Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие и правовая регламентация организационных основ местного самоуправления
Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов.
Понятие “организационные основы местного самоуправления” характеризует:
а) структуру органов местного самоуправления;
б) порядок, формы и принципы их деятельности;
в) организацию муниципальной службы..

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретическая часть.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

    Основными отличительными особенностями муниципальной  службы от других видов деятельности являются:

    1) муниципальная служба осуществляется  в органах местного самоуправления. В соответствии с Федеральным  законом от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют:

    - представительный орган муниципального образования;

    - глава муниципального образования;

    - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

    - контрольный орган муниципального образования;

    - иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Муниципальные предприятия и учреждения не входят в структуру органов местного самоуправления, соответственно лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в указанных учреждениях, не состоят на муниципальной службе и не являются по статусу муниципальными служащими;

    2) муниципальная служба осуществляется  в аппарате избирательной комиссии  муниципального образования, которая  не входит в структуру органов  местного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований;

    3) муниципальная служба осуществляется  на должностях муниципальной  службы. Структура муниципальных  должностей органов местного  самоуправления представлена двумя видами: выборные должности и должности муниципальной службы. К выборным муниципальным должностям Федеральным законом от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены:

    а) депутаты - члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;

    б) должностные лица местного самоуправления - выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными  полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) организации деятельности органа местного самоуправления;

    в) выборные должностные лица местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

    г) члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные  лица органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных  выборах.

    Лица, осуществляющие деятельность на выборных должностях, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими.

    В органах местного самоуправления могут  быть предусмотрены должности для  технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Лица, которые не замещают муниципальные должности муниципальной службы, а исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими. На данных лиц не распространяются квалификационные требования, предусмотренные к замещению муниципальных должностей муниципальной службы, установленные Законом, а также права, обязанности, ограничения и запреты, то есть те элементы, которые сопровождают статус муниципального служащего;

    4) муниципальная служба функционирует  в сфере публичной власти и  является публично-властной деятельностью.  Публичность муниципальной службы - это важнейшая составная часть  публичного права, выражающая  право народа как суверена демократического государства на профессиональное ведение дел от лица всего народа. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, российской системы народовластия. В то же время местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения жизнедеятельности муниципального образования;

    5) муниципальная служба является  социальным институтом и отличается социальным характером функционирования. Социальные цели муниципальной службы обусловлены характером задач муниципального образования, связанных с необходимостью удовлетворения общих материальных и духовных потребностей в сфере образования, здравоохранения, занятости, социальными приоритетами в повседневной деятельности;

    6) муниципальная служба является  правовым институтом. Правовой характер  функционирования муниципальной  службы проявляется в двух  аспектах. С одной стороны, муниципальные служащие призваны осуществлять свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Муниципальная служба является субъектом контроля соблюдения законодательства на территории соответствующего муниципального образования. С другой стороны, муниципальная служба является особым видом управленческой деятельности, которая имеет жесткий правовой режим регламентации. А к муниципальным служащим предъявляются особые требования, составляющие правовой статус, который регламентируется нормативными правовыми актами и тем самым отличает муниципальных служащих от других.  

 

3.2. Муниципальная должность, муниципальный служащий,

    Муниципальная должность - должность, предусмотренная  уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

    В ч.1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»5 дано определение понятия муниципального служащего, из которого следуют такие признаки, в совокупности характеризующие физическое лицо в качестве муниципального служащего, как:

    - муниципальным служащим является  гражданин. С учетом нормы ч.1 ст.1 Закона речь идет о гражданах  России, а также о гражданах  иностранных государств - участников  международных договоров РФ, в  соответствии с которыми иностранные  граждане имеют право находиться на муниципальной службе;

    - гражданин исполняет обязанности  по должности муниципальной службы  в порядке, определенном муниципальными  правовыми актами в соответствии  с федеральными законами и  законами субъекта РФ;

    - за исполнение обязанностей по должности муниципальной службы гражданину выплачивается денежное содержание за счет средств местного бюджета.

    В силу прямого указания в ч.2 ст.1 Закона не являются муниципальными служащими  депутаты, члены выборных органов  местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса (лица, замещающие муниципальные должности).

    Следует отметить, что определение понятия муниципального служащего дано в ч.1 статьи 10 Закона по аналогии с положениями статьи 13 Закона «О государственной гражданской службе», раскрывающей понятие государственного гражданского служащего: государственный гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы; государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

    Как говорилось выше, замещение должностей муниципальной службы на основе трудового  договора (для главы местной администрации - на основе контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих, является принципиальным положением Закона, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих. Данное положение Закона является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Норма о том, что поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы по аналогии с положением ст.13 Закона «О государственной гражданской службе» закреплена в ч.8 ст.16 Закона.

 

3.3 Прохождение муниципальной  службы

    Под условиями поступления на муниципальную  службу следует понимать определенные юридические требования, которые  предъявляются к личности, претендующей на замещение муниципальной должности муниципальной службы. Предъявляемые требования к претендентам на замещение должностей муниципальной службы условно можно разделить на три основные группы:

    - формальные (определенный перечень  документов, который представляет  гражданин при поступлении на муниципальную службу: заявление, трудовая книжка и другие).

    - социальные (ограничения и запреты,  связанные с прохождением муниципальной  службы: признание недееспособным  или ограниченно дееспособным  решением суда, вступившим в законную  силу; наличие заболеваний препятствующих поступлению на муниципальную службу и другие).

    - профессионально-квалификационные (требования  к уровню профессионального образования,  стажу муниципальной службы и  опыту работы по специальности;  требования к профессиональным  знаниям, качествам и навыкам, необходимым для замещения конкретной должности муниципальной службы).

    В отличии о ранее действовавших  норм, установленных Федеральным  законом от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ», в соответствии с которыми муниципальным служащим может быть только гражданин РФ, статья 1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» значительно расширяет категорию граждан, которые имеют доступ на муниципальную службу.

    На  муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является равным для всех граждан, независимо от основания приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

    На  муниципальную службу также вправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство. В  соответствии со ст.62 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 1 Закона не содержит каких-либо ограничений при поступлении на муниципальную службу для граждан, имеющих двойное гражданство. Однако данное ограничение содержится в п.6 ч.1 ст.13 Закона. На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство только в том случае, если гражданство приобретается у иностранного государства, являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе.

Информация о работе Местное самоуправление