Конституционно-правовой статус и особенности федеративного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение федеративного устройства Российской Федерации, особенности ее конституционно-правового статуса, а так же статусов субъектов Российской Федерации, в том числе республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных образований.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить федеративное устройство Российской Федерации;
- рассмотреть конституционно-правовой статус государства;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Конституционно-правовой статус и особенности федеративного устройства РФ.
Особенности федеративного устройства Российской Федерации….4
Конституционно-правовой статус Российской Федерации………...10

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации……………………………………………………………..18
Конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения……………………………………………….24
Конституционно-правовой статус автономных образований..…….27

Заключение……………………………………………………………………..31
Библиографический список………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

вКУСРОВИК Усторйство .doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

- организуют рациональное использование  природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрану памятников истории и культуры;

- организуют карантин, борьбу с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий.17

    Края, области, города федерального значения могут быть самостоятельными субъектами международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит федеральному законодательству.

  Проекты федеральных законодательных актов по предметам совместного ведения направляются для согласования в края, области и города федерального значения.

 

 

 

 

2. 3. Автономная область и автономные округа.

 

     Самостоятельными равноправными субъектами Российской Федерации являются автономные область и округа, которые выступают как форма национальной государственности народов, компактно проживающих на определенной территории.

      В настоящее время в составе Российской Федерации находятся 1 автономная область - Еврейская и 10 автономных округов - Агинский Бурятский; Коми-Пермяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненецкий); Усть-Ордынский Бурятский; Ханты-Мансийский; Чукотский; Эвенкийский; Ямало-Ненецкий.

    Статус автономной области и автономных округов в соответствии со ст.66 п.2 Конституции РФ определяется Конституцией РФ, уставом автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Важное значение для статуса этого вида субъектов Федерации имеет "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.

    Конституция устанавливает также, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (ст.66 п.З Конституции РФ).

     В связи с тем, что автономные округа входят в состав краев и областей. Конституция РФ закрепляет, что отношения автономных округов с этими субъектами Федерации могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

    Автономные область и округа имеют представительств в парламенте Российской Федерации, как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации» Они наделены правом законодательной инициативы в Российской Федерации.18

    Автономная область и автономные округа в ряде случаев могут являться самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений. Они могут заключать договоры и соглашения с другими субъектами Российской Федерации. Полномочия автономной области и автономных округов можно разделить на две группы: по предметам совместного ведения Федерации и субъектов, а также исключительные полномочия автономной области и автономных округов.

    К совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономной области, автономных округов относятся:

- обеспечение соответствия, нормативных  правовых актов автономной области, автономных округов Конституции и законам Российской Федерации;

- защита прав и свобод человека  и гражданина;

обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

- установление общих принципов  территориального деления и организации  местного самоуправления в автономной области, автономных округах;

- установление общих принципов  налогообложения;

- адвокатура, нотариат;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

- административное, жилищное законодательство;

земельное, водное и лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

- природопользование, охрана окружающей  среды, обеспечение экологической  безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

- карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

   Таким образом, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения автономная область и автономные округа обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Органы государственной власти автономных области и округов самостоятельно решают все вопросы своей компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При написании данной работы были выполнены все поставленные задачи ,главная цель  достигнута.

1. РФ - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу. Республики, автономные образования образованны по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу.

РФ является конституционной, а не договорной федерации, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государство образующим.

2. Субъект РФ - входящее в состав РФ государства (республика), государственное образование (автономная область, автономный округ) или территориальное образование(край, область, город федерального значения.

3. Видовой  состав субъектов федерации предопределяется ч.1ст.5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами РФ могут быть образования только установленной  формы: республика, край, область, город Федерального значения, автономный округ, автономная область.

4. К предметам исключительного ведения субъектов РФ относится круг тех полномочий, которые находятся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов.

5. В отличи других субъектов Федерации, республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных  федеральной Конституцией. Имеют собственный язык, гражданство, наградные знаки и т.д.

