Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 00:50, контрольная работа

Краткое описание

Работники органов местного самоуправления могут быть подразделены на две категории:
— выборные представители: они образуют так называемую “законодательную власть” местного самоуправления;
— назначаемые должностные лица: они принадлежат к администрации органа местного самоуправления.

Содержание

1.Определие и раскройте формы прямого волеизъявления граждан и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на примере государств западной Европы. 2
2. Определите и раскройте полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области. 6
2. Определите и раскройте полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области. 6
3.Укажите правовые формы защиты интересов местного самоуправления. Покажите на примерах работу данного механизма. 9
4. Рассмотрите порядок принятия правовых актов местного самоуправления в государствах американского континента. 19
4. Рассмотрите порядок принятия правовых актов местного самоуправления в государствах американского континента. 19
5. Определите и раскройте экономические основы органов местного самоуправления в России. 23
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

231202 Зачетная работа.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

     Судебная  защита местного самоуправления не исчерпывается  рассмотренными способами. Конституционные  гарантии местного самоуправления на правовую защиту намного шире. Существует общепринятое понятие, что права  местного самоуправления - это не субъект, а процесс - деятельность по решению вопросов местного значения, осуществляемая населением непосредственно или органами местного самоуправления. В этой связи важно отметить следующее: если нарушены права муниципального образования, органов местного самоуправления или право гражданина на осуществление местного самоуправления, то право на обращение в судебные органы имеет любой житель данного муниципального образования.

     При этом обратившийся в суд житель муниципального образования не обязан доказывать факт нарушения его личных прав. Так, если решением государственного органа муниципальному образованию отказано в предоставлении финансовых средств, которые положены ему по закону, то этим нарушены права местного самоуправления следовательно, любой житель муниципального образования вправе оспорить указанное решение в суде. При этом суд не вправе отказать в рассмотрении дела на той основании, что соответствующие денежные суммы причитаются муниципальной казне, а не гражданину. Таким образом, если нарушены права местного самоуправления значит, нарушены права каждого участника самоуправления, что дает им право обращаться в суд.

   
4. Рассмотрите порядок принятия правовых актов местного самоуправления в государствах американского континента.

 

     К концу 20 в. мировая муниципальная практика имела в своем распоряжении огромное разнообразие уставов, различающихся

     как по форме, так и по содержанию. Так, только в США можно встретить четыре основных типа уставных документов, основанием для классификации которых является характер функций местного самоуправления7:

     1) устав общего типа, который разрешает  осуществлять органам местного  самоуправления самые разнообразные функции;

     2) классифицированный устав, регламентирующий  функции в зависимости от численности населения муниципального образования;

     3) устав необязательный, предполагающий  положение о том, что органы  местного самоуправления имеют  право менять формы деятельности зависимости от реальных обстоятельств;

     4) уставы «местных правил» —  наиболее гибкий тип устава, предоставляющий органам местного самоуправления наибольшую свободу в выборе форм деятельности.

     В США относительно правотворческой компетенции органов местного самоуправления утвердился принцип «закрытого перечня»: объем правотворческих полномочий местных сообществ устанавливается путем подробного перечисления их прав и обязанностей. В Соединенных Штатах Америки этот принцип нашел свое отражение в «правиле Диллона», в соответствии с которым любое справедливое, разумное, существенное сомнение в наличии того или иного полномочия (в том числе и по принятию конкретных правовых актов) трактуются судами против муниципального образования. Это приводит к необходимости подробной фиксации всех полномочий местных органов, в результате чего хартии (уставы) местных органов становятся довольно объемными документами.

     В США существует только один уровень  конституционного закрепления статуса  муниципальных органов - штатный, т.к. регулирование вопросов организации  и деятельности местных подразделений  не входит в компетенцию союза, а следовательно составляет исключительную компетенцию субъектов федерации (10-я поправка к федеральной конституции предусматривает, что все полномочия, специально не переданные национальному правительству, резервируются за штатами; т.к. конституция не упоминает о местном управлении, следовательно эта сфера находится в юрисдикции штатов).

