Малые города и сельские поселения: перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования представленной курсовой работы заключается в исследовании дальнейшего развития малых городов и сельских поселений, теоретического обоснования проблем малых городов и сельских поселений и пути их решения.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
-раскрыть понятия «малые города» и «сельские поселения», выявить их особенности и виды;
-описать концепцию развития малых городов и сельских поселений;
-исследовать проблемы малых городов и сельских поселений в современной России;
- выявить факторы, влияющие на развитие малого города;
- найти наиболее оптимальные пути развития малых городов и сельских поселений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития малых городов и сельских поселений.
1.1. Малые города и сельские поселения: сущность, особенности, характеристика………………………………………………………6
1.2. Концепция развития малых городов и сельских
поселений……………………………………………………………12
Глава 2. Анализ проблем развития малых городов и сельских поселений.
2.1. Проблемы развития малых городов и сельских поселений в России……………………………………………………………….16
2.2. Перспективы развития малых городов и сельских поселений в современной России…………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Ерастова Е.С 1413.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

В цивилизованных странах тенденция идет к практическому воплощению лучших качеств данной общей характеристики. В условиях административно-командной системы, когда по отношению к небольшим городам действовал так называемый остаточный принцип, выявились  негативные процессы, обостряющиеся порой  до крайних пределов.

Действительно  для малого города первостепенное значение приобретает проблема размещения производства, мера его комплексности и сбалансированности. Экономическая специализация, выступающая в качестве ведущего фактора, должна быть органически увязана с заинтересованностью самих горожан в непосредственном присвоении и использовании результатов своего основного труда - труда в градообразующей сфере. Недостаточный учет на практике в первую очередь именно этой взаимосвязи часто приводит к выводу, что население там  предстает как население с нереализованными возможностями.

Становление и развитие малого города происходит под решающим воздействием базовых отраслей региона, куда он входит составной частью. Региональные социально-экономические условия и факторы определяют его функциональную направленность, существенно влияют на формирование социально-профессионального состава населения, распределение последнего по сферам трудовой деятельности.

Каждый регион отличается своей природно-географической средой, сложившимися национальными традициями и нравами местного населения, характером взаимосвязей между поселениями различного типа и т.д., что также детерминирует специфику содержания и степень урбанизированности жизнедеятельности  в малых городах. Можно сказать,  что подавляющее количество небольших городов выполняет функции центров административных районов.

Так же в структуру муниципального образования входит такая административная единица как сельское поселение. Сельское поселение — один из типов муниципальных образований в России, представляет собой, как правило, несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населённый пункт или посёлок с численностью населения более 1000 человек или объединённые общей территорией несколько сельских населённых пунктов с численностью населения менее 1000 человек.

Можно сделать вывод, что малые города занимают важное место в концентрации функций в системе территориального разделения труда, являются опорными центрами территориальных систем расселения. Следует отметить, что около 70% малых городов являются центрами районов, что означает сосредоточение в них базовой жизненной инфраструктуры для окружающих поселений и сел.

 

    1. Концепция развития малых городов и сельских поселений

 

Задача развития небольших городов, учитывая ее масштабность и сложность, а также принимая во внимание многообразие условий и различия в возможностях развития отдельных регионов и населенных мест, может быть эффективно решена только на принципах программного подхода на системной основе, при условии координации усилий всех без исключения органов власти и управления – местных, региональных и федеральных.

Однако, когда дело доходит до реализации задач социально-экономического развития, ограничиваются в большинстве случаев большими городами, где решать их много проще, условия благоприятнее, уровень развития и концентрации производительных сил в целом неизмеримо выше, чем в малых городах и, тем более, в сельской местности. Малые же города выпадают из  поля зрения федерального центра, их огромный совокупный потенциал продолжает оставаться почти невостребованным, а уровень жизни населения этих городов продолжает падать.

