История и современное правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:34, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ 5
§1. ДО XIX ВЕКА 5
§2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА 8
§3. НАЧАЛО XX ВЕКА — ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ 15
§4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ 20
§5. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ 22
ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 25
§1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ 25
§2. ОПЯТЬ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ 28
§3. ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 33
§4. НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ 38
§5. ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 42
§6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (1990-97 ГГ.) 59

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное управление курсовая.docx

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Во многом решить указанные  задачи могли бы созданные в последнее  время периодические методические журналы "Городское управление", "Муниципалитет", "Муниципальная  власть". Однако они вряд ли смогут заполнить весь информационный рынок, так как рассчитаны на самоокупаемость, а значит, не могут быть дешевыми и массовыми изданиями, доступными любому заинтересованному муниципальному депутату или служащему.

После завершения в 1996-1997 гг. выборов органов местного самоуправления, они должны показать избирателям  свою дееспособность и эффективность  в решении вопросов местного значения. Непременным условием успеха этого  этапа является постоянная связь  муниципальной власти с жителями, их понимание проблем и принципов  деятельности органов местного самоуправления. Поэтому сейчас становится актуальной работа с массовым сознанием с  целью укрепления авторитета института  местного самоуправления, активизации  прямого участия населения в  решении местных проблем.

Особую роль в работе с  массовым сознанием играют электронные  средства массовой информации - телевидение  и радио. С этой целью необходимо способствовать созданию на основных телевизионных и радиоканалах вещания  специализированных программ и наладить регулярный выпуск теле- и радиопередач по проблемам местного самоуправления.

Среди существующих систем обеспечения населения информацией  без должного внимания до настоящего времени остается развитая сеть государственных  и муниципальных библиотек, расположенных  во всех городах, поселках и селах. Она  является в определенной мере естественным монополистом в области информационного  обеспечения, так как средства массовой информации сообщают прежде всего текущие  сведения, но не могут обеспечить необходимую  полноту официальной информации.

Кроме того, Федеральный  закон "Об информации, информатизации и защите информации", Указ Президента Российской Федерации ? 228 от 28.02.95 г. "О  Федеральной целевой программе  повышения правовой культуры избирателей  и организаторов выборов в  Российской Федерации" и ряд других документов дают основание рассматривать библиотечную сеть как канал правового просвещения и населения, и представителей муниципальной власти.

Деятельность библиотек  обеспечивается работой специалистов, имеющих дополнительное образование  по отдельным блокам ведомственной  и научной информации. Информация правового и методического характера  обслуживается по установленным  правилам и актуализируется, отмененные акты изымаются из обращения и  переводятся в другой разряд хранения. Библиотеки и их должностные лица несут ответственность за полноту  и правильность поддержания и  хранения информации.

Кроме методической работы с населением по разъяснению принципов  местного самоуправления и целей  муниципальной реформы в рамках хорошо освоенных технологий внешкольной  подготовки населения, на базе муниципальных  библиотек возможна и целесообразна  организация подготовки и переподготовки муниципальных служащих и депутатов  представительных органов местного самоуправления.

Для решения этой задачи необходимо на уровне соответствующих  федеральных структур обеспечить создание в рабочих каталогах хранения библиотечной сети раздела по вопросам местного самоуправления с определением перечня изданий, относящихся к  категории обязательных экземпляров; разработку правил хранения и актуализации законодательства Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, нормативных актов и  решений органов местного самоуправления; обеспечить централизованное пополнение фондов соответствующей литературой.

Важное значение как для  информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, так  и для работы со средствами массовой информации и частными пользователями, имеет и использование современных  информационных технологий (компьютерных сетей различных типов). Наиболее подходящей технологией решения  этой проблемы является использование  сети "Интернет" с созданием "муниципальных" страниц в Web-серверах соответствующих  организаций.

Решение всех вышеперечисленных  проблем будет способствовать реализации одной из основных задач работы с  населением в области местного самоуправления - добиться четкого понимания гражданами, какие органы власти и должностные  лица в системе управления государством обладают теми или иными полномочиями ("за что отвечают"), как может  рядовой гражданин влиять на местную  власть и контролировать ее деятельность.

Кроме того, в целях разъяснения  населению конституционных основ  местного самоуправления и государственной  политики в области местного самоуправления, необходимо проводить соответствующую  работу с редакциями и существующими  объединениями журналистов (Союз журналистов  России, Союз главных редакторов, региональные ассоциации и др.) по введению периодических  рубрик по вопросам местного самоуправления в основных центральных и региональных газетах, и в обязательном порядке  – в официальных печатных изданиях.

В то же время, было бы целесообразным создать межведомственную рабочую  группу, включающую представителей соответствующих  подразделений Администрации Президента РФ, министерств и ведомств Правительства  РФ, для детальной разработки и  согласования всего комплекса мер, направленных на реализацию программы  популяризации среди населения  принципов осуществления местного самоуправления и вовлечения граждан  в практическую деятельность его  органов. Ключом к такому вовлечению является именно реальная возможность  граждан влиять на работу избираемых ими для этого муниципальных  органов.