6. Края, область, края и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы, и иные нормативные акты. Располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

Каждый край, область, города Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а так же уставов краев, области, города федерального значения, и так же вправе иметь свою символику.

7. Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос, а в хождении в РФ, Конституции РФ предусматривает, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, об автономном округе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации офиц. текст. М.: Проспект, 2009.48с
  2. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Федеративно-конституционный закон № 6-ФКЗ от 17 декабря  2001г.//Сборник законодательства РФ 1997.№ 1.Ст.1
  3. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ФЗ № 62-ФЗ от 31 мая 2002г. //http://www.consultant.ru/ (дата обращения:27.12.13г.)
  4. Закон РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 20.04.2006 г.) «О государственной границе Российской Федерации» // Российская газета от 25.04.2006 г.
  5. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (ред. от 30.11.2005 г.) «О национально-культурной автономии» // Российская газета от 02.12.2005 г.
  6. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 03.06.2006 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета от 08.06.2006 г.
  7. Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2009. № 1 С. 74.
  8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2009. С. 784.
  9. Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2010, №9.
  10. Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений// Конституционное право России. М., 2010. С. 160.
  11. Глигич-Золотарёва М.В. Правовые основы федерализма. - М.: Юрист, 2009. - 422 с.
  12. Глигич-Золотарева М. В. Законодательная база федеративных отношений: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 9. - С. 3-7.
  13. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 20011 С. 300.
  14. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства: Монография. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 352.
  15. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 2011, С. 125.
  16. Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право. М., 2010. С. 368.
  17. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2010.  С. 752.
  18. Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2010. С. 1024.
  19. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2011. С. 587.
  20. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2011. С. 864.
  21. Лысенко В. Н. Развитие Федерации и Конституция России. (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений.)// Государство и право. 2011, №8, с. 14-21.

 

  1. Чурсина Е.В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М., 2010. С. 208.
  2. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и её субъектами. - СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2010. С. 559.
  3. Чистяков О.И. «О национально - государственном размежевании в период становления Российской Федерации» // Советское государство и право. 2011г. №11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

  1. Государственная целостность РФ.
  2. Единство системы государственной власти.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.
  4. Равноправие и самоопределение народов.
  5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ. Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа

состав Российской Федерации входит 21 республика:

Республики имеют свою территорию и обладают территориальным верховенством. Каждая республика имеет свое гражданство. Республики имеют свои конституции и законодательные системы. Каждая республика определяет и формирует систему законодательной, исполнительной и судебной власти. Республика имеет (свой)официальный государственный язык. Каждая республика имеет свои государственные символы - Государственный герб, флаг, гимн и столицу.

 

      Края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются государственно-территориальными образованиями. Как самостоятельное звено субъектов Федерации, они имеют систему органов государственной власти: законодательных, исполнительных и судебных.

 

     Самостоятельными равноправными субъектами Российской Федерации являются автономные область и округа, которые выступают как форма национальной государственности народов, компактно проживающих на определенной территории.

      В настоящее время  в составе Российской Федерации находятся 1 автономная область - Еврейская и 10 автономных округов

1 Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2009. № 1 (74).

 

2 Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2010. С. 352.

 

3 Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право. М., 2010. С. 368.

 

4 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2011. С. 587.

 

5 Конституция Российской Федерации офиц. текст. М.: Проспект,2009.48с

 

6 Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Федер. конституционный закон №6-ФКЗ от 17 декабря  2001г.//Сбор.законодательсвта РФ 1997.№1.Ст.1

 

7 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ФЗ №62-ФЗ от 31  мая 2002г.//http://www.consultant.ru/(дата обращения:27.12.13г.)

 

8 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2009. С. 784.

 

9 Конституция Российской Федерации офиц. текст. М.: Проспект,2009.48с

 

10 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2010. - С. 752.

 

11 Глигич-Золотарёва М.В. Правовые основы федерализма. - М.: Юрист,  2009. - 422 с.

 

12 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2009. С. 784.

 

13 Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений//  Конституционное право России. М., 2010. С. 160.

Информация о работе Конституционно-правовой статус и особенности федеративного устройства РФ