Эффективным способом решения проблем, обозначенных в Программе, является программно – целевой метод, который ориентирован на достижение конечных результатов в соответствии с общими принципами программно – целевого управления. Он позволяет:

-определить первоочередные задачи, решение которых обеспечит достижение этих целей;

-определить приоритетные объекты Программы, а также необходимый объем их финансирования;

- эффективно расходовать бюджетные средства.[5; с.44-45]

Целесообразность разработки концепции специально для небольших городов (т.е. – без больших городов – областных центров) определяется следующими соображениями:

- малые, средние города и поселки – районные центры представляют собой наиболее массовую категорию городских поселений страны, без включения которых в работу по экономическому развитию и удвоению ВВП и преодолению бедности в них эти задачи решить в стране в целом не удастся;

-они формируют социально-экономический каркас практически каждого региона, т.е. являются важнейшей составной частью региональной хозяйственной структуры, требующей своего развития;

-вместе с тем населенные пункты данной категории представляют собой наиболее слабые, отстающие по основным социальным, демографическим и экономическим показателям (по сравнению с большими городами – региональными центрами) поселения, нуждающиеся в силу этого в проведении специального комплекса мер по преодолению этой отсталости – экономической и социальной;

-успешное решение задач экономического развития именно в этой категории населенных мест, т.е. почти в каждом из небольших городов каждого субъекта Федерации, позволит существенно нарастить и реализовать производственно – экономический потенциал региона, сделать существенные шаги по преодолению бедности проживающего в нем населения, а также вывести регион в число наиболее развитых;

- большие города – региональные (областные, краевые, республиканские) центры характеризуются:

а) с одной стороны, существенно более благоприятными показателями экономического развития, сравнительно более низким уровнем бедности населения, чем малые города;

б) с другой стороны – большинство из них является городами-донорами, располагает достаточными собственными финансовыми ресурсами и возможностями для решения поставленных задач, позволяющими им обходиться без федеральной и во многом – даже без региональной поддержки;

- успешное решение указанных задач в малых городах и поселках, выполняющих, как правило, функции районных центров сельскохозяйственных административных районов, позволит существенно нарастить и реализовать производственно-экономический потенциал каждого аграрного района в целом и способствовать, тем самым, преодолению общего кризиса сельской местности и аграрно-промышленного комплекса. Недооценки роли провинции очевидны: 1) разрушение экономической базы малых городов и районов; 2) обезлюдивание отдельных территорий, вследствие физического вымирания населения малых городов и миграции наиболее трудоспособных контингентов населения из небольших городских населенных мест в крупные города и мегаполисы; 3)разрушение коммуникаций, производственной и социальной инфраструктуры, запустение, упадок российской провинции.[5; с.49-50]

Наиболее острая ситуация сложилась в монопрофильных городах с узкой, односторонней структурой хозяйства, на долю которых приходится две трети малых городов.

Малые города сегодня – это средоточие проблем (в малых городах проблемы стоят наиболее остро и болезненно в отличие от больших и крупных городов, небольшие города обладают значительно меньшими возможностями для их разрешения) – экономических, социальных, экологических, политических, это средоточие бедности населения, оборотной стороной которых является рост алкоголизма, наркомании, проституции, бродяжничества, включая детское, инфекционных заболеваний, преступности.

Экспертное сообщество указывает на то, что официальный прожиточный минимум отражает, скорее, уровень нищеты, уровень физиологического выживания, а не бедности. Бедность – явление более широкое и, к сожалению, массовое, особенно для небольших городов и тяготеющих к ним районов.

Проблемы и одновременно причины сложного социально-экономического состояния большинства малых городов условно можно разделить на три группы – это  проблемы общего характера (территориально-отраслевые); проблемы отраслевого характера (проблемы хозяйствующих субъектов); проблемы муниципального (территориального) характера.

Без системного решения этих проблем можно ожидать, серьезны негативных последствий не только для малых и средних городов, но и для окружающих аграрных районов и страны в целом.

Возможным вариантом решения проблемы можно рассматривать вариант ее саморазрешения – «рынок решит все проблемы, все расставит по своим местам». Преимущество этого варианта заключается в том, что он не требует никаких действий и финансовых средств со стороны органов управления всех уровней. Реальный риск – в том, что при сложившейся социально-экономической ситуации экономика небольших городов будет продолжать деградировать.

