лицам. При этом муниципалитет  на срок аренды полностью отказывается от доходов, получаемых от использования  сдаваемого имущества в обмен  на фиксированные, регулярно уплачиваемые арендатором платежи. Арендатор  обычно занимается деятельностью, не связанной  с выполнением поручений местных  органов власти по решению тех  или иных вопросов местного значения, что снижает возможности муниципального регулирования.

   Преимуществами передачи в аренду являются появление стабильного источника доходов и возможность использования объектов недвижимости в будущем для развития муниципального образования. Недостатками аренды считаются потеря возможных доходов в виде земельного налога, при фиксированной ставке возможны потери от инфляции.

 

Муниципальная концессия.

 

  Представляет собой уступку муниципалитетом на определенный срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хозяйство в определенной сфере деятельности. Фактически, использование подобной системы означает неспособность муниципалитета вести ту или иную часть местного хозяйства.

   По вопросу применения концессионного механизма в литературе описывается два опыта применения концессионного механизма.

В первом случае, эксперты отмечают, что при концессиях около 50% прибыли, полученной в результате деятельности организации, переходит из общественных в частные руки. При этом концессионная эксплуатация общеполезных предприятий чаще всего не обеспечивает ни интересы потребителей (высокие тарифы), ни интересы работников таких предприятий (минимальная зарплата).

   Местные власти оказываются связанными договором на много лет вперед и не могут отказаться от невыгодных концессионных договоров. Реальных же инструментов, позволяющих бороться с крупными внешними, особенно зарубежными, концессионерами у местных органов власти, как правило, нет.

   Следующий опыт применения определяет преимущества и проблемы применения концессионного механизма, к преимуществам относит:

ограничение финансового  участия муниципальных образований  в осуществлении проектов:

создание конкурентной среды  в отрасли;

приток дополнительных денежных средств на территорию;

создание дополнительного  числа рабочих мест, за счет строительства  или реконструкции объектов коммунального  назначения;

расширение числа возможных  инвесторов, так как в управлении могут передаваться как предприятия  в целом, так и отдельные объекты  коммунальной инфраструктуры;

пополнение собственности  муниципального образования современным  оборудованием, так как по истечении  срока договора оно переходит  в распоряжение органов местного самоуправления.

Но реализация концессионного механизма связна и с такими проблемами, как:

отсутствие практики договорных отношений как между собственником  и концессионером и потребителем коммунальных услуг, поэтому об эффективности  этого способа можно судить по расчетным параметрам;

необходимость закрепления  ответственности за тарифное регулирование  услуг, например, тепло - и водоснабжения, за органами местного самоуправления (только при этом условии концессия  будет работать);

потеря влияния в сфере  коммунального обслуживания;

отсутствие стимулов для  инвесторов и местных властей  к заключению подобного типа договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Во-первых, муниципальная собственность принадлежит всему населению муниципального образования и служит удовлетворению его основных жизненных потребностей. Следовательно, необходимо ограничить возможность совершения органами местного самоуправления действий, влекущих банкротство муниципальных образований.

   Во-вторых, органы местного самоуправления являются не только субъектом хозяйствования, но и субъектом властных отношений. А это дает возможность органам местного самоуправления право принимать общеобязательные на территории муниципального образования решения, в том числе и такие, которые могут создать муниципальным предприятиям и организациям льготные условия деятельности по отношению к другим субъектам рыночных отношений.

   В период написания данной работы, переходный период реформы местного самоуправления завершен. По мнению авторов муниципальной реформы, муниципальная собственность к этому периоду должна быть окончательно сформирована, и новый этап предполагает эффективное управление на основе сформированной экономической базы в виде муниципального имущества.

   Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было.

   Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: "ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ". Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской  федерации: принята общероссийским  референдумом от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. от 25 декабря. С.3-6.

Информация о работе Методы управления муниципальной собственностью