Тема эта, несомненно, требует  отдельного подробного исследования. Однако уже сейчас, говоря о методах  вовлечения в реформу широких  слоев населения, нельзя не коснуться  активно "рекламируемой" в последнее  время рядом общественно-политических и государственных структур "земской  идеи" – внедрения системы  земского самоуправления, как глубоко  национальной, обеспечивающей единственно  реальную возможность широкого участия населения во власти и "настоящий" контроль населения за той же властью.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Г



оворя о реализации конституционного права населения на осуществление  местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого  процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых  законов, обеспечивающих организационную  и экономическую самостоятельность  муниципальных образований, но и  от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении  местного самоуправления, от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление.

Для действительной способности  реализации права на местное самоуправление представляется необходимым:

1) наличие механизмов  осуществления права, то есть  наличие органов, создаваемых  населением для реализации своих  прав в решении местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы)  или зависимости от населения  создаваемых им органов (выборы, формы контроля). Эти вопросы в  основном решены в рамках первого,  организационного этапа;

2) наличие возможности  осуществления права, то есть  наличие финансово-экономической  базы для обеспечения реальной  самостоятельности населения и  дееспособности создаваемых им  органов (основная задача второго,  экономического этапа);

3) наличие осознанной  воли в осуществлении права,  то есть активное участие в процессе организации местного самоуправления не только государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в его результате). Решение этой задачи, видимо, будет являться в основном целью следующего этапа (назовем его условно "социальным").

Все три составляющие находятся  в настоящее время в процессе формирования, но именно их неразрывное  сочетание: наличие обладающих экономической  и правовой возможностью организационных  структур местного самоуправления при  активном участии и заинтересованности государства и населения может  привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного  развития российского общества и  российского государства.

 

 

 

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (1990-97 гг.)

 

 

  1. 1. Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // СОЦИС. - М., 1997. - №1. - С. 120-125.

 

  1. 2. Авакьян С., Барабашев Г. Внебюджетные фонды // Народный депутат. - М., 1990. - № 15. - С. 35-43.

 

  1. 3. Авакьян С. Из двух законопроектов предпочтительнее депутатский // Российская Федерация. - М., 1995. - № 5.- С. 18-20.

 

  1. 4. Авакьян С. Законодательство в центре и на и местах: перекрестки без тупиков // Российская Федерация. - М., 1996. - №20 - С. 15-17.

 

  1. 5. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М., 1996. - №2. - с. 3-33.

 

  1. 6. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации ("Круглый стол" в Институте государства и права РАЕ) / Антонова В.П., Мирошниченко Е.В., Ревенко Л.А. // Государство и право. - М., 1997. - №5. - С. 24- 45.

 

  1. 7. Аналитический обзор законодательства субъектов Российской Федерации Сибирского и дальневосточного регионов о выборах в органы местного самоуправления // Шугрина Е., Новикова Ю., Кириллова Н. - Новосибирск, 1996. - 37 с.

 

  1. 8. Андрющенко Е.Г. Проблемы малых городов // Власть. - М., 1993. - № 1. - С. 106-107.

 

  1. 9. Артемьева Л. Но средства - вперед // Ваш выбор. - М., 1995. - № 2. - С. 29-30.

 

  1. 10. Афанасьев М.Н. Реформа или контрреформа // Власть. - М., 1994. - № 5. - С. 30-35.

 

  1. 11. Барабашев Г.В. Самоуправление в начале пути // Народный депутат. - М., 1990. - № 4. - С. 6-11.

 

  1. 12. Барабашев Г.В. Совет и мэр "в упряжке" самоуправления // Народный депутат. - М., 1991. - № 11. - С. 36-40.

 

  1. 13. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996.

 

  1. 14. Белораменский В.В. Особенности современной концепции местного самоуправления // Известия вузов. Правоведение. - М., 1993. - №5. - С. 36-44.

 

  1. 15. Болтенкова Л.Ф. Почему Совет Федерации отклонил Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"? // Регионология. - Саранск, 1995. - № 3. - С. 19-31.

 

  1. 16. Бондарь Н.С., Зинченко С.А. Городской Совет и администрация: Проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности // Государство и право. - М., 1993. - № 3. - С. 86-96.

 

  1. 17. Бондарь Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. - Ростов-на-Дону, 1996.

 

  1. 18. Бородкин Ф.М. Новая концепция территориального самоуправления // Регион. - Новосибирск, 1994. - №3. - С. 95-112.

 

  1. 19. Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления //СОЦИС. - М. 1997. - №1. - С. 98-110.

 

  1. 20. Бялкина Т.М. Законодательство области о местном самоуправлении. - Воронеж, 1996.

 

  1. 21. Бялкина Т.М. Стратегия законодательства области о местном самоуправлении // Законы области как субъекта Российской Федерации / Под ред. Тихомирова Ю.А. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. - С. 129 - 135.

 

  1. 22. Васильев В.И. Советы или муниципалитеты? // Народный депутат. - М., 1991. - № 16. - С. 47-54.

 

  1. 23. Васильев В.И. Местное самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы. - М., 1993. - № 11. - С. 14-19.

 

  1. 24. Васильев В.И. Не насаждать искусственно, дать прорасти из глубин жизни. Заметки о научной конференции в МГУ // Российская Федерация. - М., 1994. - № 5. - С. 28-31.

 

  1. 25. Васильев В.И. Готовится важнейший закон. Не допустить бы ошибок // Российская Федерация. - М.,1994. - № 13. - С. 14-17.

Информация о работе История и современное правовое регулирование