     Правовую  базу организации и деятельности местного самоуправления в общем  составляют три группы нормативных  актов (на примере штата Виргиния):

     Федеральные акты - Конституция США, решения Верховного Суда, акты Конгресса Национальной Лиги Городов (публикуемые в сборнике National League of Cities Weekly).

     Штатные акты - Конституция Виргинии (1971г.), решения  Верховного Суда, акты Генеральной Ассамблеи Виргинии (эти акты, касающиеся организации местного управления, полномочий местных органов и т.п., публикуются как Кодекс Виргинии).

     Местные акты - местные хартии8.

     Приоритет в системе нормативных актов, регулирующих деятельность муниципалитетов, принадлежит конституциям штатов. Между штатами нет единообразия в степени детальности конституционного регулирования вопросов муниципального управления. Конституции одних штатов ограничиваются установлением запретов, определением границ деятельности муниципальных органов, конституции других штатов более детально регулируют вопросы их структуры и компетенции.

     Так, Конституция штата Массачусетс (1780г.) в статье 89 закрепляет право народа на местное самоуправление, регулирует вопросы, связанные с порядком принятия местных хартий, определяет общую  компетенцию и ограничения компетенции  местных органов, а также основные полномочия штатной легислатуры в отношении местного управления.

     Конституция штата Иллинойс (1971г.) содержит определение  “муниципалитетов” и “территориальных единиц местного управления”, порядок  определения границ местного управления, структуру местных органов, порядок их организации и деятельности, и т.д9.

     Законодательные органы штатов, кроме того, принимают  еще два вида актов, регулирующих деятельность местных органов: комплексные  законодательные акты, касающиеся определенного  звена местного самоуправления (например, законы о таунах); и законы, касающиеся отдельных отраслей государственной деятельности.

     В системе законов, регулирующих статус муниципалитетов, особое место занимают частные акты, адресованные конкретному, указанному в законе органу муниципального управления. Формально местное управление в США всегда было под властью штата, лишь в результате реформ, начиная с середины 19 века, в конституции штатов были включены ограничения против законодательного вмешательства в местные дела. В результате этих мер многим штатным легислатурам было запрещено осуществлять специальное законодательство, предназначенное исключительно для особо обозначенных местных территорий. Таким образом, штаты могли осуществлять только общее законодательство, обращенное в равной мере ко всем местным единицам.

     Несмотря  на формальное запрещение в подавляющем  большинстве штатов, частные акты продолжают играть важную роль в определении  правового статуса муниципалитетов, являясь одним из средств вмешательства  власти штатов в дела местного значения.

     Большинство муниципалитетов имеют собственные  хартии, разработанные на основе законодательства штата. Хартию определяют как основной закон корпорации, который устанавливает  и контролирует муниципальные полномочия, права, обязанности и привилегии. Законодательные органы штата вправе принимать, изменять и отменять эти хартии, если нет соответствующих ограничений в конституции.Нередко принятие хартий связано с действием принципа " home rule".  
Штат может предоставить муниципалитетам право осуществлять свои полномочия на основе принципа самоуправления ( home rule).Тем самым местным органам предоставляется право самостоятельно, без вмешательства штата: 1) разрабатывать, принимать и вносить поправки в свою хартию самоуправления; 2) осуществлять все полномочия местного самоуправления, помимо ограничений, которые могут быть установлены конституцией штата или обычным законом.

     Однако, поскольку до сих пор в штатах четко не определены критерии отнесения  тех или иных вопросов к делам  местного значения, степень самостоятельности муниципалитетов довольно условна и обычно зависит от усмотрения суда (и чаще всего суды решают споры не в пользу муниципалитетов).

     Таким образом, предоставление права на самоуправление в большинстве штатов связано  с принятием муниципалитетом хартии самоуправления, хотя в других принятие хартии не является обязательным и муниципалитеты могут действовать на основе общих законов штатов.