Другой вариант – несистемный подход к решению проблемы: ее разрешением занимается только областная или местная администрация. Преимущество здесь в том, что могут быть решены лишь отдельные экономические и социальные вопросы, но не проблема в целом. Риск – несмотря на отдельные  позитивные решения, проблема остается, процессы экономической и социальной деградации преломить не удастся.

Вариант решения проблемы в рамках федеральной целевой программы свободен от вышеназванных рисков, а степень их возможного влияния на реализацию программных мероприятий по сравнению с вышеперечисленными  вариантами существенно ниже. Он подвержен наиболее общим для всех вариантов финансово-экономическим, организационно-управленческим и производственно – технологическим рискам, среди которых можно выделить следующие:

-возможность превышения расходов, необходимых для осуществления мероприятий Программы, по сравнению с прогнозными, заявленными в настоящий Концепции;

-неполное финансирование со стороны федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов, нарушение графика финансирования;

- невыполнение или задержка выполнения обязательств поставщиками и (или) подрядчиками работ (услуг) по реализации мероприятий Программы.

 Можно сделать вывод, что возрождение, развитие и рост экономической базы малых и средних городов является эффективным средством в борьбе с нерациональной стихийной миграцией населения и его бедностью, ростом мегаполисов, с неблагоприятными демографической и экологической ситуациями в стране.

При этом нельзя не учитывать то, что развитие небольших городов является одним из основных направлений региональной, экономической и социальной политики стран с высоким уровнем жизни – США, Великобритании, Франции, Японии и др.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

 

2.1. Проблемы развития  малых городов и сельских поселений в России

 

Малые города всегда играли большую роль в становлении и развитии Российского государства. Россия - во многом страна малых городов. Их примерно две трети от общей численности. В зоне их влияния проживают до 40 миллионов человек. Оборонительные укрепления, жилые и хозяйственные постройки, сохранившиеся с древних времен, можно увидеть на территории малых городов центральной части России. К X-XII векам на Руси была сформирована сравнительно обширная сеть малых городов. В то время они были центрами общественной жизни и промышленного развития. Необходимо отметить, что практически все будущие большие города в процессе своего развития проходили стадию малого города.

Что касается нашего времени, то более 70% в России составляют малые городские населенные пункты. Многие из них имеют довольно значительный потенциал для своего развития благодаря сохранившемуся историко-культурному наследию, географическому положению, благоприятным климатическим и экологическим условиям, традиционности расселения.

Поддержка развития малых городов экономически эффективна, поскольку дает новые стимулы для социально-экономического возрождения и развития не всегда их, но также и находящихся в зоне их влияния обширных сельских площадей. Все малые города России в той или иной мере сыграли свою роль, и нашли собственное место в отечественной истории, они все, так или иначе, переживают сложности новой жизни в момент реформ. В то же время они находятся в различных экономических, социальных, экологических условиях, административном положении и физическом состоянии, что требует дифференцированного подхода к определению путей и методов их преобразования. [13; с.88]

Следует отметить, что неоценима роль малых городов в жизни сельского населения. Они являются своего рода “провинциальными столицами”, центрами обслуживания значительных площадей. Наряду с этим, быстрые и умеренные темпы роста характерны преимущественно для тех поселений, которые находятся в зонах влияния крупных и больших городов и на основных коммуникационных осях. Снижение численности населения наблюдается в основном в периферийных городах, расположенных вне основных полюсов и осей развития. Если не принять экстренных мер к их укреплению, прослеживается тенденция к сокращению населения малых городов.

По функциональному предназначению малые города России характеризуются значительной неоднородностью; к их числу относятся: промышленные, агропромышленные, аграрные, туристско-рекреационные, природоохранные города. Подавляющее большинство городов промышленного вида являются административными центрами и выполняют, исключая экономические, функции, напрямую связанные с управлением и обслуживанием площадей и поселений всего района.

Информация о работе Малые города и сельские поселения: перспективы развития