Местное самоуправление как элемент управления обществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексный анализ местного самоуправления как элемента управления обществом.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать местное самоуправление в историческом аспекте;
- определить понятие и основные признаки муниципальной власти;
- определение системы и структуры органов местного самоуправления;
- выявление проблем в указанной области;
- в заключение подвести итоги и определить основные направления совершенствования действующего законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Систему органов  местного самоуправления составляют:

- представительный  орган;

- глава муниципального  образования;

- местная администрация  (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования);

- контрольный орган муниципального образования;

- иные органы  и выборные должностные лица  местного самоуправления, предусмотренные  уставом муниципального образования  и обладающие собственными полномочиями  по решению вопросов местного  значения.

 

2.2. Структура органов местного самоуправления в Российской Федерации

 

Структура органов  местного самоуправления включает в  себя перечень органов местного самоуправления, которые делятся на выборные и  иные органы. Данные органы должны образовываться в соответствии с общими принципами построения системы органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании и уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления муниципального образования должна закрепляться в его уставе, в котором также должны быть указаны выборные и иные органы местного самоуправления, имеющиеся в муниципальном образовании. При этом необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой понятия «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления» не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от его полномочий может выступать в качестве органа местного самоуправления27.

Первое место  в системе органов местного самоуправления отведено представительному органу.

Представительный  орган местного самоуправления –  выборный орган местного самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать  от его имени решения, действующие  на территории муниципального образования. Особый статус представительных органов местного самоуправления в первую очередь связан с их выборностью. Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами… через выборные и другие органы местного самоуправления, а статья 35 «Представительный орган муниципального образования» ФЗ Об общих принципах организации МСУ закрепляет их статус.

Представительные  органы наделены исключительной компетенцией, содержание которой подчеркивает особенность  их статуса по сравнению с исполнительными органами и должностными лицами местного самоуправления, характеризует их как ведущее звено в системе местного самоуправления. Закон не определяет срок полномочий представительных органов, он устанавливается Уставом муниципального образования. Однако срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть менее двух и более пяти лет. В статье 35 ФЗ Об общих принципах организации МСУ более детально регламентируется порядок формирования представительных органов местного самоуправления. В пункте 1 статьи 35 указанного закона закреплено, что представительный орган муниципального образования правомочен в случае избрания в его состав не менее двух третей от установленной численности депутатов. Впервые в законе формирование представительных органов зависит от вида муниципальных образований.

Законом определено, что представительный орган поселения  не формируется, если численность жителей  поселения, обладающих избирательным  правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Численность депутатов представительного органа муниципального образования определяется Уставом муниципального образования и не может быть менее числа, установленного п. 6 статьи 35 закона.

При этом численность  депутатов представительного органа муниципального района определяется Уставом  муниципального района и не может  быть менее 15 человек.

Депутатом представительного  органа может быть избран гражданин  Российской Федерации не моложе 21 года, обладающий пассивным избирательным правом.

Следующее звено  в системе занимает глава муниципального образования.

В соответствии с п.2 ст.36 ФЗ Об общих принципах  организации МСУ глава муниципального образования в соответствии с  Уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному  органу муниципального образования.

Исполнительные  органы муниципального образования  являются неотъемлемым элементом системы  органов местного самоуправления.

В новой редакции ФЗ Об общих принципах организации  МСУ в структуре органов местного самоуправления обязательным является наличие местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

В соответствии со ст. 37 этого закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Детально статус и структура исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления закрепляется в уставах муниципальных образований. ФЗ Об общих принципах организации МСУ закреплено, что местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация обладает правом юридического лица.

Структура местной  администрации утверждается представительным органом муниципального образования  по представлению главы местной  администрации. В структуру местной  администрации могут входить  отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Структурные подразделения местной администрации осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных главой местной администрации. Руководители структурных подразделений по вопросам, отнесенным к их полномочиям Уставом муниципального образования или муниципальными нормативными правовыми актами, издают распоряжения и приказы.

 

Заключение

 

В настоящее  время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном  этапе, в условиях демократизации и  реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы  реальные возможности для развития современной модели организации  местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних  взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость  развития муниципальной демократии, более действенных условий для  самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.  Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу. Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.

Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы. Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

Исследование  муниципальных органов в Волгоградской области показало, что в основной своей массе в муниципальных образованиях полностью сохранились все органы управления, существовавшие в советский период на местах. Не изменились не только названия органов управления, но и их функции, полномочия, сферы деятельности.

Тот факт, что  названия органов местного самоуправления совпадают, как правило, с названиями органов государственной власти, закономерен. Практика показывает, что  органы местного самоуправления независимо от их правовой природы продолжают выполнять функцию государственного управления на местах. Пределы самостоятельности органов местного самоуправления относительны и должны выражаться в разграничении полномочий и сфер компетенции властей центра и мест, то есть в обособленности круга дел, предоставленных местному самоуправлению. Хотя необходимо отметить, что государственное начало местного самоуправления заложено в выполняемых им отдельных государственных функциях: налоговая политика, содействие в военной мобилизации, обеспечение охраны общественного порядка, социальное обеспечение, организация выборов и другое. Без государственного начала местное самоуправление немыслимо. Но местное самоуправление не должно подменяться местным государственным управлением. Однако четкой грани между помощью и давлением со стороны субъектов Российской Федерации на органы местного самоуправления пока нет.

Представительные  органы местного самоуправления, их виды, порядок формирования, сфера деятельности, наименования, функции, полномочия и  компетенция, как правило, указываются в уставах муниципальных образований. С исполнительными органами местного самоуправления ситуация неоднозначна. Изучение уставов муниципальных образований Волгоградской области показало, что определение структуры исполнительных органов, порядок их формирования, названия, сфера деятельности, взаимодействие между собой отнесены к компетенции руководителя исполнительных органов или к компетенции главы местной администрации. Поскольку существовала практика разработки типового проекта устава муниципального образования органами субъекта Российской Федерации, где установление структуры исполнительных органов относилось к компетенции главы местной администрации, основная масса уставов муниципальных образований была принята или утверждена в предложенном варианте. То есть был заложен и узаконен принцип единоначалия в системе исполнительных органов местного самоуправления.

В этом, на наш  взгляд, заключается одна из причин сохранившейся системы органов  местного самоуправления советской  модели, отсутствия четкой грани в компетенции органов местного самоуправления между выполнением собственных и государственных полномочий и неспособностью органов местного самоуправления в полном объеме выполнять функции, возложенные на него федеральным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

Нормативные правовые акты

 

1 Конституция  Российской Федерации от 12 декабря  1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // РГ. – 25 декабря 1993 г.; РГ. – 21 января 2009 г.

2 Федеральный  закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2003 г. №40. Ст.3822; 2011. №31. Ст. 4703.

3 Указ Президента  РФ от 28 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СЗ РФ. 2008 г. №18. Ст.2003.

4 Постановление  Администрации Волгоградской области  «Об оценке эффективности деятельности  органов местного самоуправления  городских округов и муниципальных районов Волгоградской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.volganet.ru/irj/avo.html/news/selfgovernment?LightDTNKnobID=-241021206

5 Устав городского округа - город Камышин Волгоградской области от 28 июня 2005 г. №56 (в ред. от 28 октября 2010 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.admkamyshin.info/ustav.html

 

Научная литература

 

6 Авакьян, С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // В сб.: Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. [Текст] / С.А. Авакьян. - М., 2004.

7 Агибалов, Ю. Проблемы реформирования местного самоуправления в России [Текст] / Ю. Агибалов //Федерализм. — 2007. №34.

8 Агошкова, Е.  Б., Ахлибининский, Б. В. Эволюция  понятия системы [Текст] / Е.Б. Агошкова // Вопросы философии. - 1998. - № 7.

9 Алехин, А.П., Козлов, Ю.М. Административное право Российской  Федерации. [Текст]: Учебник для вузов. / А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. - М., 1995.

10 Антонова, Н.А.  Правовые вопросы организационной деятельности представительных органов местного самоуправления в РФ. [Текст]: Дис. канд. юрид. наук. / Н.А. Антонова. - М., 2005.

11 Антонова, П. А. Правотворчество муниципальных органов и его значение в осуществлении функций местного самоуправления в России [Текст] / П.А. Антонова // Конституционное и муниципальное право. 2008. - № 7.

Информация о работе Местное самоуправление как элемент управления обществом