 

5. Определите и раскройте экономические основы органов местного самоуправления в России.

 

     В развитии местного самоуправления важное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными ресурсами. О местном самоуправлении можно говорить лишь тогда, когда оно обеспечено экономически, что подтверждается всем предшествующим опытом. Конституция РФ закрепила за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

     Федеральное законодательство конкретизировало данное положение. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют:

    • находящееся в муниципальной собственности имущество. В собственности муниципалитетов на начало 2011 года, по данным Росстата, находилось 21909 муниципальных унитарных предприятий, 148 муниципальных банков или других финансовых организаций, 103312 муниципальных учреждений образования, 8342 муниципальных учреждений здравоохранения, 37345 муниципальных учреждений культуры, 10626 муниципальных учреждений спорта и др.;
    • средства местных бюджетов;
    • имущественные права муниципальных образований.

     Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается наличием собственных доходов и правом определять направления их использования  и расходования. К собственным доходам местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом отнесены налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления, за исключением субвенций на исполнение отдельных государственных полномочий, т.е. в первую очередь финансовая помощь из бюджета субъекта РФ. Однако подобный подход в Бюджетном кодексе реализован недостаточно последовательно. Так, ограничения размера дефицита местного бюджета, объема муниципального долга установлены по отношению к объему  доходов местного бюджета без учета финансовой помощи.

     В Бюджетном послании Президента РФ о  бюджетной политике в 2011-2013 гг. отмечается, что в целях усиления заинтересованности органов местного самоуправления в  развитии малого и среднего предпринимательства и, как следствие, в целях увеличения поступлений в местные бюджеты представляется целесообразным закрепить за бюджетами муниципальных районов и городских округов фиксированную величину отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При этом необходимо рассмотреть возможность предоставления органам местного самоуправления права определять отдельные элементы данного налога.

     Таким образом, для дальнейшего успешного  становления института местного самоуправления необходимо, во-первых, создать условия стимулирующие рост доходный базы местного бюджета, а во-вторых, провести корректировку межбюджетных отношений. Реализация первой задачи полностью зависит от эффективности проводимой политики  органов местного самоуправления, а что касается второй задачи, то любые изменения в налоговой политике и межбюджетных отношений должны происходить при условии конструктивного диалога органов местного самоуправления с государственной властью. Еще Л.Эрхард говорил, что налоговая политика должна выполнять «”солидарные функции”, т.е. являться инструментом, не разъединяющим, а объединяющим совокупность проживающих в данной стране людей в некоторую целостность, именуемую гражданским обществом»10.

     Местное самоуправление не присутствует в бюджетном процессе, не участвует в принятии решений, оказывающих влияние на формирование местных бюджетов. Законодательство принимается и изменяется в основном в пользу федерального бюджета, в отдельных случаях в пользу бюджета субъектов федерации.

     В связи с этим  необходимо создать условия и механизмы для конструктивного  диалога органов местного самоуправления с органами государственной власти, включить муниципальное сообщество в процесс принятия важных государственных решений. Местное сообщество должно выражать и отстаивать свое  мнение в диалоге с государством наравне с остальными элитами (политическими, деловыми,  региональными и т.д.), участвующими в принятии важных государственных решений, в рамках способов предложенных законодателем.  Между органами государственной власти и органами местного самоуправления должны выстраиваться отношения, основанные на взаимных правах, обязанностях и ответственности. Необходимо помнить, что структура государственной власти может быть эффективной и устойчивой лишь тогда, когда ее подкрепляет жизнеспособная система местного самоуправления.

   
Список используемой литературы

 
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный  ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы  «КонсультантПлюс».
  2. Об общих принципах местного самоуправления в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Европейская Хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.). По состоянию на 19 сентября 2008 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. – 07.09.1998. -  № 36. - Ст. 4466.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"