Конституционный строй, его принципы и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы изучить:
- конституционный строй, его принципы и структуру;
- рассмотреть основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь;
- общую характеристику Конституционного Суда Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
1. Понятие конституционного строя, его принципы и структура…………………
2. Основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, их классификация и юридические свойства…………………………………………
3.Общая характеристика Конституционного Суда Республики Беларусь………...
Заключение……………………………………………………………….....................
Список литературы……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

2 Конституционное право РБ.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

Важнейшим институтом социально-экономических  отношений является, закрепленное в  Конституции Республики Беларусь право  частной собственности, непременное  условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне.

Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности  регулируется многими отраслями  белорусского права.

Наряду с правами и  свободами, действующим Законодательством  Республики

Беларусь предусмотрены  и обязанности граждан Республики Беларусь. Так, в частности:

  Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Каждый обязан уважать  достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Каждого лицо обязанно действовать таким образом, чтобы уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц. По существу в ней вдет речь о том, что права индивидуума заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Невыполнение этой обязанности влечет юридическую ответственность.

  Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Охрана природной среды -- долг каждого.

  Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

  Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.

  Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

Юридической обязанностью каждого (гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина, лица без гражданства), кто находится на территории

Республики Беларусь, является обязанность соблюдать ее Конституцию  и законы. При их нарушении возможно привлечение виновного лица к  ответственности, в том числе  уголовной, административной, гражданско- правовой и иной ответственности.

Требование о соблюдении законов носит достаточно общий  характер. Можно предположить, что, во-первых, речь идет о законах, которые  соответствуют

Конституции, так как в  случае расхождения Конституции  и закона должна действовать Конституция (см. ст.ст. 137, 142 Конституции). Во-вторых, эта обязанность распространяется на все (не только Конституцию и законы) нормативные акты, если они изданы на основе и в соответствии с Конституцией

Республики Беларусь.

Что же касается невыполнения провозглашенного в Конституции  требования об уважении национальных традиций, то, на мой взгляд, если при  этом не нарушаются правовые нормы, может  наступать лишь моральная ответственность.

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

     В Республике  Беларусь институт конституционного  контроля был учрежден в 1994 году на основании Конституции  Республики Беларусь и Закона  от 30 марта 1994 г. "О Конституционном  Суде Республики Беларусь". Компетенция  Конституционного Суда определена  также Кодексом Республики Беларусь  о судоустройстве и статусе  судей. Вопросы внутренней деятельности  Конституционного Суда Республики  Беларусь регулируются Регламентом  Конституционного Суда Республики  Беларусь.

Конституционный Суд формируется  в количестве 12 судей из высококвалифицированных  специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть  судей Конституционного Суда назначаются  Президентом, остальные шесть избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей - 11 лет, но допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет. [13]

      Конституционный  Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве. По предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания, Совета Республики Национального собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики Беларусь Конституционный Суд дает заключения:

    - о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

     -  о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

    - о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

     - о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь. [13]

 Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются конституционность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Иные государственные  органы, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности  акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный  Суд Республики Беларусь предложений  о проверке конституционности акта.

     В случаях,  предусмотренных Конституцией Республики  Беларусь, Конституционный Суд Республики  Беларусь по предложению Президента  Республики Беларусь дает заключение  о наличии фактов систематического  или грубого нарушения палатами  Национального собрания Республики  Беларусь Конституции Республики  Беларусь.

     Конституционный  Суд Республики Беларусь вправе  вносить Президенту Республики  Беларусь, в палаты Национального  собрания Республики Беларусь, Совет  Министров Республики Беларусь, другие государственные органы  в соответствии с их компетенцией  предложения о необходимости  внесения в акты законодательства  изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых  актов. Конституционный Суд Республики  Беларусь вправе также вносить  в государственные органы и  иные организации другие предложения,  вытекающие из его компетенции.

      Заключения  и решения Конституционного Суда  Республики Беларусь являются  окончательными, обжалованию и опротестованию  не подлежат.

      Конституционный Суд в соответствии со статьей 40 и частью четвертой статьи 122 Конституции, устанавливающими, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а также в судебном порядке обжаловать решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан, рассматривает такие обращения и при необходимости выносит решения об устранении противоречий или пробелов в законодательстве.

