Источники муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Муниципальное право — право местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в двух основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ и как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения.

Содержание

Введение 3
1. Конституция как основной источник муниципального права 4
2. Федеральное и региональное законодательство 7
3. Муниципальные правовые акты. Нормы международного права 10
4. Система муниципальных правовых актов 13
Заключение 23
Список литературы: 25

Вложенные файлы: 1 файл

0125833_5F1E5_kontrolnaya_rabota_municipalnoe_pravo_istochniki_mp.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Изменения и  дополнения, внесенные в устав  муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

По нашему мнению, вопрос о порядке принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений и дополнений будет приобретать все большую  актуальность. Это связано в том  числе и с проводимой сейчас реформой местного самоуправления. В пункте 2 ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо закреплялось два варианта принятия устава муниципального образования - представительным органом муниципального образования или населением непосредственно. В новой редакции (от 6 октября 2003 г.) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано11, что устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. И только в малочисленных (до 100 человек) устав муниципального образования принимается непосредственно населением на сходе граждан. Однако прямого запрета на принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений на местном референдуме в новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержится. Поэтому именно суды могут внести ясность в данный вопрос и дать однозначный ответ, в каких случаях принятие устава муниципального образования (внесение в него изменений и дополнений) возможно представительным органом, а в каких - непосредственно населением на местном референдуме.

Учитывая особую значимость устава в системе нормативных  актов муниципальных образований, федеральным законодателем установлена его обязательная государственная регистрация.

Согласно ч. 6 ст. 44 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. В настоящее время данный порядок установлен в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"12.

Государственную регистрацию уставов муниципальных  образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 г. N 7 полномочия по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования возложены на Главное управление Минюста России по федеральному округу.

Регистрирующий  орган:

    • проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации;
    • проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;
    • присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;
    • выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;
    • включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Федерации.

Государственный реестр уставов муниципальных образований  является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Государственный реестр уставов муниципальных образований состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

В государственный  реестр уставов муниципальных образований  субъекта Федерации включаются следующие  сведения: государственный регистрационный  номер устава муниципального образования; реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав); сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования.

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 1 июня 2005 г. N 350 утверждены Правила ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.

Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.

Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Форма свидетельства о государственной  регистрации устава муниципального образования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Основаниями для  отказа в государственной регистрации  устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений  и дополнений в устав могут  быть: противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; нарушение установленного Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной  регистрации устава муниципального образования, муниципального правового  акта о внесении изменений и дополнений в устав, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации этих актов могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Согласно ст. 45 Федерального закона "Об общих  принципах местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).

Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Нарушение срока  издания муниципального правового  акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого  волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

 

 

Заключение

Муниципальное право - комплексная отрасль права, поэтому нормы муниципального права  одновременно являются и нормами  других отраслей. В зарубежных странах муниципальное право чаще всего «вырастает» из административного, у нас же теоретической разработкой вопросов местного самоуправления традиционно занимаются государствоведы. Но в содержание муниципального права входят нормы гражданского, бюджетного и земельного права, а также ряда других отраслей. Комплексный характер муниципального права предопределяет тесную взаимосвязь и даже совпадение источников муниципального права с источниками многих отраслей как публичного, так и частного права.

Нормативно-правовые акты - это односторонние, властные, воле-выедействиянепосредственно населения, органавластиилиегодолжност-ного лица, связанные с исполнением закона и направленные на возникнове-ние, изменение  или прекращение правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Нормативно-правовые акты можно классифицировать следующим образом:

по охвату регулируемых отношений - систематизированные акты (например, законы о местном самоуправлении Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации) и отраслевые или тематические акты, посвященные отдельным аспектам организации местного самоуправления (например, законы о выборах в органы местного самоуправления, о муниципальной службе и т.д.);

по юридической  природе - законодательные акты и подзаконные акты;

по кругу  субъектов, принимающих нормативные  акты, - акты органов государственной  власти, акты органов местного самоуправления, акты, принимаемые непосредственно  населением на референдуме, собрании или  сходе.

Россия является федеративным государством. Это, в частности, означает, что и Российская Федерация в целом, и субъекты Российской Федерации обладают правом принятия нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Предметы ведения каждого территориального уровня закреплены в статьях 71-73 Конституции РФ. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и наделяются своей компетенцией. Таким образом, три территориальных уровня (Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования) могут принимать нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления. Для характеристики пределов самостоятельности каждого территориального уровня федеральный законодатель ввел два термина - «вопросы государственного значения» и «вопросы местного значения». По общему правилу вопросы государственного значения разрешаются органами государственной власти; вопросы местного значения - органами местного самоуправления.

 

Список литературы:

 

    1. Конституция РФ // Российская газета. 1993. № 237.
    2. Европейская хартия местного самоуправления. Страсбург. 15.10.1985 // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
    3. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
    4. Гражданский кодекс РФ (ч. 2) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
    5. Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 02.12.1996. № 49. Ст. 5495.
    6. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
    7. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» // СЗ РФ. 25.07.2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3108.
    8. Бондарь Н. С, Авсеенко В. И., Бочаров С. Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2002. С. 29, 30.
    9. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. – М., 2007.
    10. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. – М., 2008.

 

 

 

Приложение

 

Примерный перечень муниципальных правовых актов.

 

Практика муниципального правотворчества показывает, что  на основании федерального законодательства принимается значительное число  муниципальных правовых актов. В число основных из них входят следующие:

устав муниципального образования;

положение о  сходе граждан;

положение о  правотворческой инициативе граждан;

положение о  территориальном общественном самоуправлении;

положение о  проведении публичных слушаний;

положение о  собраниях граждан;

положение о  конференциях граждан;

положение об опросе граждан;

положение о  порядке рассмотрения обращений  граждан в органы местного самоуправления;

о порядке официального использования символов муниципального образования;

условия контракта  и порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной  администрации (в случае его назначения по контракту);

положения о  порядке подготовки и внесения проектов правовых актов, перечень и форма  прилагаемых к ним документов:

Информация о работе Источники муниципального права