Основное место в деятельности Конституционного Суда занимают вопросы, касающиеся защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и международных актах. Принимаемые Конституционным Судом решения направлены на обеспечение прав граждан на судебную защиту посредством обращения за защитой в компетентный, независимый и беспристрастный суд, права на получение юридической помощи, равенства всех форм собственности, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности по налогообложению, создания равных условий для юридических лиц государственной и негосударственной форм собственности, права на жилище, свободы перемещения и выбора места жительства, права на труд, образование, здравоохранение и др.

Конституционный Суд проверяет  на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в  том числе законы о ратификации  международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные  акты министерств, государственных  комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Конституционный Суд рассматривает  вопросы о конституционности  указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

Принимая заключения и  иные решения, Конституционный Суд  оказывает влияние на развитие правовой системы страны, приближение ее к  международным стандартам, на формирование национального законодательства и  на судебную деятельность. При вынесении  решений Конституционный Суд учитывает положения международных правовых актов. Наряду с использованием универсальных международных правовых актов Конституционный Суд ориентируется на европейские международные акты, прежде всего - Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику Европейского Суда по правам человека, что способствует укреплению Беларуси как демократического социального правового государства.

Заключения и решения  Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию  и опротестованию не подлежат. Они обязательно публикуются в официальных изданиях, в том числе в двух газетах - "Звязда" и "Народная газета". Решения в форме запроса, требования, по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, устанавливаемом Конституционным Судом.

Решения Конституционного Суда исполняются государственными органами и должностными лицами. Большинство  решений Конституционного Суда исполнено, другие находятся в стадии исполнения.

      Конституционный  Суд Республики Беларусь явился  инициатором создания Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. По инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь организован и проведен ряд международных научно-практических конференции, "круглых столов" и семинаров. В свою очередь судьи и сотрудники Конституционного Суда регулярно посещают различные международные форумы, посвященные актуальным вопросам развития конституционализма и защиты прав и свобод граждан. В рамках Венецианского форума (консультативного органа при Венецианской комиссии Совета Европы) идет постоянный обмен сведениями и мнениями по широкому кругу проблем, являющихся предметом рассмотрения органов конституционного контроля. Судьи Конституционного Суда охотно отвечают на запросы своих коллег и с благодарностью принимают от них аналогичную информационную помощь.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении приведем основные моменты контрольной работы.

Конституционный строй –  это определенная форма (способ) организации  государства, закрепленный в его  конституции.

Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в первом разделе Конституции  нашего государства, который содержит 20 статей.

Ст. 1 Конституции дает наиболее общую характеристику белорусского государства. В ней закреплено, что Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством.

Понятие  «основы конституционного строя» состоит из ряда взаимосвязанных элементов:

  1. Политическая система.

2. Экономическая система.

3. Социальная политика.

4. Духовно-культурные отношения.

5. Цели и принципы внешней  политики.

Конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу. Перечисление в Конституции Республики Беларусь основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:

. личные,

. политические,

. социальные, культурные, экономические.

Конституционный Суд - единственный орган судебной власти, чьи основные полномочия и порядок формирования прямо определены в Конституции. При этом, как отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются специальным законом.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Республики Беларусь. Минск, 2006.
  2. Закон Республики Беларусь от 30.03.1994г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. Ведомости НС РБ № 25-26-97; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, № 59, 2/176.
  3. Регламент Конституционного Суда. Национальный реестр правовых актов № 80-2001.
  4. В.Г. Гавриленко, Н.И.Ядевич. Конституционное право. Термины, понятия, определения. Минск, 1998.
  5. В.Г. Изотко. Конституционное право. Учебное пособие. Минск, 1998.
  6. Г.А. Василевич. Конституция Республики Беларусь. Научно – практический комментарий. Минск, 2001.
  7. Г.А. Василевич. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник/ Г.А. Василевич. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом, 2009. -320с.
  8. Г.А. Василевич. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник. Минск, 2003.
  9. Д.М. Демичев. Конституционное право. Учебник. Минск,2004.
  10. В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. Конституционное право Республики Беларусь. Минск, Амалфея, 2007.
  11. К.Н. Кунцевич. Конституционное право Республики Беларусь. Монография. Могилев, 2003.
  12. А.И. Курак. Конституционное право Республики Беларусь в таблицах, схемах, определениях. Справочное пособие. Минск, 2001.
  13. www.pravo.by

Информация о работе Конституционный строй, его принципы и структура